Законодательство по вопросам общей иммиграционной политики Европейского Союза
В целях выработки на европейском уровне комплексного подхода к проблемам иммиграции Амстердамский договор 1997 г. провозгласил необходимость разработки «иммиграционной политики» ЕС, которая была переименована Лиссабонским договором 2007 г. в общую иммиграционную политику. «Союз развивает общую иммиграционную политику, которая стремится обеспечить на всех стадиях эффективное управление… Читать ещё >
Законодательство по вопросам общей иммиграционной политики Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовые основы общей иммиграционной политики Европейского Союза
Третьим (после режима пересечения границ и визового режима, рассмотренных в предыдущих параграфах) направлением деятельности и правового регулирования ЕС в контексте пространства свободы, безопасности и правосудия является установление единообразных правил, но вопросам иммиграции граждан третьих стран в ЕС — как в целях регулирования их легальной (законной) иммиграции, так и в целях противодействия нелегальной иммиграции[1].
Отдельные положения по вопросам иммиграции содержались еще в Шенгенских соглашениях. Однако речь шла только о нормах частного характера, касающихся некоторых специальных проблем: например, право обладателей видов на жительство перемещаться по Шенгенскому пространству на таких же условиях, как и обладатели шенгенской визы, или обязанность государств-членов ввести меры ответственности для организаторов и пособников нелегальной иммиграции (ст. 21, 27 Шенгенской конвенции 1990 г.).
В целях выработки на европейском уровне комплексного подхода к проблемам иммиграции Амстердамский договор 1997 г. провозгласил необходимость разработки «иммиграционной политики» ЕС, которая была переименована Лиссабонским договором 2007 г. в общую иммиграционную политику. «Союз развивает общую иммиграционную политику, которая стремится обеспечить на всех стадиях эффективное управление миграционными потоками, справедливое обращение с гражданами третьих стран, законно проживающими в государствах-членах, а также предотвращение нелегальной иммиграции, торговли людьми и усиленную борьбу с ними» (ст. 79 ДФЕС)[2].
В настоящее время общая иммиграционная политика находится пока на этапе формирования. В отличие от законодательства о режиме пересечения границ (Шенгенский кодекс о границах 2006 г.) и визовом режиме (Визовый кодекс 2009 г.), законодательство ЕС по вопросам общей иммиграционной политики иекодифицировано и издается, главным образом, в форме директив, т. е. нормативных актов, подлежащих трансформации во внутригосударственные законы[3].
С учетом вышеуказанных целей общей иммиграционной политики законодательные акты ЕС в этой области издаются Европейским парламентом и Советом ЕС (ранее единолично Советом) для решения двух основных задач:
- — с одной стороны, установить единообразные правила, регулирующие легальную иммиграцию в государства — члены ЕС граждан третьих стран (п. 2);
- — с другой стороны, обеспечить единообразный подход к противодействию нелегальной иммиграции (п. 3).
- [1] В соответствии со ст. 67 ДФЕС применительно ко всем вопросам иммиграции, предоставления убежища и контроля внешних 1раниц к гражданам третьих стран (т.е. стран, не входящих в ЕС) приравниваются апатриды (лица безгражданства).
- [2] Как и статьи, закладывающие правовую основу мероприятий ЕС по вопросам режима пересечения границ и общей визовой политики, ст. 79 ДФЕС содержится в гл. 2 «Политика в отношении пограничного контроля, предоставленияубежища и иммиграции» раздела V «Пространство свободы, безопасности и правосудия» части третьей ДФЕС.
- [3] О юридических свойствах директив как источников вторичного права ЕСсм. общую часть (т. 1) настоящего учебника (2.5).