Государственный административный контроль и надзор в области транспорта, лицензирование транспортной деятельности
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными… Читать ещё >
Государственный административный контроль и надзор в области транспорта, лицензирование транспортной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим юридическим средством обеспечения законности на транспорте являются контроль и надзор.
Современные ученые придерживаются единой позиции, что понятие «контроль» произошло от французского слова controle, которое применялось для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой[1]. Также отмечается, что в английском языке сходное по звучанию слово control может быть использовано для обозначения состояния управления, руководства, регулирования, распоряжения, господства, насилия, власти[2].
В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов[3].
Контроль, как способ обеспечения законности, предполагает сопоставление проверяемой деятельности с нормами права, которыми она регламентируется, в результате чего выявляются нарушения действующего законодательства, принятие мер по устранению выявленных нарушений, что ведет к восстановлению нарушенной законности, ее обеспечению в последующем.
В современном значении рассматриваемое понятие чаще всего наделяют следующим лексическим смыслом: контроль — проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора[4].
В тоже время, между понятиями контроль и надзор существует весьма существенное сущностное различие.
Надзор состоит в наблюдении за законностью деятельности, тогда как контроль охватывает наряду с законностью и целесообразность деятельности контролируемых субъектов. При надзоре между проверяющим и проверяемым отсутствует организационное подчинение, и орган надзора не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорного органа. Органы надзора наделены полномочиями на применение к поднадзорным мер воздействия.
Согласно ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, «организация контроля является обязательным элементом управления…, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом»[5].
Следует иметь в виду, что контроль в виде функции государственного управления не связан ни с формой государства, ни с государственным строем, ни с государственным устройством, ни с политической системой государства. По вполне основательному мнению Ю. А. Тихомирова, «государственный контроль не является атрибутом какоголибо одного, чаще тоталитарного, режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов. Вопрос в том, каковы цели и механизмы контроля, и его поддержка в обществе, насколько он помогает устойчивости институтов государства, обеспечению прав и свобод граждан, прогрессивному социально-экономическому развитию»[6].
Таким образом, контроль в целом — не что иное как осуществление функции управления. Контроль позволяет получать информацию о состоянии объекта управления, о характере и результативности управленческого воздействия на него. Он также обеспечивает обратную связь между теми, кто принимает управленческие решения, кто их осуществляет, и объектами управления.
Понятие «контроль» получило в Российской Федерации конституционное закрепление. В Конституции Российской Федерации в п. «а» ст. 71 сказано, что осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации.
В развитие этого положения в ст. 11 Конституции Российской Федерации устанавливается, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Вышеназванные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением федеральных законов.
Государственный контроль является обязательной составляющей управления транспортом, обеспечивающей соблюдение законности и дисциплины участников транспортных отношений. Государственный контроль на транспорте предполагает получение информации компетентным органом о состоянии законности и целесообразности деятельности подконтрольных субъектов, ее оценку в целях принятия управленческих решений по приведению указанной деятельности в соответствие с заданными параметрами.
Надзор, как уже отмечалось ранее, не предполагает наличия между проверяющим и проверяемым организационного подчинения, предоставляющего право органу надзора вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорного субъекта, оценивать ее целесообразность. Цель надзора, по сравнению с контролем, сужена и ограничена исключительно проверкой соблюдения законодательства поднадзорным субъектом в соответствующей сфере общественных отношений с предоставлением органам надзора полномочий по применению к поднадзорным мер юридического воздействия.
Государственный надзор на транспорте представляет собой деятельность органа исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющего наблюдение и проверку соблюдения законодательства участниками транспортных отношений в обеспечения безопасности перевозок, соблюдения требований к технической исправности транспортных средств, их эксплуатации, условиям использования транспортных коммуникаций и т. п., применения мер оперативного воздействия к нарушителям законодательства в целях восстановления законности.
Полномочия по осуществлению надзора за законностью транспортной деятельности осуществляют многочисленные надзорные органы, например, транспортные прокуратуры. Однако в связи с особой значимостью контроля и надзора системе, необходимостью обеспечения надзора за исполнением норм многочисленных правил, положений, регламентов в структуре федеральных органов исполнительной власти в области транспорта создан специальный орган, на который возложено осуществление контроля и надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Федеральные агентства лишены права контроля и надзора в соответствующих сферах деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре») установлено, что федеральный государственный транспортный надзор включает в себя:
- а) государственный надзор в области гражданской авиации;
- б) государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации;
- в) государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- г) государственный надзор в области железнодорожного транспорта;
- д) государственный надзор за торговым мореплаванием;
- е) государственный надзор в области внутреннего водного транспорта;
- ж) государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения и др.
Контроль и надзор охватывают соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта. Как указано в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это законодательство:
- — о гражданской авиации;
- — о торговом мореплавании;
- — о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
- — о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортном контроле);
- — о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
- — об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств;
- — об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
- — о транспортной безопасности[7].
В целях осуществления контроля и надзора должностные лица Ространснадзора наделены достаточно широким и действенным кругом прав. К их числу относятся следующие:
- — проведение в установленном порядке проверок деятельности юридических и физических лиц по осуществлению перевозок и иной связанной с транспортным процессом деятельности. Речь идет о проверке соблюдения перевозчиками установленных транспортными уставами и кодексами, а также подзаконными нормативными правовыми актами требований к транспорту, его технической исправности, габаритам загруженного транспортного средства, норм грузоподъемности (например, осуществление весового контроля автотранспортного средства);
- — право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Ространснадзора. Такими сведениями могут располагать как государственные структуры, так и юридические и физические лица. Они обязаны предоставлять соответствующие данные по запросам компетентных должностных лиц этой федеральной службы, отвечая за их точность и полноту;
- — право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в целях выяснения обстоятельств транспортных происшествий, установления, не были ли они следствием нарушения перевозчиками транспортных норм. Исключение составляют авиационные и дорожно-транспортные происшествия. При этом в расследовании авиационных происшествий представители Ространснадзора могут участвовать в порядке, установленном административными регламентами.
Например:
Приказ Минтранса РФ от 20.10.2011 № 270 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте»[8];
Приказ Минтранса РФ от 20.10.2011 № 270 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте»;
Приказ Минтранса России от 06.07.2012 № 195 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»[9].
Контроль (надзор) в сфере транспорта предполагает необходимость принятия мер по предупреждению и пресечению нарушений транспортного законодательства, устранению последствий допущенных нарушений. В связи с этим должностным лицам Ространснадзора предоставлено право применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспортной деятельности, а также меры по ликвидации последствий совершенных нарушений.
Некоторые виды деятельности, в том числе и транспортная, при непрофессиональном их осуществлении, с нарушениями установленных правил могут причинить существенный вред. Поэтому на них распространяется разрешительная система, имеющая целью ограждение граждан, общества и государства от вреда, который может быть причинен такими непрофессиональными действиями. Ее составной частью является лицензирование, которое регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Анализируя роль и место лицензирования в системе государственного управления транспортом, следует отметить, что подход, в соответствии с которым лицензированием охватывается понятие государственного контроля (надзора), полностью соответствует концепции Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями)[10], которым к функциям по контролю и надзору отнесено в том числе: выдача органами государственной власти разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, регистрация актов, документов, прав, а также издание индивидуальных правовых актов.
Он также соответствует научным представлениям специалистов в области административного права на лицензирование, рассматриваемое учеными как специфическая форма государственного контроля (надзора).
Отмечается, что «из анализа законодательства можно сделать вывод, что, осуществляя государственный контроль, исполнительная власть применяет особые, используемые только ей, формы контроля. К ним относятся государственная регистрация, лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация»[11].
Отнесение деятельности по лицензированию к государственному контролю (надзору) является обоснованным, поскольку и в предназначении, и в содержании лицензирования явно усматриваются признаки предварительного и текущего контроля (надзора).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12] задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Изложенное в полной мере соответствует предназначению государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, поскольку задачи по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в соответствующей сфере согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются целями государственного контроля (надзора).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат[13]:
- 1) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- 2) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
- 3) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
- 4) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- 5) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- 6) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- 7) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
- 8) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
- 9) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- 10) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
11) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и пр.[14].
На железнодорожном транспорте лицензируется: деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров; деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В состав лицензируемой деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров входят следующие осуществляемые на железнодорожных путях общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций, перевозки:
- — в пригородном сообщении;
- — в дальнем следовании пассажирскими поездами;
- — в дальнем следовании скорыми поездами;
- — в дальнем следовании скоростными поездами.
Определены лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату), перечень грубых нарушений лицензионных требований, перечень необходимых для получения лицензии документов.
На железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством о техническом регулировании устанавливаются:
- — обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемым для организации перевозочного процесса;
- — формы подтверждения соответствия (ч. 2. ст. 6 закона о железнодорожном транспорте);
- — выполнение работ по стандартизации на железнодорожном транспорте.
Государственным органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов осуществляется Росавиацией.
Лицензирование включает комплекс мероприятий по предоставлению разрешения на соответствующие виды деятельности в транспортной сфере. К ним относятся не только мероприятия, которые связаны непосредственно с предоставлением лицензий, но также и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий, их аннулирование. Кроме того, это контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензионных видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий, предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирование в транспортной сфере предполагает предоставление компетентными органами юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям при их соответствии предъявляемым требованиям и условиям письменного разрешения на осуществление конкретного вида деятельности на транспорте.
Участниками лицензионной деятельности являются: лицензирующий орган, лицензиат и соискатель лицензии.
Лицензирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в соответствии с законом лицензировании отдельных видов транспортной деятельности (Ространснадзор).
Соискателем транспортной лицензии является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида транспортной деятельности.
Лицензиат на транспорте — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление отдельных видов транспортной деятельности.
Установленный порядок лицензирования предполагает, что соискатель лицензии направляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прилагаются: копии учредительных документов (для юридических лиц); копии документов, наличие которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, предусмотренного законодательством; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в виде акта принимается в срок, не превышающий 45 дней с момента поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В этот срок лицензирующий орган обязан уведомить в письменной форме соискателя лицензии о принятом решении.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно содержать указание причин отказа. Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлены две причины: 1) наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем, лицензии недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Лицензионный контроль, осуществляемый лицензионным органом, имеет своей целью проверку:
- — полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, а также возможности выполнения им лицензионных требований и условий;
- — сведений о лицензиате и соблюдении им требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Такую информацию лицензирующий орган получает в порядке, установленном Правительством РФ, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральной налоговой службы).
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При этом лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Суд может принять решение об аннулировании лицензии, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии, о прекращении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится им в письменной форме до лицензиата с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня после принятия.
Защите прав участников транспортной деятельности служит установленное законом право лицензиата на обжалование в установленном порядке решения о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии.
Помимо лицензирования в целях государственного регулирования деятельности участников транспортных отношений применяются также обязательная сертификация, стандартизация и единство измерений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании»[15] сферой применения последнего являются отношения, возникающие при:
- а) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- б) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- в) оценке соответствия.
В нем, в частности, определяется, что:
сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Обеспечение единства измерений на транспорте устанавливается в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений[16].
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»[17] регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Единство измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при:
- 1) осуществлении деятельности в области здравоохранения; 2) осуществлении ветеринарной деятельности; 3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды; 4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях; 5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; 6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта; 7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров; 8) выполнении государственных учетных операций; 9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи; 10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства; 11) осуществлении геодезической и картографической деятельности; 12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
- 13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
- 14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
- 15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса; 16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти; 17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
К формам государственного регулирования в области обеспечения единства измерений относятся (ст. 11 закона Об обеспечении единства измерений):
- 1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
- 2) поверка средств измерений;
- 3) метрологическая экспертиза;
- 4) государственный метрологический надзор;
- 5) аттестация методик (методов) измерений;
- 6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
- [1] Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Харвест, М.: «Издательство АСТ», 2001. С. 430; Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.С. 221.
- [2] Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1971. С. 170.
- [3] Советское административное право. Формы и методы государственного управления. М., 1972. С. 173.
- [4] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. С. 292.
- [5] Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Прометей, 1998. С. 42—53.
- [6] Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. С. 111.
- [7] Пункт 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398.
- [8] Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2011 № 22 457.
- [9] Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2012 № 25 468.
- [10] Первоначальный текст Указа был опубликован в Собрании законодательства РФ,№ 11, 15.03.2004, ст. 945.
- [11] Гурин А. И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительнойвласти: дисс. … канд. юрид. наук. Саратов: Саратовский юридический институт МВДРоссии, 2004. С. 56.
- [12] Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
- [13] Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.04.2012 № 14 ст. 1629.
- [14] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности» // Собрание законодательства РФ". 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.
- [15] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» //Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
- [16] Например, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2.Ст. 169.
- [17] Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2008. № 26. Ст. 3021.