Служебный контракт: понятие, значение, содержание и форма
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным… Читать ещё >
Служебный контракт: понятие, значение, содержание и форма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в результате:
- • избрания на должность;
- • избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
- • назначения на должность или утверждения в должности;
- • направления на работу уполномоченными в соответствии с Федеральным законом органами в счет установленной квоты;
- • судебного решения о заключении трудового договора;
- • признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Легальное определение понятия трудового договора приводится в ст. 56 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 05.05.2014 № 116-ФЗ).
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как юридический акт — основание возникновения трудового правоотношения — трудовой договор позволяет его сторонам (работнику и работодателю) достичь соглашения по условиям договора, т. е. по его содержанию, индивидуализировать и конкретизировать эти условия, определить права и обязанности сторон.
Ученые в области трудового права, исследовавшие в свое время трудовой договор, рассматривали его и как форму реализации права на труд, и как способ обеспечения общественного производства кадрами, и как регулятор распределения труда, и, естественно, как основание возникновения трудового отношения, а также в качестве центрального института трудового права[1].
Следовательно, трудовой договор имеет большое юридическое значение, его социально-экономическая роль также велика.
Он является:
- • основной правовой формой привлечения, распределения, перераспределения, закрепления и рационального использования трудовых ресурсов страны. Он закрепляет работников за определенными организациями, отраслями экономики и районами;
- • одной из правовых форм осуществления всеми работниками принципа реализации свободы труда;
- • основанием возникновения трудового правоотношения работника и действия его во времени. Основная функция трудового договора — создать действие во времени трудового правоотношения, регулировать его;
- • необходимой предпосылкой возникновения для его сторон трудовых прав и обязанностей, т. е. он не только источник взаимных прав и обязанностей сторон, но и необходимая предпосылка для возникновения у данного работника иных правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми (например, по материальной ответственности, повышению квалификации, рассмотрению и разрешению трудовых споров и др.);
- • правовой формой связи работника с другими работниками. Так, при принятии представителями работников на себя определенных обязательств по коллективному договору эти обязательства, так же как и права, распространяются на каждого вновь принятого работника;
- • отражением индивидуально-договорного метода в определенной части регулирования трудовых отношений работников (путем установления таких условий, как место работы, трудовая функция, срок договора, дополнительные трудовые льготы и др.);
- • договором личного характера, и поэтому он охраняет личность работника от незаконных условий труда, его честь и достоинство[2].
Внутренние отношения государственной службы складываются между государственными гражданскими служащими и государственными органами, где они проходят службу, по поводу приема на службу, порядка ее прохождения, рабочего (служебного) времени, времени отдыха, денежного содержания, дисциплинарной и материальной ответственности, аттестации, поощрений, прекращения трудовых (служебных) отношений, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Эти отношения строятся по линии организации совместного труда и управления и носят характер производственного, что и определяет их принадлежность к предмету трудового права.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) не содержит понятия трудового договора. В отношении гражданских служащих законом (ст. 23) введено понятие — «служебный контракт»[3], который определяется как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Из данного определения служебного контракта усматривается, что его сторонами являются представитель нанимателя (с одной стороны) и гражданин, поступающий на гражданскую службу, либо гражданский служащий о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (с другой стороны)[4].
В силу указанного закона (п. 2 ст. 23) представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы и замещение определенной должности гражданской службы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему социальные гарантии.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять служебные обязанности в соответствии с должностными регламентами и соблюдать служебный распорядок государственного органа, в котором будет протекать их служебная деятельность.
В соответствии со ст. 47 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ) в должностной регламент включаются:
- • квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
- • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за исполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
- • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решений;
- • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
- • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
- • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
- • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
- • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрения гражданского служащего.
Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.
Единые требования, предъявляемые к общему порядку заключения трудовых договоров, предусматривают гарантии, виды и форму трудового договора при приеме на работу, перечень документов, предъявляемых при его заключении и др. (ст. 56—71 ТК РФ).
Закон о гражданской службе с достаточной полнотой регламентирует содержание и форму служебного контракта, сравнение которых с содержанием трудового договора (ст. 57, 67 Трудового кодекса РФ) приводит к выводу о том, что содержание и форма служебного контракта и трудового договора как юридических фактов — оснований возникновения правоотношений — во многом схожи.
В то же время следует отметить, что содержание служебного контракта, касающееся условий службы гражданских служащих, имеет свои особенности, поскольку большинство условий контракта регламентировано государством в соответствующих нормативных правовых актах (например, условия оплаты труда, отпуска и др.), главный из которых — Федеральный закон о государственной гражданской службе.
Содержанием служебного контракта являются все его условия, которые следует подразделить на необходимые (или обязательные), по которым соглашение сторон должно быть достигнуто, и дополнительные, которые могут иметь место, если стороны их оговорят.
Содержание служебного контракта получило свое официальное закрепление в ст. 24 Закона о государственной гражданкой службе (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 № 395-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 31.12.2014 № 509-ФЗ). Указанная норма Закона воспроизводит необходимые (обязательные) условия, которые в законе именуются как существенные условия служебного контракта. К ним относятся:
- • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- • дата начала исполнения должностных обязанностей;
- • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- • права и обязанности представителя нанимателя;
- • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- • режим служебного времени и времени отдыха (в случаях, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- • условия оплаты туда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельностью), установленные Законом о гражданской службе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
• нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
К дополнительным условиям служебного контракта относятся те, без которых служебный контракт может быть заключен.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о гражданской службе в служебном контракте могут предусматриваться следующие дополнительные условия:
- • испытание при поступлении на гражданскую службу, которое устанавливается в соответствии со ст. 27 Закона о гражданской службе;
- • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- • обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- • показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанными с ними условия оплаты его труда;
- • иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом о гражданской службе, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменном виде.
В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как и трудовой договор (ст. 67 ТК РФ), служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 58 Трудового кодекса РФ все виды заключаемых трудовых договоров по времени действия делятся на два вида:
- 1) на неопределенный срок;
- 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, является наиболее распространенным, Срочные трудовые договоры имеют ограниченную сферу применения и заключаются в случаях, указанных в ст. 59 Трудового кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) контракт с учетом вида государственной службы может заключаться с гражданином:
- • на неопределенный срок;
- • на определенный срок;
- • на срок обучения в профессиональной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
В соответствии со ст. 25 Закона о государственной гражданской службе (в ред. Федеральных законов от 29.11.2010. № 317-ФЗ; от 06.12.2011 № 395-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ) для замещения должностей гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: служебный контракт на неопределенный срок, срочный служебный контракт.
Срочный служебный контракт от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен указанным Федеральным законом.
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) срочный служебный контракт заключается в случае:
- • замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;
- • замещения должностей гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
- • замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
- • замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
- • замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
- • замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
- • замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с Законом о гражданской службе срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе[5];
- • замещения должности гражданской службы, по которой в соответствии с Законом о гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;
- • замещения должности в порядке ротации;
- • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как отмечалось выше, при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено (как дополнительное условие) испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Такое испытание устанавливается независимо от квалификации и опыта работника и должно быть оговорено в трудовом договоре.
Срок испытания в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ) не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
В соответствии со ст. 27 Закона о государственной гражданской службе (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ) в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами также может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается законом от одного месяца до одного года.
Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытания означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 509-ФЗ) испытание не устанавливается:
- • для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;
- • для гражданских служащих, назначенных на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
- • для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности)[6].
По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со ст. 11 Закона о гражданской службе (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 № 322-ФЗ; от 11.07.2011 № 204-ФЗ; от 13.07.2015 № 262-ФЗ).
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (п. 7 ст. 27 Закона о гражданской службе в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 509).
Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Это означает, что последующее его увольнение может иметь место только на общих основаниях, предусмотренных федеральными законами.
До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
- [1] См., например: Ставцева А. И., Хохрякова О. С. Трудовой договор. М., 1983. С. 9;iycoe К. Н., Толкунова В. Н. Прием, перевод, увольнение работников. М., 1997. С. 7;Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К. Н. Гусов. — М.: Проспект, 2013.С. 222 и след.
- [2] См.: Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. К. Н. Гусов, Н. Л. Лютов. М.: Проспект, 2018. С. 219—220.
- [3] В юридической литературе и в ряде нормативных правовых актов «контракт"чаще всего трактуется как особая разновидность трудового договора, отличающаясясвоеобразием содержания, сторон контракта и его, как правило, срочным характером. Контракт имеет своей целью учесть способности его субъекта (исполнителя), тесно увязать его трудовую деятельность с результатами работы (службы), повысить ответственность за свою работу (работу руководимого им коллектива).
- [4] Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации утверждена Указом Президента РоссийскойФедерации от 16.02.2005 № 159.
- [5] В соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ срочные служебные контракты, заключенные на 1 января 2017 г. с государственными гражданскимислужащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.
- [6] Здесь речь идет о применении норм Трудового кодекса РФ, в частности, ст. 70 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ).