Детерминизм и развитие общества
В современной философской и физической литературе широко представлены самые различные трактовки детерминации. Это разнообразие вызвано различным пониманием смысла самого детерминационного отношения, а также соотношения детерминации и причинности, детерминизма и индетерминизма, неопределенности и детерминированности явлений материального мира. Большое разнообразие точек зрения породило стремление… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Детерминизм как учение о развитии
- 1. 1. Эволюция понятия «детерминизм»
- 1. 2. Современное представление о детерминизме в философии и естественных науках
- Глава 2. Социальный детерминизм
- 2. 1. Детерминизм в теориях общественного развития
- 2. 2. Социальный детерминизм как множество детерминаций
Детерминизм и развитие общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Проблема общественного развития является одной из центральных во всех значительных философских учениях. Исторически переломное время, переживаемое нами, актуализирует проблему более глубокого изучения процессов, происходящих в обществе. Интенсивное развитие техники, информатики, глобальные, во многом негативные экологические и демографические изменения, несовершенство социального устройства общества заставляют искать способы преодоления самых разнообразных трудностей, без чего дальнейший прогресс может оказаться весьма проблематичным.
Решение этих и многих других проблем современности тесно связано с процессом развития живой природы и общества, поэтому в системе научной теории большое внимание уделяется исследованию принципов развития общества, социального детерминизма. Их глубокое изучение должно способствовать научно обоснованному и целесообразному изменению мира природных и социальных реалий. Знания о развитии и о его детерминантах дают возможность объяснять суть противоречий, возникающих в объектах познания, находить пути их разрешения.
Идея развития, являющаяся одним из основных принципов философии, не теряет своей актуальности еще и потому, что постоянно возникает необходимость философского осмысления развития научного знания, изучения проблем социально-экономического характера.
Обращение к исследованию темы детерминизма объясняется тем, что философия с помощью диалектики изучает наиболее общие законы всякого движения и развития, совершающихся в природе и обществе. Для полного и всестороннего рассмотрения любого предмета познания, в том числе и развития общества, необходимо выделение и исследование детерминирующих факторов, которые обусловливают их бытие и функционирование. Содержание учения о развитии будет достаточно полным только при условии знания детерминантов, определяющих целостность объективного процесса развития систем.
В современной философии в содержательное отражение динамических процессов общественного развития при учете основных детерминирующих факторов все более проникают синергетика и теория катастроф. Это вызвано тем, что развитие как процесс все чаще становится объектом кибернетического моделирования. Кроме того, сейчас в сферу исследований в названной области вовлекается все больше достижений различных наук. Связь философской теории развития с частнонаучными знаниями детерминирует совершенствование учений о развитии, его формах, критериях и т. д.
Таким образом, изучению развития общества, социального детерминизма следует уделять первостепенное значение по той объективной причине, что от этого во многом зависят дальнейший прогресс науки и практическое преобразование действительности.
Степень разработанности проблемы. Проблемы детерминизма, социального детерминизма, классификации форм детерминации привлекают внимание многих ученых. Отдельные вопросы этих явлений раскрыты как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.
В общефилософском аспекте детерминизм рассматривается в работах разных философов. На категориальном уровне детерминизм исследуется в работах В. П. Бранского, М. Бунге, JI.A. Микешиной, М. А. Парнюка, А. Поликарова, З. А. Сокулер. При изученнии классификации универсальной детерминации использованы труды Я. Ф. Аскина, В. П. Бранского,.
A.С. Карпенко, Б. Ф. Кевбрина, А. С. Кравца, В. И. Купцова, В. П. Огородникова и др. Анализ детерминизма с позиций постмодернизма опирается в первую очередь на работы Ж.-Ф. Лиотара, Э. Морэна, Ж.-Л. Тибо, Н. Н. Моисеева и др. Детерминизм состояний является предметом изучения в трудах Ф. А. Айзятова,.
B.И. Кемкина, Н. Н. Моисеева, Г. А. Свечникова. В работах Ю. Б. Молчанова, К. Поппера рассматриваются концепции соотношения детерминизма, индетерминизма, каузальности и акаузальности. Влияние синергетической парадигмы на трактовку детерминизма и социального детерминизма исследуется в трудах А. Баблоянц, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Р. Пригожина, Г. И. Рузавина, И. Стенгерс, Р. Тома.
Социальный детерминизм анализируется в работах B.C. Барулина,.
A.Г. Борисова, Г. Е. Глезермана, В. Ж. Келле, В. И. Кемкина, Б. И. Клейнера, М. Я. Ковальзона, А. К. Уледова, Л. И. Чинаковой и др. Рассматриваются виды социальной детерминации, созданные В. А. Писачкиным, Ю. М. Плотинским. Важное методологическое значение имеет сконструированная Б. Ф. Кевбриным на основе социогенетического подхода классификация форм и видов социальной детерминации.
Понятие причинно-следственной связи и определение роли субъективного фактора в историческом процессе раскрываются в трудах.
B.Я. Ельмеева, Б. И. Клейнера, Г. А. Свечникова и Д. В. Бадовского, В. В. Ильина, А. С. Панарина, Б. Паскаля, К. Ясперса.
При изучении связи детерминизма с законами общественного развития используется анализ философии структурализма К. Леви-Стросса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса и Р. Мертона, рассматриваются работы.
C.И. Гончарука, В. Г. Виноградова, Б. Ф. Кевбрина, А. К. Уледова и др.
Исследуя детерминизм в теориях общественного развития, автор опиралась на работы многих отечественных и зарубежных ученых. На роль природных факторов и народонаселения в развитии общества обращали внимание Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ш. Монтескье, Ф. Рацтель, однако в качестве предмета целостного концептуального философского анализа проблема взаимодействия человека с природой впервые обнаруживается в теориях общественного развития К. Маркса, О. Конта и Г. Спенсера. Биологический детерминизм стал предметом изучения Л. Грина, Л. Грэхэма, Л. Н. Гумилева, Ч. Ламброзо, К. Лоренца, Г. Селье, Э. Уилсона. Экологические аспекты общественного развития раскрыты в трудах Э. Геккеля, Д. Медоуза, Р. Парка, В. Хесле. При анализе психологического детерминизма использовались идеи Н. К. Михайловского, Г. Тарда и др., религиозного детерминизма — Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. Вебера и др., технологического детерминизма — П. Гедденса, Л. Мэмфорда, А. И. Ракитова, К. Ясперса. Как пример экономического детерминизма рассматривается марксизм, исследуются взгляды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. Грамши, Г. В. Плеханова, П. Б. Струве и др.
Социальный детерминизм как совокупность «множества детерминизмов» изучается в свете взглядов Н. Аберкомбри, П. Сорокина, Б. С. Тернера, С. Хилла. Рассмотрение проблем современного социального прогнозирования основывается на работах Дж. Бернала, Н. Винера, Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужева-Лады, Т. М. Румянцева и др.
В системе морали, познания, науки детерминизм представлен в работах Р. И. Александровой, Н. Аберкомбри, B.C. Барулина, А. Г. Борисова, В. П. Бранского, В. Г. Виноградова, Г. Е. Глезермана, Дж. Голда, А. А. Гусейнова, И. С. Кона, Г. А. Кузнецова, JI.A. Микешиной, А. Печчеи, А. И. Ракитова, Г. И. Рузавина, Н. С. Савкина, П. Сорокина, Б. С. Тернера, С. Хилла, Л. И. Чинаковой, К. Ясперса.
В целом различные аспекты социального детерминизма получили достаточное социально-философское осмысление. Однако, на наш взгляд, данный феномен пока не имеет целостной и комплексной оценки.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является создание модели современных представлений о социальном детерминизме, раскрытие методологических, социально-философских, естественно-научных предпосылок общественного развития с точки зрения детерминизма.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
— анализа тенденций эволюции философских и конкретно-научных представлений о детерминизме;
— выделения и рассмотрения факта многозначности термина «детерминизм»;
— рассмотрения противоречий взаимосвязи случайного и детерминированного;
— анализа связи принципа детерминизма с другими принципами материалистической диалектики с учетом многообразных видов детерминации;
— выявления роли различных видов детерминации в трактовке обобщенного понятия детерминизма;
— рассмотрения детерминизма с позиций теорий общественного развития;
— рассмотрения специфики социальной детерминации на основе взаимосвязи социального детерминизма, индетерминизма и синергетики;
— выявления роли и места социального предвидения, прогнозирования в общественном развитии и социальном управлении.
Объектом исследования служит детерминизм как комплексная, интеграционная проблема философии, включающая определенные элементы и структуры, а также социальный детерминизм как множество детерминаций, определяющих общественную жизнь.
Предметом исследования выступает эволюция философских и конкретно-научных представлений о детерминизме, виды детерминации в трактовке обобщенного понятия детерминизма, а также детерминизм в теориях общественного развития.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. Методологическую основу данного исследования составляет системно-функциональный подход, основывающийся на анализе категорий философии, диалектики, социальной философии.
В методическом плане автор руководствовалась принципами оптимизации материальной и идеальной детерминации, соотнесения физико-математической концепции детерминизма с принципом телеологической детерминации. В диссертации представлен анализ идей, концепций зарубежных и отечественных мыслителей по проблеме детерминизма и социального детерминизма. В связи с этим использовался конкретно-исторический метод, позволивший проследить эволюцию понятия «детерминизм» и концепций общественного развития.
Для изучения внутренней структуры и механизма функционирования элементов объекта исследования использован структурно-функциональный анализ. Также в исследовании применялись синергетический, статистический, аксеологический методы.
В качестве теоретических источников использовались труды наиболее видных мыслителей античности и средневековья — Аристотеля, Августина, Ф. АквинскогоНового Времени — Бэкона, Декарта, СпинозыXVIII — XIX вв. -Бокля, Вебера, Гегеля, Дюркгейма, Лейбница, Лапласа, Монтескье, Маркса, Рацтеля, Спенсера, Тарда и др. Использовались работы отечественных и зарубежных ученых — Я. Ф. Аскина, Ф. А. Айзятова, Н. Аберкомбри, B.C. Барулина, М. Борна, В. П. Бранского, М. Бунге, Б. Ф. Кевбрина, А. С. Кравца, В. И. Купцова, С. П. Курдюмова, К. Леви-Стросса, Ж.-Ф. Лиотара, Л. А. Микешиной, Ю. Б. Молчанова, Т. Парсонса, В. А. Писачкина, К. Поппера, И. Р. Пригожина, Г. Риккерта, Н. С. Савкина, З. А. Сокулер, П. Сорокина, И. Стенгерс, Б. Тернера, Р. Тома, С. Хилла, Л. И. Чинаковой, К. Ясперса и др.
Теоретическим основанием работы послужили: концепция множественного детерминизма П. Сорокинатеория самоорганизациитеория физического закона Ньютонатеория диссипативных структур И. Р. Пригожина.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— проанализирована тенденция эволюции философских и конкретно-научных представлений о детерминизме;
— раскрыто методологическое значение философских воззрений на детерминизм в разработке концепций общественного развития;
— выделена сущность взаимодействия случайного и детерминированного в проблеме раскрытия современного понятия детерминизма;
— показана связь принципа детерминизма с другими принципами диалектики, с учетом многообразных видов детерминации;
— выявлена роль различных видов детерминации в трактовке обобщенного понятия детерминизма;
— рассмотрен детерминизм в теориях общественного развития;
— выдвинута концепция множественного детерминизма в социальном развитии на принципах концепции П. Сорокина, дополненная идеями синергетического подхода;
— на основе теории множественного детерминизма и синергетической парадигмы показан новый смысл процесса социального предвидения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе подробно охарактеризованы тенденции и факторы становления и развития современного понимания социального детерминизма.
Результаты проведенного исследования позволяют выработать рекомендации по разработке технологий управления социальным пространством. Материалы диссертации можно использовать при разработке специальных учебных курсов и спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, социальному управлению и других учебных дисциплин, посвященных актуальным проблемам, связанным с осмыслением исторического процесса.
Положения, выносимые на защиту.
1. Основная тенденция эволюции философских и конкретно-научных представлений о детерминизме двигалась от субстратного подхода древних философов к системному пониманию детерминизма в современных исследованиях.
2. В классических концепциях общественного развития идея традиционного линейного детерминизма (линейной эволюции, линейного прогресса) являлась доминирующей. Современное видение мира основано на радикально ином, а именно нелинейном типе детерминизма. Поэтому принципы альтернативности, дополнительности стали основой современных неклассических концепций общественного развития. Применение синергетики к анализу общества позволяет заключить, что общество — это открытая система, интенсивно обменивающаяся информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризующаяся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными отношениями. Множество возможных социальных структур создается социальными бифуркациями, в роли которых выступают периодически наблюдаемые в любых обществах социальные кризисы.
3. Рассуждая о проблеме раскрытия понятия детерминизма, особое внимание следует обратить на взаимодействие и одновременно противоречие случайного и детерминированного. Современная наука идет в направлении рассмотрения детерминизма и индетерминизма как взаимодополняющих подходов человеческого познания. Необходимость и случайность в мире нашего опыта существуют в постоянном взаимодействии. Поэтому идея порядка, в отличие от идеи закона, на которую опирался классический детерминизм, позволяет осознать, что любые регулярности зависят от определенных условий. Порядок обусловливает явления организации, но он же выступает продуктом складывающихся форм организации. Таким образом, законы природы возникают и существуют только при определенных условиях, т. е. при существовании соответствующих форм организации. В то же время возникновение последних обязано вкладу со стороны факторов беспорядка (колебаниям, случайным столкновениям и т. п.).
4. Прогресс различных специальных областей познания, как и развитие теории материалистической диалектики, показал, что углубленная разработка философского учения о детерминизме возможна на основе органической связи принципа детерминизма с другими принципами материалистической диалектики, с учетом многообразных видов детерминации, которые в ходе современного научного исследования оказались в центре внимания.
5. Широкое обобщенное понимание детерминизма не должно быть тождественно причинности, так как детерминизм включает в себя помимо причинности и непричинные связи. Обобщенную трактовку детерминизма можно представить как всеобщую универсальную обусловленность явлений, обнаруживающуюся в многообразном воплощении. Анализ детерминизма требует учета диалектики необходимости и случайности, возможности и действительности. Детерминизм в его обобщенном понимании позволяет выявить сходства и различия между ним и такими понятиями, как «связь», «взаимодействие», которые являются основой всех видов детерминации. Поэтому все виды детерминации взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что позволяет говорить о едином принципе и единой концепции детерминизма и о том, что он отражает более активную, результативную сторону взаимодействия, которая обеспечивает взаимосвязь вещей и явлений.
6. Детерминизм как философская концепция о месте и роли развития широко представлен теориями общественного развития, которые определяют различные факторы, действующие на развитие общества: географический, биологический, психологический, экологический, религиозный, технологический, экономический, психологический, экологический, социальный и др.
7. Социальный детерминизм представляет собой множество детерминаций, определяющих общественную жизнь. Такой вывод обусловлен тем, что детерминизм — это категория, которая отражает любые однозначные или вероятностные изменения состояний системы, происходящие под воздействием любых возмущающих факторов. Общество — это открытая саморазвивающаяся система, характер изменений в которой определяется географической средой, экономическим положением, политическим строем, религией, этикой и т. д. Все эти явления зависят друг от друга, а их взаимодействие постоянно изменяет характер и динамическое равновесие в обществе.
8. Анализируя собственные концептуальные методы и средства, синергетика четко фиксирует границы возможностей перспективного прогнозирования событий. В процессах общественного развития так называемые необходимые и случайные факторы оказываются практически одинаково значимыми, и специфика эволюционного процесса трактуется как определяемая их уникальными комбинациями. Поэтому очевидна невозможность однозначного прогноза относительно будущих состояний.
12 системы исходя из наличного ее состояния. Следует освободиться от одностороннего подхода к явлениям и процессам действительности, когда-то или иное событие иногда рассматривается только с точки зрения прошлого и настоящего, не принимая во внимание точку зрения будущего. Стоять на диалектической точке зрения принципа социальной детерминации — значит рассматривать движение общества всесторонне, учитывая опыт прошлого и будущего.
Апробация работы. Основные положения диссертации вошли в доклады и научные сообщения автора на научно-практических конференциях ученых, аспирантов и соискателей, студентов Саранского кооперативного института МУПК, а также отражены в ряде публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка литературы.
Результаты исследования показали, что на современном этапе акцентируется стремление отказаться от противопоставления детерминизма и индетерминизма, трактовать их как взаимодополнительные подходы или инструменты человеческого познания, снять противопоставление необходимости и случайности. Более того, становится актуальной новая версия интерпретации феномена детерминизма в современной культуренеодетерминизм — фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Именно отказ от идеи принудительной каузальности и выступает критериальным при различении синергетических (децентрированных) и кибернетических систем, управляемых посредством команд центра. В целом, классический идеал необходимости, царящей в упорядоченно организованном мире, сменяется идеалом царящей в хаотическом мире случайности, — и философия постмодернизма выступает тем концептуальным полем, где эта смена идеалов находит свое выражение. Таким образом, современная культурная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным. Синергетика и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода — соответственно — в сферах науки и философии.
Осуществляя рефлексивный анализ собственных концептуальных методов и средств, синергетика очень четко фиксирует границы возможностей перспективного прогнозирования событий в очерченном концептуальном поле. В исследуемых синергетикой процессах так называемые необходимые и случайные факторы оказываются практически одинаково значимыми, и специфика эволюционного процесса трактуется как определяемая их уникальными комбинациями. В рамках обрисованного понимания детерминационных зависимостей, разумеется, не может быть конституирована идея возможности однозначного прогноза относительно будущих состояний системы, исходя из наличного ее состояния. Следует освободиться от одностороннего подхода к явлениям и процессам действительности, когда-то или иное событие иногда рассматривается только с точки зрения прошлого и настоящего, не принимая во внимание точку зрения будущего. Стоять на диалектической точке зрения принципа социальной детерминации, значит рассматривать движение общества всесторонне, учитывая опыт прошлого и будущего.
Детерминизм как философская концепция о месте и роли развития широко представлен в теориях и общественного развития. Существует целый ряд разновидностей детерминистических доктрин и направлений общественной мысли. К их числу относятся: географический, биологический, религиозный, психологический, экологический, технологический, экономический, социальный и другие виды детерминизма. Таким образом, в различных теориях общественного развития асимметрично представлены те или иные виды детерминаций, или факторы, определяющим образом действующие на развитие общества.
Социальный детерминизм представляет собой многоаспектный феномен, выражающий разноаспектную направленность той или иной социальной доктрины, теории общественного развития. К тому же он предстает в качестве специфического явления, в рамках которого складывается представление о возможности предсказывать будущее социальных структур на основе их современного состояния.
Социальный детерминизм традиционно рассматривался в контексте проблем движущих сил истории, социальной формы движения материи, социальной причинности, законов и закономерностей общественного развития. Ядром концепции социального детерминизма было признание закономерного характера общественной жизни. При этом в литературе использовались термины «социологические законы», «законы общественного развития» и «исторические законы». Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Поэтому детерминизм не только не отрицает свободы, но напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности. Серьезное онтологическое обоснование закономерного, детерминированного характера развития общества возможно лишь на почве признания социальной субстанции как основы, на которой образуется всеобщая связь социальных явлений, в том числе и их причинная зависимость. Обоснование причинности проводится на базе системного подхода, рассмотрения общества в качестве системы, целостности. Однако, возникает особая методологическая позиция — индетерминизм — в которой отрицается как объективность причинно-следственных отношений, так и ценность причинных объяснений в науке. Таким образом, причинное объяснение еще уместно в науках о природе, но исключается в науках об обществе, где доминирует случайность. В дальнейшем получает положительную оценку интерпретация социального детерминизма как совокупности «множества детерминизмов», которая представляется нам более продуктивной и адекватной сущности и содержания понятия «социальный детерминизм».
В 90-е гг. социальный детерминизм рассматривается в связи с концепциями социальной синергетики. Это новая универсальная теория изменения, в основе которой лежат законы самоорганизации развивающейся материи. С ее точки зрения мир состоит из открытых систем, которые интенсивно обмениваются энергией и веществом, информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризуются неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными соотношениями.
Применение синергетики к анализу общества позволяет заключить, что общество — это открытая система интенсивно обменивающаяся информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризующаяся неустойчивыми, разнообразными, неравновесными и нелинейными отношениями. Множество возможных социальных структур создается социальными бифуркациями, в роли которых выступают периодически наблюдаемые в любых обществах социальные кризисы, связанные с революционными ситуациями.
Таким образом, социальный детерминизм представляет собой множество детерминаций, определяющих общественную жизнь. Такой вывод обусловлен тем, что детерминизм — это категория, которая отражает любые однозначные или вероятностные изменения состояний системы, происходящие под воздействием любых возмущающих факторов. Рассмотренные принципы взаимосвязи, развития и причинности находят свое выражение в обобщающей философской категории «закон». Закон причины в общественной жизни действует в различных формах, с различной силой. Это и закон об определяющей роли в общественной жизни тех или иных факторов в определенных условиях, это и закон соответствия, как адекватных изменений социальной системы под воздействием определенных факторов.
140 детерминаций). Обоснование причинности проводится на базе системного подхода, рассмотрения общества в качестве системы, которая приобретает целостный характер, и выступает по отношению к составляющим ее элементам определяющей их причиной.
Существует множество видов социальной детерминации, которые представляют собой как внешние, так и внутренние условия развития социального организма как системы. Классификация форм и видов социальной детерминации является важной предпосылкой эффективного социального управления.
Заключение
.
Итак, обращение к проблеме детерминизма как учению о причинности и закономерности раскрывает суть познания и преобразования природных и социальных систем, формирования научного мировоззрения. Детерминизм как учение имеет историю своего развития, в ходе которого оно меняло свое содержание и значение. Это отразилось в многозначности понятия «детерминизм». Основная тенденция эволюции философских и конкретно-научных представлений о детерминизме двигались от субстратного подхода древних философов к системному пониманию детерминизма в современных исследованиях. Исходная историческая позиция связана прежде всего с именами Демокрита и Аристотеля (последний выход за рамки собственно субстратного образа мысли, но преимущественно в сторону телеологии и теологии). Основы современного системного понимания детерминирующих факторов развития сложных объектов заложены К. Марксом и Ч. Дарвином. В качестве своего содержания рассматриваемая категория восприняла то учение о причинности, которое существовало в философии. Считалось, что выяснить обусловленность вещи либо события — значит указать их причину. Таково было мнение, которое господствовало на протяжении долгих веков. Ссылка на причину оказывалась единственным видом объяснения обусловленности. Затем, став философским учением, детерминизм включал не только представление о механической причинности, но учитывал и другие детерминирующие факторы, выраженные идеей достаточного основания, категориями возможности, случайности, цели, однако в их идеалистической трактовке. В дальнейшем детерминизм стал пониматься как учение об определяемости событий только одним видом связей — причинными связями, как учение о динамической (силовой) обусловленности событий. При помощи этого представления было дано и дается множество научных объяснений многим явлениям и в физике, и в биологии, и в других областях познания.
В дальнейшем возникает необходимость разработки системного понимания детерминант развития. Вырабатываются представления о внутренней активности, об обусловленности действия внешних причин внутренней организацией, о взаимосвязи частей и примате целого над частями, об иерархии и цикличности в структуре причинных связей и др. Различение вещественной и общественной сторон единого процесса воспроизводства непосредственной материальной жизни позволяет выявить активную включенность человеческого фактора, сознания человека в сферу детерминант общественного развития.
Вообще современные естественные, технические и гуманитарные науки довольно явно обнаруживают тенденцию к системному видению детерминирующих факторов, к выявлению ведущей роли интегральных детерминант в процессе развития своих специфических объектов, роли, которая не сводится к суммативному действию элементарного уровня.
В современной философской и физической литературе широко представлены самые различные трактовки детерминации. Это разнообразие вызвано различным пониманием смысла самого детерминационного отношения, а также соотношения детерминации и причинности, детерминизма и индетерминизма, неопределенности и детерминированности явлений материального мира. Большое разнообразие точек зрения породило стремление классифицировать концепции детерминизма. В работе рассмотрены классификации детерминизма JI.A. Микешиной, А. Поликарова, Ю. Б. Молчанова и др. Рассмотрение классификаций детерминизма привело к выводу о том, что обилие концепций порождено объективным многообразием отношений детерминации и что общее понятие детерминации включает в себя множество частных ее видов, из которых ни один не может быть абсолютизирован или универсализирован. Таким образом, причинность есть частный случай детерминации, а каузализм — частная концепция по отношению к общему детерминизму. Исследования показали, что отношения детерминации весьма многообразны и не сводимы к одному, хотя и всеобщему типу — причинности. Кроме этого в работе рассматриваются классификации отношений детерминации М. Бунге, М. А. Парнюка, В. П. Бранского, Б. Ф. Кевбрина. Все эти подходы к классификации детерминационных отношений позволяют представить процесс детерминации как целостную систему взаимодействующих и соподчиненных факторов, и по-новому понять и сопоставить указанные категории диалектики по типу и характеру отражаемых в них отношений детерминации. Поэтому, обобщенную трактовку детерминизма можно определить как всеобщую универсальную обусловленность явлений, обнаруживающуюся в многообразном воплощении. Важную роль в выявлении детерминистских отношений имеют такие категории, как условие и обусловленность, необходимость и случайность, возможность и действительность, связь и взаимодействие, закон, причина и следствие.
Анализ детерминизма требует учета диалектики необходимости и случайности, возможности и действительности. Детерминизм в его обобщенном понимании позволяет выявить сходства и различия между ним и такими понятиями как «связь», «взаимодействие», которые являются основой всех видов детерминации. Поэтому все виды детерминации взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что и позволяет говорить о едином принципе и единой концепции детерминизма и о том, что он отражает более активную, результативную сторону взаимодействия, которая обеспечивает взаимосвязь вещей и явлений. Из этого следует то, что взаимосвязь зависит от взаимодействия. Эта зависимость отделяет связь как вид отношений от отношений вообще. При этом отношение как связь выступает в качестве проявления детерминизма.
Детерминизм связан с положением о всеобщей взаимосвязи вещей, но не тождественен этому положению: он выражает активную сторону этой взаимосвязи. Причем весьма существенно, что при анализе действия детерминации среди взаимосвязанных явлений всегда выявляются действующие в определенном направлении факторы. Детерминизм не ограничивается лишь констатацией взаимосвязи вещей, а выявляет ее функциональную роль и ее основы. Детерминизм, как и взаимосвязь, как и движение, развитие, есть выражение имманентной, внутренней активности материи.
Список литературы
- Аберкомбри Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 420 с.
- Аверьянов А.Н., Оруджев З. М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. 1979. № 2. — С. 38 — 49.
- Александров Г. Ф. История социологических учений. Древний Восток. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 598 с.
- Александрова Р.И. Критика эволюционной этики. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975.- 192 с.
- Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-334 с.
- Аристотель. Соч. в 4-х т. T.l. -М.: Мысль, 1975. 550 с.
- Араб-Оглы Э. А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. — 204 с.
- Арефьева Г. С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. — 230 с.
- Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопросы философии. 1999. № 3. — С. 85 — 97.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Издат. группа «Прогресс» «Универс», 1993. 607 с.
- Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. -Новосибирск: Изд-во «Наука», Сиб. отдел., 1987. 240 с.
- Айзятов Ф.А. Устойчивое развитие: состояние модель стратегия. Методологический и философско-экологический анализ. Саранск, 1 998 298 с.
- Айзятов Ф.А. Проблема систематизации факторов детерминации // Актуальные проблемы общества: некоторые вопросы переходного состояния: Межвуз. сб. науч. тр./ Мордов. пед. ин-т. Саранск, 1998. -Вып. 4.-С.25−31.
- Айзятов Ф.А., Зейналов Г. Г. Устойчивое развитие и стратегия общественного прогресса: моногр. М.: Прометей, 1999. — 108 с.
- Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: Мысль, 1977.- 188 с.
- Асп Э. Введение в социологию. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. — 249 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь: Введение в самоорганизацию материи. М.: Мир, 1990. — 373 с.
- Барг М.А. Цивилизационная методология: историографический контекст // Международные исследования. М., 1993. — С. 6−28.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
- Батыгин Г. С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция, 1991: Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. — С. 263 -293.
- Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя.: Монография. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с.
- Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. унта, 1982.-346 с.
- Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Изд-во политич. лит, 1977. 142 с.
- Бауман 3. Мыслить социологически. М.:АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996. — 255 с.
- Белик А.П. Социальная форма движения. М.: Наука, 1982. — 270 с.
- Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: МЕДИУМ, 1995. -323 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989. — 607 с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -222 с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование в социологических исследованиях // Социологические исследования. 1977. № 1 — С. 47−58.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование в социологических исследованиях: Методолог. Проблемы. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М.: Наука, 1987. -212 с.
- Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: МФФ, 1998. — 80 с.
- Богомолов А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с.
- Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики.- М.: Мысль, 1982. 263 с.
- Борисов А.Г. Детерминизм общественных нравов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984.-224 с.
- Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. — С. 112−129.
- Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: ЕСПЕКИ-ПРЕСС, 1998. — 285 с.
- Будье П. Социология и политика. -М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Соч. в 2-х т. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии. М.: Наука, 1993. — С. 47−308.
- Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке.- М.: Изд. иностр. лит., 1962. 511 с.
- Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.-С. 78−308.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Вебер М. Наука как признание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — 452 с.
- Виноградов В.Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. -М.: Политиздат, 1972. 231 с.
- Виноградов В.Г., Гончарук С. И. Особенности детерминации в общественных науках// Философские науки. 1982. № 5 — С. 34−41.
- Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: Изд-во. Новосиб. ун-та, 1992. — 228 с.
- Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании: к вопросу о понятии «субстрат» в классической, некласической, постклассической науке и метафизике. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. -48 с.
- Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. — 183 с.
- Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. — 303 с.
- Глобальные проблемы и будущее человечества. М.: ИНИОН, 1987. 227 с.
- Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
- Готт B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: (становление и развитие) -М.: Мысль, 1984. -268 с.
- Гольбах П.А. Система природы // Избр. произв. в 2-х томах. М.: Соцэкгиз, 1963.-Т.1.-715 с.
- Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Грэхем JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
- Грязнов Б.С. Теория и ее мир // Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. — С. 40 — 47.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. -462 с.
- Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апология насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. — С. 5 — 12.
- Делез Ж. Различие и повторение / Пер. с фр. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-384 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. СПб.: Алтейя, 1998.-286 с.
- Демончонок Э.В. Теория и общество // Новые тенденции в западной социальной философии. М.: Прогресс, 1989. — С 51 — 77.
- Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь (Collins) в 2-х т. Т.2. (П-Я). М.: Вече, ACT, 1999. — 528 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996. — 431 с.
- Егоров Ю.Л. Управление в социокультурном контексте // Философия. Культура. Управление. Сб. научных статей. М., 1999. — С 192−201.
- Егоров Ю.Л., Мищенко С. Н. Диалектика функционального и структурного подходов в исследовании систем управления // Философия. Культура. Управление. Сб. научных статей. М., 1999. — С. 235 — 248.
- Ельмеев В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб, Петрополис, 1995. — 144 с.
- Ельмеев В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: очерки методологии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского Гос. ун-та, 1999. — 296 с.
- Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1974.- 183 с.
- Ильин В.В. Политическая антропология / В. В. Ильин, А. С. Панарин, Д.В.Бадовский- Под ред. В. В. Ильина. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1995. — 254 с.
- Ильин В.В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России / под ред. Ильина В. В. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1996. — 399 с.
- Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. № 5. — С. 27 — 46.
- Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность М.: Мысль, 1984. — 208 с.
- Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1995. № 5. — С 72 — 79.
- Карпинская Р.С., Никольский С. А. Социобиология. Критический анализ. -М.: Мысль, 1988.-203 с.
- Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.-368 с.
- Категории «закон» и «хаос» / М. А. Парнюк, Б. П. Лазаренко, Е. Н. Причепий и др.- АН УССР, каф. Философии. Киев: Наук. Думка, 1987. — 292 с.
- Кевбрин Б.Ф. Развитие и диалектико-материалистический детерминизм / Под ред. С.Т. Мелюхина- Саранск: Изд-во Сарат. ун-та Саран, филиал, 1988, — 200 с.
- Кевбрин Б.Ф. Взаимоотношения причинности и связи состояний // Вест. МГУ. Сер. Философия. 1977. № 2. — С.25 — 34.
- Кевбрин Б.Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. -М.: МУПК, 1998. 244 с.
- Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. -- М.: Наука, 1967 С. 306 436.
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. — 288 с.
- Келле В.Ж. Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания // Вопросы философии. 1983. № 6. — С. 57.
- Келле В.Ж. Социальная динамика современной науки. М.: Наука, 1995. -319 с.
- Кемкин В.И. Диалектика социальных процессов в свете категории «состояние» (Гносеологический аспект) // Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений. Тематический сб. -Горький, 1976. С. 26 — 56.
- Кемкин В.И. Категория «состояние» в научном познании. М.: Высш. шк., 1983, — 120 с
- Кемкин В.И., Гнатюк B.C. Объективное развитие и его отражение в категориальных структурах. Мурманск: РАН, 1994. — 210 с.
- Кемкин В.И., Зейналов Г. Г., Айзятов Ф. А. Общество на пути к устойчивому развитию. М.: МП «Марс», 1996. — 238 с.
- Кечина Е.А. Социобиология // Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999. С. 664.
- Клейнер Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М.: Высшая школа, 1991. — 128 с.
- Князева Е.Н. Случайность которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Прогресс, 1991 — С. 15.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. № 12. — С. 3 — 20.
- Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: Прогресс, 1994. 120 с.
- Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996. — 158 с.
- Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997. — 240 с.
- Козловски П. Общество и государство. М.: Республика, 1998. — 223 с.
- Колеватов В.А. Парадокс устойчивого развития и волновые процессы в обществе // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. В 2-х ч. Ч. 1. Новосибирск: РАН, Сиб. отделение, 1994. -С. 11−15.
- Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. -225 с.
- Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Госсоцэкгиз, 1936. -265 с.
- Конт О. Курс положительной философии. СПб.: Посредник, 1899. Т. 1 .4.1. — 141 с.
- Конт О. Курс положительной философии // Западно-европейская социология XIX века. Тексты. М.: Изд-во МУБУ, 1996. — С. 94 — 119.
- Кормишкина JI.A. Формирование экономического цикла в переходной экономике. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 147 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1999. 576 с.
- Кравец А.С. Вероятность и причинность. В кн.: Современный детерминизм и наука. Т.1. Новосибирск: Наука, 1975. С. 177 — 196.
- Кравец А.С. Природа вероятности (Филос. аспекты). М.: Мысль, 1976. -173 с.
- Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. М.: Наука, 1982. — 258 с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. -М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.
- Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во Моек ун-та, 1988. — 160 с.
- Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
- Курдюмов С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. — М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Курдюмов С.П. Синергетика новые направления. — М.: Знание, 1989. -48 с.
- Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем// Наука, технология, вычислительный эксперимент: сб. ст. / Рос. АН. М.: Наука, 1993.- 146 с.
- Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными // Тайна характера: Психологические типы. Харьков: Фолио, 1996. — С. 5 — 290.
- Лапина С.В. Социологическое познание: Методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов: Учебн. пособие. Минск: Белорусская наука, 1998. — 207 с.
- Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей М.: Сабашниковы, 1908.-С. 8−9.
- Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Ленин В.И. Конспект книги Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфеса»// Полное собрание сочинений М.: Изд-во политич. лит-ры, 1980. -Т.29. — С. 303 — 322.
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1979. — Т.1. -С. 125−346.
- Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991. -412 с.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1974. Т. 42. — С. 41 — 174.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.-М.: Госполитиздат, I960-Т. 23.-С.43−773.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1968.- Т. 46.- Ч.1.-С. 65 508.
- Маркс К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1973.- Т. 47. — С. 3 — 612.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20 М.: Госполитиздат, 1961.-827 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы «Немецкой идеологии»). М.: Политиздат, 1966. 152 с.
- Маркс К. Предисловие. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1960. Т. 13. — С. 5 — 9.
- Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. -М.: Наука, 1981.-463 с.
- Маслиева О.В. Становление категории причинности. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 105 с.
- Материалисты Древней Греции (Собр. текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура). М.: Госполитиздат, 1955.-239с.
- Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. -М.:Прогресс, 1995. 464 с.
- Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания / Л.А. Микешина- Мин. высш. и спец. образ. РСФСР. Л.: Изд. Ленингр. унта, 1977.-С. 104.
- Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии в двух томах. Т.1. СПб.: Алетейя, 1998. -С. 1 — 139.
- Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность (Социологический очерк) // Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии в двух томах. Т.2. СПб.: Алетейя, 1998. — С. 229 — 385.
- Михайловский Н.К. Герои и толпа // Михайловский Н. К. Герои и толпа: Избр. труды по социологии в двух томах. Т.2. СПб.: Алетейя, 1998. — С. 5 -92.
- Молчанов Ю.Б. Причинность и детерминизм. В кн.: Современный детерминизм и наука. Т.1. — Новосибирск: Наука, 1975. — С. 106 — 116.
- Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990, — 132 с.
- Морозов Е.И. Введение в теорию социальных систем. Учеб. пособ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 284 с.
- Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII -XVIII веков. М.: Мысль, 1969. — 297 с.
- Научно-техническая революция: социализм культура человек. М.: Наука, 1981.- 177 с.
- Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979.-512 с.
- Николис Г. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление. М.: Мир, 1989. — 486 с.
- Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. М.: Мир, 1990. — 342 с.
- Огородников В.П. Познание необходимости: Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М.: Мысль, 1985. — 206 с.
- Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма М.: Наука, 1981. — 207 с.
- Парнюк М.А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики Киев: Наук, думка, 1972. — 355 с.
- Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. — 429 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. — 312 с.
- Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997.- 182 с.
- Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.-247 с.
- Плотинский Ю.М. Математические модели динамики социальных процессов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 133 с.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. — 280 с.
- Поликаров А. Детерминизм и индетерминизм в физике. В кн.: Современный детерминизм и наука. Т.2. — Новосибирск: Наука, 1975. — С.76 -88, 106.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
- Поппер К. Нищета историцизма. М.: Издат. тр. «Прогресс» — VIA, 1993. -187 с.
- Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001.-1040 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
- Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. -С. 3−19
- Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.-435 с.
- Раджабов У.А. Динамика естесвенно-научного знания. М.: Наука, 1982. -336 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-288 с.
- Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.2. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. — 400 с.
- Рейхенбах Г. Философия пространства и времени / Перевод с англ. Ю.Б. Молчанова- Общ. ред. А. А. Логунова. -М.: Прогресс, 1985. 344 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -413 с.
- Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979. — 302 с.
- Риск исторического выбора в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 5 — С. 3 — 26.
- Россия: стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны: В 2-х ч. М.: Ноосфера, 1997.-4.1.-72 е.- 4.2.-144 с.
- Рузавин Г. И. О соотношении категорий «движение», «развитие» и «прогресс» // Философ, науки. 1980. № 1. — С. 50 — 58.
- Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. -№> 8. С. 63 — 72.
- Савкин Н.С. Социальная философия: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 176 с.
- Савкин Н.С. Человек и общество: Проблемы теории воспроизводства. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 72 с.
- Свечников Г. А. Причинность и связь состояний в физике. М.: Наука, 1971.-304 с.
- Селье Г. Стресс без болезней // Путь к здоровью. Стресс жизни. СПб.: ТОО «Лейла», 1995. — С. 642 — 682.
- Слепенков И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М.: Высш. шк., 1990. 302 с.
- Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. 4.1. Социальная аналитика-Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991. 187 с.
- Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). -М.: Мысль, 1978.-357 с.
- Современные социологические теории социального времени. М.: ИНИОН РАН, 1993. — 47 с.
- Сухарев А.И. Проблемы регионологии: Сб. ст./ НИИ регионологии-Саранск, 2001.-100 с.
- Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-554 с.
- Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. №.3. -С. 104.
- Тоффлер Э. Осознание новой цивилизации. Политика третьей волны. -Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996. 104 с.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. — С.28.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. — 275 с.
- Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1975. 296 с.
- Философский энциклопедический словарь М.: Сов. энцикл., 1983. — 615 с.
- Франк С.Jl. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 342 с.
- Фролов И.Т., Юдин Б. Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
- Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 419 с.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. -М.: Мир, 1991. 240 с.
- Хесле В. Философия и экология. М.: Ками, 1994. — 192 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 186 с.
- Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества.-М.: Политиздат, 1985. 159 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.-596 с.
- Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 119 — 146.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с.
- Lukasiewicz Y. On determinism // The Polish Review. 1968. Vol. 13 — P. 46 -61.
- Urchs M. On determinism still improved in classical logic // Bulletin of the Section of Logic. 1992.- Vol. 21.- P. 168 — 170.
- Yordan Z. Logical determinism // Notre Dame Yoyrnal of Farmal Logic. 1963,-Vol. 4,-P. 1−38.