Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Законодательство (правовые основы) о правоохранительных органах российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерий юридической силы используется для установления иерархии всех источников законодательства (от акта высшей юридической силы к актам низшей силы), а критерий содержания — для выявления предметной специфики соответствующего нормативного правового акта. Общая характеристика правовой основы институциональной организации правоохранительной деятельности, системы и построения правоохранительных… Читать ещё >

Законодательство (правовые основы) о правоохранительных органах российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • • определение понятия правовой основы построения и деятельности российской правоохранительной системы;
  • • перечень и общие черты источников законодательства о правоохранительных органах (институтах) Российской Федерации;

уметь

  • • классифицировать источники российского законодательства о правоохранительных органах (институтах);
  • • раскрывать их основное содержание;

владеть

• навыками использования юридической терминологии для характеристики отдельных источников законодательства о правоохранительных органах (институтах) Российской Федерации.

Общая характеристика правовой основы институциональной организации правоохранительной деятельности, системы и построения правоохранительных органов в Российской Федерации.

В Российской Федерации, как и в любом другом государстве, деятельность всех правоохранительных органов находится под пристальным вниманием законодателя и подвергается жесткой регламентации. На сегодняшний день действует значительное количество разнообразных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы институциональной организации правоохранительной деятельности, системы и внутреннего устройства (построения) правоохранительных органов. Разнообразие источников вызывает необходимость в их упорядочении, систематизации и определении места в системе законодательства.

Для характеристики правовой основы институциональных аспектов деятельности правоохранительных органов традиционно используется понятие источника права (законодательства), рассматриваемого в значении «формы объективирования юридических норм, служащие признаками их обязательности в данном обществе и в данное время»[1].

Если придерживаться такого, по сути, технического значения рассматриваемого термина, то источниками права можно признать только те акты, которые обладают свойством общеобязательности и содержат в себе нормы права. Под такое определение источника подпадают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие институциональную организацию правоохранительной деятельности, систему и внутреннее построение (устройство) правоохранительных органов. В то же время другие акты, в том числе судебные акты толкования права, источниками права официально в России не признаются.

Источники права, составляющие нормативную основу дисциплины, как уже отмечалось, весьма многочисленны и разнообразны. Их различение принято проводить путем классификации. Чаще всего классификация осуществляется по двум критериям — по юридической силе (значению) и по содержанию (предмету регулирования).

Критерий юридической силы используется для установления иерархии всех источников законодательства (от акта высшей юридической силы к актам низшей силы), а критерий содержания — для выявления предметной специфики соответствующего нормативного правового акта.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на — Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; конституции (уставы) и законы субъектов РФ; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; акты министерств и ведомств. Особым образом решен в российском законодательстве вопрос о юридической силе общепризнанных принципов и норм международного законодательства, норм международных договоров, которые признаются составной частью российской правовой системы и имеют приоритет перед российским законом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Кроме того, на уровне актов министерств и ведомств могут быть выделены акты органов судебной власти нормативного характера (исключая акты толкования и применения права), а также акты негосударственных правоохранительных учреждений.

Конституция РФ. Находится на вершине иерархии источников российского законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации по отношению ко всем и к каждому, включая правоохранительные органы. Это — универсальный акт. Во-первых, это значит, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе регулирующие рассматриваемую нами правоохранительную сферу, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Во-вторых, органы государственной власти (включая правоохранительные органы), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).

  • [1] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юрид, центр Пресс, 2004. С. 343.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой