Типы и виды обучения
Ссист&лсе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова ребенок С-ХС/ рассматривается как индивид, способный к самоизменению. Поэтому центр данной системы — не обучающие техники преподавателя, а пробуждение в ученике желания и стремления учиться. Разумеется, это вовсе не означает, что учитель не настаивает на усвоении знаний, умений и навыков со стороны учащихся. Он лишь озабочен тем, чтобы пробудить… Читать ещё >
Типы и виды обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развивающее обучение ДБ. Эльконина — В. В. Давыдова.
(^/-Ссист&лсе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова ребенок С-ХС/ рассматривается как индивид, способный к самоизменению. Поэтому центр данной системы — не обучающие техники преподавателя, а пробуждение в ученике желания и стремления учиться. Разумеется, это вовсе не означает, что учитель не настаивает на усвоении знаний, умений и навыков со стороны учащихся. Он лишь озабочен тем, чтобы пробудить в ребенке способность к саморазвитию. «В условиях развивающегося обучения учителю предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т. е. поискового (творческого) типа. Это полностью исключает из арсенала его методических средств показ такого метода. Ведь как только искомый способ показан, зафиксирован, искать ученикам больше нечего. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять еще нечего, когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем. Наконец, существенно изменяется и смысл в воспроизведении найденного способа действия при выполнении упражнений: каждое из них требует от ученика не столько точного повторения найденного способа, сколько решения о его применимости в данных условиях» (Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С. А. Смирнова. М., 2001. С. 276−277).
В структуре психологического знания существует детская, возрастная и педагогическая психология. Однако у Б. Д. Эльконина имеют место разные объекты изучения, разные языки описания и поэтому предлагаются разные способы размышления. Что же касается психологии развития, то объектом ее является именно акт развития. Как подчеркивает Б. Д. Эльконин, развитие есть, является особым бытием. Основная задача состоит в том, чтобы это развитие выделить и представить. «Опоры развития должны быть теоретически и практически воссозданы или пересозданы, они перестали быть, налично и объективно существовать. Онтология развития и задает строение этих форм и опор. Она есть то знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства и откликается на него; это есть знание, возникающее в кризисной ситуации и призванное связать две истории и два времени — время жизни человека и время жизни рода — и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых описываются «точки взаимоперехода» жизни рода и человека. (ЭльконинБЛ Введение в психологию развития. М., 1994. С. 10−11).
Начальное школьное образование представлено сегодня тремя дидактическими системами: традиционной и психолого-педагогическими развивающими системами Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина — В. В Давыдова. В коррекционно-развивающейся программе одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала знаний (см.: Аокалова Н.П. Уроки психологического развития как элемент развивающейся среды школьного образования//Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной. М., 1999. С. 111).