Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Феномен гипотезы в естественнонаучном познании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построение и апробация гипотез в ситуациях неопределенного выбора выступает комплексным явлением, обеспечивающим целенаправленный (без случайных проб), многовариантный (за счет соотнесения исходных и требуемых данных) и аргументированный поиск требуемого результата. Интеллектуальная инициатива проявляется лишь в том случае, если субъект не ограничивается одним, привычным подходом к разрешению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологический анализ научной гипотезы
    • 1. 1. Гипотеза как эпистемологическая категория
    • 1. 2. Творческие процессы выдвижения исследовательской гипотезы
    • 1. 3. Онтологизация и объективация естественнонаучной гипотезы как формы превращения в теорию
  • Глава II. Дисциплинарные формы естественнонаучной гипотезы
    • 2. 1. Особенности гипотезирования в физике
    • 2. 2. Выдвижение и доказательство гипотез в математике
    • 2. 3. Специфика процессов гипотезирования в современном естествознании

Феномен гипотезы в естественнонаучном познании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тенденции развития общества на современном этапе предъявляют высокие требования ко многим видам профессиональной деятельности человека. В экономике, политике и в других областях практики значимой выступает проблематика становления и развития качеств, позволяющих субъекту предпринимать активные действия в обнаружении проблем, раскрытии их сути, прогнозировании неизвестного и способов его достижения. Весьма востребованной стала проектная деятельность, научные основы которой, несомненно, связаны с гипотетико-дедуктивным методом науки Нового времени.

Построение и апробация гипотез в ситуациях неопределенного выбора выступает комплексным явлением, обеспечивающим целенаправленный (без случайных проб), многовариантный (за счет соотнесения исходных и требуемых данных) и аргументированный поиск требуемого результата. Интеллектуальная инициатива проявляется лишь в том случае, если субъект не ограничивается одним, привычным подходом к разрешению сложившейся проблемы, а находит рациональный, оригинальный, действенный способ осуществления требований задачи. Только отказ от «подражательности», проявляющейся в стремлении человека копировать апробированные в прошлом способы решения, позволит провести исчерпывающий анализ условий исследуемой проблемы, по необходимости изменить аспекты рассмотрения свойств объектов и предложить новую стратегию решения.

Современная ситуация в области исследования проблем выдвижения гипотез характеризуется несоответствием достигнутого уровня знаний и социальной потребности, которая постоянно возрастает в условиях изменяющегося характера труда, повышения требований к обучению и подготовке специалистов, ускорения научно-технического прогресса.

Разноплановое изучение гипотез не затронуло в достаточной степени качеств проявления гипотетичности, факторов, дающих возможность субъекту эффективно регулировать свою мыслительную деятельность: находить нужную информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе способы достижения требуемого результата, субъективных особенностей выдвижения гипотез и др.

Использование гипотезы как инструмента познания носит межпредметный характер. При построении гипотезы межпредметность должна быть грамотно и гармонично «заложена». Современный этап развития науки связан с необходимостью решения все более сложных технических и технологических проблем, связанных с развитием энергетики, промышленности, микроэлектроники, космических технологий, биоинженерии, нанотехнологий и других областей знаний и деятельности. Необходимо решать проблему значительного повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала специалиста. Решение этих проблем лежит в области постоянного совершенствования методов обучения, в частности, освоения методов научного познания, развития умений научно-исследовательской деятельности. В этом случае наличие только предметных знаний оказывается недостаточным. Возникает острая потребность в прямом, непосредственном знании о деятельности по «рождению» знаний, о методах познания. Без привлечения знаний философии трудно продвинуться в решении проблемы освоения современного гипотетико-дедуктивного метода познания.

Философский анализ гипотезы как интеллектуального инструмента познания важно и продуктивно осуществить на материале естествознания из-за особенностей языка познания этой области научной деятельности. В текстах естественнонаучных работ, как на эмпирических объектах анализа, удается явно выделить и осознать характерные особенности функционирования гипотезы как современного интеллектуального инструмента познавательной деятельности. Итак, в целом исследование нацелено на решение проблемы построения системных представлений о предпосылках, содержании, функциях гипотезы в естественнонаучном познании.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами: а) в науке гипотеза как логический этап решения проблемы выделена давно и общепризнана, нередко используется при изложении результатов познания, однако в самом процессе познания её функции, роли, особенности выяснены далеко не в полном объеме, в частности, не сформирована система концептов о феномене гипотезы в естественнонаучном познанииб) в настоящее время прослеживается ограниченность рефлексии процесса гипотезирования в научном исследовании, что выражается в отсутствии четкого понимания процедур построения гипотезы, использования гипотезы как инструмента познания, как средства получения достоверного результата (примечательно, что за последние тридцать лет в журнале «Вопросы философии» нет заметных работ о научной гипотезе) — в) недостаточной осознанностью функций гипотезы в рамках деятельностной парадигмы мышления и понимания, в частности, существованием неопределенности в вопросах значимости гипотезы в структурировании научного мышления, роли гипотезы в исследовательской деятельности, месте гипотезы в научных коммуникациях и др.- г) необходимостью углубленного понимания положения гипотезы в истории мировой науки.

При планировании и проведении исследования наиболее существенное влияние на нас оказали работы П. В. Копнина [121−126], В. А. Лекторского [144, 145], К. Поппера [190, 191], В. С. Степина [2325.

237], Г. П. Щедровицкого [272−274], В. Ф. Юлова [282−286]. Работы этих авторов определили общий идейный фон, в рамках которого проходил научный поиск. В ходе диссертационного исследования мы также опирались на тексты следующих авторов: JI. Б. Баженова [8, 9], Г. А. Геворкяна [46, 47], А. Д. Иоселиани [92, 93], И. В. Кузнецова [137], И. П. Меркулова [161−164], Е. Я. Режабек [202], в которых рассматриваются вопросы функционирования гипотезы в процессе познанияЕ. М. Вечтомова [37, 38], И. Г. Герасимова [50], В. Б. Губина [68, 69], А. А. Зиновьева [84], Э. В. Ильенкова [88, 89], В. В. Ильина [90, 91], Б. М. Кедрова [108−113], Т. С. Куна [140], И. Лакатоса [143], В. А. Штоффа [270, 271], в которых отражены общие вопросы методологии научного познанияН. Бора [19], М. Борна [20], JI. де Бройля [23], В. Гейзенберга [48], В. Л. Гинзбурга [51, 52], П. Дирака [77], Л. И. Мандельштама [157],.

B.Паули [181], М. Планка [186], А. Пуанкаре [195], К. Сагана [209],.

C. Хокинга [258, 259], А. Эйнштейна [275], в которых прослеживается использование гипотез при постановке проблемы, выдвижении предположения, экспериментировании, анализе полученных данных;

A. В. Ахутина [7], Г. Бонди [17, 18], М. Бунге [28], С. И. Вавилова [30, 31],.

B. С. Готта [59, 60], Д. Джоунса [76], А. А. Ивина [86], М. Клайна [116, 117], Б. Г. Кузнецова [132−134], В. И. Кузнецова [135, 136], Е. А. Мамчур [155, 156], А. Б. Мигдала [167, 168], В. В. Налимова [177], Д. Пойа [187, 188], И. Пригожина [192], Г. И. Рузавина [206−208], В. С. Швырева [266−269], в которых представлены аспекты познавательной деятельности в области естествознанияВ. С. Библера [14], Дж. Брунера [24], А. В. Брушлинского [25, 26], Д. В. Вилькеева [40, 41], Е. Л. Григоренко [61, 62], В. И. Гриценко [64], Л. Л. Гуровой [70, 71], Г. С. Костюк [129], Ю. Н. Кулюткина [138, 139], А. Р. Лурии [149], Е. Д. Мещеряковой [166], В. Г. Разумовского [199], А. Ф. Эсаулова [279], в которых рассматриваются вопросы психологии мышления, в том числе психологии решения нестандартных задач, а также вопросы применения методов научного познания при изучении физики.

Объектом исследования выступает гипотезирование в научном познании.

Предметом исследования являются особенности выдвижения и функционирования гипотезы в естественнонаучном познании.

Цель исследования заключается в системном анализе существенных аспектов возникновения и функционирования естественнонаучных гипотез.

Для конструктивного достижения поставленной цели выдвигается следующая концептуальная позиция: а) гипотеза является необходимой самостоятельной познавательной единицей в естественнонаучном исследованииб) гипотеза выступает основой познавательного творчества в наукев) со своими понятийными связями гипотеза задает структурную основу познавательной деятельности, является системообразующим элементомв) процессы возникновения и функционирования гипотезы включают нормативное оценивание.

Предмет, цель и идейная позиция исследования определили постановку следующих задач:

1) изучить научную (философскую, психолого-педагогическую, естественнонаучную) литературу по теме исследования, выделить общезначимое содержание;

2) раскрыть взаимосвязь гипотезы с такими фундаментальными категориями как проблема, метод, факт, модель и др.;

3) установить ведущие свойства гипотезы в естественнонаучном познании, дать современную классификацию гипотез;

4) определить и охарактеризовать реальные и возможные пути онтологизации и объективации гипотез в естествознании;

5) установить специфические черты гипотезирования в разных областях естествознания;

6) выделить и проанализировать особенности гипотезирования в современном естествознании.

Для решения задач исследования использовались следующие теоретические методы: анализ и интерпретация текстов классиков философии и естествознания, метод сопоставления (сравнение определений понятия «гипотеза» с точки зрения философского, логического, психологического подходов), системодеятельностный анализ содержания и функций гипотезы, использование элементов герменевтики, использование структурно-логических схем в качестве модельного изображения процессов использования гипотезы, экспертный метод.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определено содержание гипотезы как фундаментальной эпистемологической единицы: выделены сущностные свойства, функции, взаимосвязь с другими категориями, особенности процесса гипотезирования;

— предложена современная системная классификация гипотез по разным основаниям — по форме задания, видам деятельности, формам проявления, структуре и составу, степени обобщения, процессам функционирования и др.;

— выделены и рассмотрены различные аспекты гипотезирования в познавательной деятельности — историко-социальный, методологический, логико-психологический, дидактический;

— проведен анализ исследовательского гипотезирования как процесса, рассмотрены творческие акты выдвижения гипотез, объяснена процессуальная динамика гипотезирования, выделены структурно-функциональные механизмы онтологизации и объективации гипотез в естествознаниивыделены особенности функционирования гипотез в естественнонаучном познании (физика, математика, астрономия, химия, биология), построены онтологические картины функционирования гипотезы в форме логических блок-схем по всем этапам функционирования гипотезы.

На защиту выносятся следующие результаты исследования.

1. Гипотеза раскрывается как фундаментальная эпистемологическая единица, занимающая ключевое положение в научном познании. Гипотеза воплощает суть научного творчества, ибо только через нее возникает любое новое теоретическое знание. Обоснована тесная взаимосвязь гипотезы с другими познавательными категориями. В частности, показано, что а) формирование понятия «факт» невозможно без гипотезированияб) формулирование проблемы — сложный познавательный процесс, в ходе которого выдвигаются гипотезыв) в наиболее продуктивном виде гипотеза приобретает форму модели.

2. Научное гипотезирование рассматривается как творческий процесс. Проанализированы субъективные акты выдвижения исследовательской гипотезы, проведено различение метода гипотезирования и гипотетико-дедуктивного метода, показана динамика процесса гипотезирования (проблематизация — поиск пробного методагипотеза-результат).

3. Выявлены и обоснованы ведущие свойства естественнонаучной гипотезы: фундаментальность, целостность, действие вероятного метода, эвристическое «видение» нового, опосредованная связь с опытом, логическое движение как связь с другими категориями. Выделены и рассмотрены следующие аспекты гипотезирования в познавательной деятельности: историко-социальный, методологический, логико-психологический, дидактический. Предложена системная классификация естественнонаучных гипотез по разным основаниям.

4. Исследован этап онтологизации естественнонаучных гипотез. Проанализированы возможные пути онтологизации: задание гипотезы в виде метафизического объекта, знака в системах знаний (принцип, теорема, формула) — задание гипотезы в виде объекта реальности. Показана специфика объективации гипотез как предельной формы онтологизации, проявляющаяся в особых процедурах идентификации объекта. Доказано, что задача онтологизации знания решается в ходе общественно-исторической практики, т. е. гипотеза является социальным познавательным феноменом.

5. Выделены и охарактеризованы особенности функционирования гипотез в современном естественнонаучном познании: зависимость от общей предметной картины мира, формулировка гипотез в форме задач, деление гипотез на кинематические и динамические, возрастание абстрактности гипотез, увеличение числа языков представления гипотез, тенденция возрастания гипотетичности знания, рост значимости междисциплинарных гипотез.

Теоретическая значимость исследования. Осуществлен системный анализ научной гипотезы с выделением ее сущностных свойств, функций, видов в естествознании, что позволяет говорить об особом феномене гипотезы в познании. Выяснено, что гипотеза обладает сложной структурой, которая формируется и развивается, проходя этапы выделения проблемы, поиска пробного метода, применения метода к проблеме, перехода в достоверное знание. Убедительно показано, что гипотеза в истории науки и в современном естественнонаучном познании была и остается необходимым и действенным методом осуществления научного исследования.

Практическая значимость исследования. Идеи и результаты проведенного исследования могут быть использованы в различных областях деятельности. Во-первых, они дают материал для анализа и построения научных и учебных текстов нового поколения, в частности могут быть использованы при написании учебных пособий по курсам «концепции современного естествознания» и «онтология и теория познания». Во-вторых, они значимы для организации учебной деятельности, для студентов (магистров) и аспирантов философских, физико-математических, химико-биологических специальностей, а также важны для преподавателей и научных работников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются:

— опорой на фундаментальные исследования по философии и методологии науки, на теоретические изыскания физики, химии, астрономии, математики;

— теоретическим анализом проблем и приемов использования гипотез в современном естественнонаучном познании;

— экспертизой полученных результатов специалистами: философами и физиками, проверкой справедливости идей и подходов в ходе многочисленных дискуссий.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты научной работы апробировались на заседаниях кафедры философии и социологии ВятГГУ, были представлены на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях: «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики» (Екатеринбург, 2006, 2007), «Гуманитарные проблемы современного информационного общества» (Киров, 2006, 2007), «Великие преобразователи естествознания: М. Планк» (Минск, 2006). Результаты исследования представлены в 11 публикациях [211−221] общим объёмом 7 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, Глав I-II, включающих 6 параграфов, Заключения и Библиографического списка. Объем диссертации составляет 189 страниц, библиографический список включает 287 текстовых источников.

Выводы-следствия из модели-гипотезы I V.

Э31 f ЭЗЗ Э32.

Границы гипотезы I.

V гч л.

Э41 ^ Э42.

Рис. 8.

Эти процессы разноплановы, с повторами этапов, с прямыми обратными логическими шагами и др. Конечно, в логическом представлении они чаще всего обобщаются. В таблице 1 приведены примеры онтологизации физических гипотез с помощью проведения физических экспериментов.

Заключение

.

Следует признать, что в системе естественнонаучного знания и деятельности гипотеза существует как неотъемлемый элемент. Ее формы весьма многообразны, предположение составляет суть научного творчества, это процесс и результат науки. Гипотеза связана со всеми основными элементами научного познания — фактами, проблемами, методами, моделями, эмпирическими и теоретическими знаниями. Все новые и общие знания обязательно обретают гипотетический характер. Усложнение научной деятельности, все большее вовлечение в эту деятельность виртуальных образований объективно ведет к усилению роли гипотезирования, что требует дальнейшего осмысления этой проблемы. С нашей точки зрения, весьма перспективна разработка системы методологических норм для выдвижения, функционирования, обоснования и выбраковки гипотез разного ранга. Очевидно, что на этой основе будет легче учесть дисциплинарную специфику.

С точки зрения неклассической методологии (В. А. Лекторский, В. С. Степин и др.) эвристичными могут стать процедуры формулирования одних гипотез на основе других, предварительно разработанных гипотез. Такое сложное взаимодействие уже осуществляется, например, в квантовой физике. Требует своего осознания и проблема применения принципа фальсифицируемости только к системам гипотез. Для этого необходима дальнейшая методологическая рефлексия. В целом, оказалось, что изучаемая тема несет существенный интеллектуальный потенциал, предлагает идеи и решения для практического использования.

В итоге выполненной работы цели и задачи диссертационного исследования оказались достигнутыми. Удалось сформулировать и доказать справедливость основной идеи-гипотезы, под углом зрения которой найден и систематизирован эмпирический (текстовый) материал.

В ходе творческой аналитической и синтетической деятельности получен ряд новых представлений о гипотезировании:

1. Определено содержание гипотезы как фундаментальной эпистемологической единицы, занимающей ключевое положение в научном познании и выражающей суть научного творчества: выделены сущностные свойства, функции, взаимосвязь с другими эпистемологическими категориями знаний, особенности процесса гипотезирования.

2. Предложена современная системная классификация гипотез по разным основаниям — по форме задания, видам деятельности, формам проявления, структуре и составу, степени обобщения, процессам функционирования и др.

3. Проведен анализ исследовательского гипотезирования как процесса, рассмотрены творческие акты выдвижения гипотез, объяснена процессуальная динамика гипотезирования, выделены структурно-функциональные механизмы онтологизации и объективации гипотез в естествознании — выбраковка неэффективных гипотез и утверждение на этом фоне действенных, рассмотрены основные процедуры включения гипотезы в сложившиеся системы знаний, рассмотрено знаковое выражение гипотезы, показана специфика объективации гипотез в эксперименте и определении границ ее применимости и др.

4. Выделены особенности функционирования гипотез в современном естественнонаучном познании: зависимость от общей предметной картины мира, формулировка гипотез в форме задач, деление гипотез на кинематические и динамические, возрастание абстрактности гипотез, увеличение числа языков представления гипотез, тенденция возрастания гипотетичности знания, рост числа междисциплинарных гипотез.

В естествознании гипотеза сохраняет свою индивидуальность, развиваясь вместе с самой наукой. Само гипотезирование, во-первых, фундаментально для познания, во-вторых, является сложным структурным процессом, в-третьих, определяется и определяет развитие познавательных норм, в-четвертых, на определенном этапе происходит «свертывание» процесса гипотезирования в продукт. Материал естествознания подтверждает общие представления о феномене гипотезы в познавательной деятельности, позволяет выделить особенности функционирования гипотезы в естественнонаучных системах знаний. При очевидной гипотетичности знания использование гипотезы в современном познании становится все более осознанным, а выделение особенностей гипотез необходимо для эффективной научной деятельности.

Следует подчеркнуть, что формулирование системного представления о гипотезе расширяет возможности ее использования в научной и образовательной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Г. Психология науки Текст.: Учебное пособие / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-312 с.
  2. , И. С. Методология обоснования квантовой теории Текст. / И. С. Алексеев, Н. Ф. Овчинников, А. А. Печенкин. М.: Наука, 1984.- 166 с.
  3. , М. Н. Логика научного исследования Текст. / М. Н. Алексеев // Вопросы философии. 1962. -№ 11. — С. 76−85.
  4. , В. А. Проблемы методологии естественнонаучного поиска Текст. / В. А. Амбарцумян, В. В. Казютинский // Вопросы философии. 1971. — № 2. — С. 43−54.
  5. В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике Текст. / В. Ф. Асмус. М.: Соцэкгиз, 1963. — 312 с.
  6. , А. М. Идеализация в естественнонаучном познании Текст. / А. М. Ахтямов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 191 с.
  7. , А. В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Текст. / А. В. Ахутин. М.: Наука, 1976.-292 с.
  8. , Л. Б. Основные вопросы теории гипотез Текст. / Л. Б. Баженов. М.: Высшая школа, 1961. — 68 с.
  9. , Л. Б. О гипотезе в естествознании Текст. / Л. Б. Баженов // Вопросы философии. 1962. — № 9. — С. 154−164.
  10. , К. Б. Структура и методологическое значение кибернетического моделирования и аналогии Текст. / К. Б. Батороев. -Новосибирск, 1970. 291 с.
  11. , К. Б. Философские вопросы моделирования и аналогии (на материалах физики, кибернетики и системного анализа) Текст.: автореф. дис. .д-ра филос. наук / Батороев Кирилл Бардымович. -М., 1978.-53 с.
  12. , Н. Логика вопросов и ответов Текст. / Н. Белнап, Т. Стил. М.: Прогресс, 1981. — 286 с.
  13. , В. Ф. Структура и генезис научной проблемы Текст. / В. Ф. Берков. Минск, 1983.
  14. В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) Текст. / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975.-399 с.
  15. , Б. В. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы Текст. / Б. В. Бирюков, И. Б. Гутчин. — М.: Радио и связь, 1982.- 152 с.
  16. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Текст. / П. П. Блонский. М., 1979. — Т. 2. — С. 32−59.
  17. . Г. Относительность и здравый смысл Текст. / Г. Бонди. -М.: Мир, 1967.- 162 с.
  18. , Г. Гипотезы и мифы в физической теории Текст. / Г. Бонди.-М., 1972.
  19. , М. Размышления и воспоминания физика Текст. / М. Борн. М.: Наука, 1977. — 280 с.
  20. , В. П. Теория элементарных частиц как объект методологического исследования Текст. / В. П. Бранский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-257 с.
  21. . Л. Новый взгляд на теорию относительности Текст. / Л. Бриллюэн. -М.: Мир, 1972. 142 с.
  22. Бройль, Луи де. Революция в физике Текст. / Л. де Бройль. -М, 1965.
  23. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. -М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  24. , А. В. Мышление и прогнозирование Текст. /
  25. A. В. Брушлинский. М.: Мысль. — 1979. — 230 с.
  26. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  27. , Н. А. Философские вопросы химии Текст. / Н. А. Будрейко. М.: Высш. шк., 1970. — 336 с.
  28. , М. Философия физики Текст. / М. Бунге. -М.: Прогресс, 1975. 347 с.
  29. , В. В. Методы науки Текст. / В. В. Быков. М.: Наука, 1974.-215 с.
  30. , С. И. О математической гипотезе: Избранные сочинения Т. 3 Текст. / С. И. Вавилов. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  31. , С. И. Физика Текст. // Собр. соч. Т. 3. Работы по философии и истории естествознания. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
  32. , В. Физика в двадцатом столетии Текст. /
  33. B. Вайскопф. М.: Атомиздат, 1977. — 272 с.
  34. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. -М., 1990.
  35. , Г. Математическое мышление Текст. / Г. Вейль. -М.: Наука, 1989.-400 с.
  36. Великие преобразователи естествознания: Исаак Ньютон: Тезисы докладов XVI Международ, чтений Текст. Мн.: БГУИР, 2000. — 225 с.
  37. Великие преобразователи естествознания: Анри Пуанкаре: XVII Международ, чтения: Тез. докладов Текст. / Отв. ред. И. Ф. Габрусь. Мн.: БГУ, 2001.-272 с.
  38. , Е. М. Философия математики Текст. / Е. М. Вечтомов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. — 192 с.
  39. , Е. М. Метафизика математики Текст. / Е. М. Вечтомов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 508 с.
  40. , Е. Этюды о симметрии Текст. / Е. Вигнер. М.: Мир, 1971.-318с.
  41. , Д. В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении Текст. / Д. В. Вилькеев. Казань: Изд-во Казанского пед. ин-та, 1974. — 68 с.
  42. , Д. В. Методы научного познания в школьном курсе физики Текст. / Д. В. Вилькеев. Казань, 1975. — 160 с.
  43. , М. Б. Аксиоматический метод в физике Текст. / М. Б. Вильницкий // Вопросы философии. 1966. — № 3. — С. 71−81.
  44. , В. Г. Научное предвидение Текст. / В. Г. Виноградов. М.: Высшая школа, 1973. — 188 с.
  45. , Ю. С. Геометрофизика Текст. / Ю. С. Владимиров. М.: БИНОМ, 2005. — 600 с.
  46. , М. Есть идея! Текст. / М. Гарднер М.: Мир, 1982.-305 с.
  47. , Г. А. Гипотеза и ее роль в науке Текст. / Г. А. Геворкян. Ереван, 1959.
  48. , А. Т. Место гипотезы в методологии физики конца XIX и начала XX вв. Текст.: дис. .канд. филос. наук / А. Т. Геворкян. -Ереван, 1973. 176 с.
  49. , В. Физика и философия. Часть и целое Текст. / В. Гейзенберг. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  50. , Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики Текст. / Я. М. Гельфер. М.: Высшая школа, 1981.-536 с.
  51. , И. Г. Научное исследование Текст. / И. Г. Герасимов. М.: Политиздат, 1972. — 279 с.
  52. , В. JI. О теории относительности Текст. / В. Л. Гинзбург. -М.: Наука, 1979.
  53. , В. Л. Теоретическая физика и астрофизика Текст. / В. Л. Гинзбург. -М.: Наука, 1981.
  54. , М. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания Текст. / М. Голдстейн, И. Ф. Голдстейн. М.: Знание, 1984.-256 с.
  55. , Г. М. Классики физической науки Текст.: Справ, пособие / Г. М. Голин, С. Р. Филонович М.: Высш. шк., 1989. — 576 с.
  56. , Г. Е. Почему пространство трехмерно? Текст. / Г. Е. Горелик. М.: Наука, 1982. — 168 с.
  57. , Д. П. Логика Текст. / Д. П. Горский. М.: Учпедгиз, 1963.-292 с.
  58. Д. П. Определение (логико-методологические проблемы) Текст. / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1974. — 311 с.
  59. , В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни Текст. / В. Г. Горшков. М., 1995. — 430 с.
  60. , В. С. Диалектика прерывности и непрерывности в физической науке Текст. / В. С. Готт, Ф. В. Недзельский. М.: Мысль, 1975.-207 с.
  61. , В. С. Философские вопросы современной физики Текст.: Учеб. пособие для вузов / В. С. Готт М.: Высш. шк., 1988. — 343 с.
  62. , Е. Л. Экспериментальные исследования выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности Текст.: Автореф.. дисс. канд. психол. наук / Е. Л. Григоренко. -М., 1984.-20 с.
  63. , Е. Л. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез при решении задач с неопределенными условиями
  64. Текст. / Е. JI. Григоренко, С. Д. Смирнов // Вестник Моск. Ун-та, 1988. -Серия 14. Психология. № 1. — С. 61−68.
  65. , А. Т. Механика от античности до наших дней Текст. / А. Т. Григорьян. М.: Наука, 1974. — 479 с.
  66. , В. И. Система заданий для обучения школьников выдвижению и экспериментальной проверке гипотез при изучении курса физики средней школы Текст.: дис. .канд. пед. наук / В. И. Гриценко. -М., 2001.- 161 с.
  67. , JI. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе Текст. / Л. Р. Грэхэм. -М.: Политиздат, 1991. 480 с.
  68. . С. Теория и ее объект Текст. / Б. С. Грязнов. -М.: Наука, 1973.-248 с.
  69. , Б. С. Логика, рациональность, творчество Текст. / Б. С. Грязнов.-М., 1982.
  70. , В. Б. О физике, математике и методологии Текст. / В. Б. Губин. М.: ПАИМС, 2003. — 321 с.
  71. , В. Б. О науке и лженауке Текст. / В. Б. Губин. -М.: Изд-во РУДН, 2005. 96 с.
  72. , Л. Л. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач Текст. / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. 1961. -№ 6.-С. 49−104.
  73. , Л. Л. Психологический анализ решения задачи Текст. / Л. Л. Гурова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 327 с.
  74. , Л. М. Философские аспекты измерения в современной физике Текст. / Л. М. Гутнер. Л., 1978.
  75. , П. Суперсила Текст. / П. Девис. М.: Мир, 1989.272 с.
  76. , Р. Рассуждение о методе Текст. / Р. Декарт // Избр. произв. -М., 1950.
  77. , С. Основы науки Текст. / С. Джевонс. СПб., 1881. -713 с.
  78. , Д. Изобретения Дедала Текст. / Д. Джоунс. -М.: Мир, 1985.-232 с.
  79. , П. Лекции по квантовой теории поля Текст. / П. Дирак. -М.: Мир, 1971.-243 с.
  80. , А. М. Научный поиск как постановка и решение проблем Текст. / А. М. Дорожкин. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 108 с.
  81. , Л. А. Законы природы и их познание Текст. / Л. А. Друянов. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  82. , Т. А. О роли гипотез в процессе познания Текст. / Т. А. Евсеева / Ученые записки Курского гос. пед. ин-та. Вопросы философии. — Т. 68. — Белгород, 1970. — С. 99−108.
  83. , Е. С. Гносеологический смысл постановки проблемы Текст. / Е. С. Жариков // Вопросы философии. 1964. — № 11. — С. 36−42.
  84. , В. Д. Физика как философия природы Текст. /
  85. B. Д. Захаров. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 232 с.
  86. , Н. М. О выдвижении гипотез при решении учебных проблем Текст. / Н. М. Зверева // Физика в школе. 1978. — № 5.1. C. 54−57.
  87. , А. А. Фактор понимания Текст. / А. А. Зиновьев. -М.: Алгоритм, 2006. 528 с.
  88. , А. Пути познания в физике Текст. / А. Зоммерфельд. М.: Наука, 1973. — 318 с.
  89. , А. А. Искусство правильно мыслить Текст.: Кн. для учащихся / А. А. Ивин. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  90. , Ю. В. Логика Текст. / Ю. В. Ивлев. М.: Логос, 2001.-207 с.
  91. , Э. В. Об идолах и идеалах Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
  92. , Э. В. Диалектическая логика Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1984. — 320 с.
  93. , В. В. Критерии научности знания Текст. / В. В. Ильин. -М., 1989.
  94. , В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы Текст. / В. В. Ильин. М., 1993.
  95. , А. Д. Гипотеза в системах современного научного знания Текст.: дис. .канд. филос. наук / А. Д. Иоселиани. Тбилиси, 1994.- 141 с.
  96. , А. Д. Место и роль гипотезы в становлении современного научного знания Текст. / А. Д. Иоселиани. М.: Фин. Академия, 1999. — 150 с.
  97. , О. Ф. История физики и развитие представлений о мире: элективный курс: 10−11-й класс Текст.: Учеб. пособие / О. Ф. Кабардин. -М.: Астрель, 2005.-318 с.
  98. , М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  99. , Г. Вероятность и индуктивная логика Текст. / Г. Кайберг. М., 1978.
  100. , С. Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы Текст. / С. Е. Каменецкий, Н. А. Солодухин. М.: Просвещение, 1982.-96 с.
  101. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. -М.: Изд-во Эксмо, 2006. 736 с.
  102. , П. JI. Эксперимент. Теория. Практика Текст. / П. Л. Капица. М.: Наука, 1974. — 287 с.
  103. Кариев, 3. К. Роль гипотезы в научном познании Текст. / 3. К. Кариев. Алма-Ата, 1983. — 76 с.
  104. , М. И. Классификация выводов. Избранные труды русских логиков XIX века Текст. / М. И. Каринский. М.: Академиздат, 1956.- 173 с.
  105. , А. С. Теория и метод Текст. / А. С. Кармин. -М., 1987.-С. 60−61.
  106. , Р. Философские основания физики. Введение в философию науки Текст. / Р. Карнап. М.: Прогресс, 1971. — 391 с.
  107. , М. М. О философских взглядах А.Эйнштейна Текст. / М. М. Карпов // Вопросы философии. 1951. — № 1. — С. 130−141.
  108. , М. М. О внутренних закономерностях развития естествознания Текст. / М. М. Карпов // Вопросы философии. 1957. -№ 1. — С. 58−68.
  109. , В. Н. Проблема, гипотеза, закон Текст. /
  110. B. Н. Карпович. Новосибирск: Наука, 1980. — 175 с.
  111. Кац, М. Математика и логика. Ретроспектива и перспективы Текст. / М. Кац, С. Улам. М.: Мир, 1971. — 251 с.
  112. , Б. М. Опыт методологического анализа научных открытий Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1960. — № 5.1. C. 63−78.
  113. , Б. М. Творческая сторона революции в естествознании Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1963. — № 11. — С. 99−109.
  114. , Б. М. Методологические проблемы естествознания Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1964. — № 3. — С. 38−49.
  115. , Б. М. О диалектике научных открытий Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 26−37.
  116. , Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук Текст. / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 436 с.
  117. , Б. М. О творчестве в науке и технике Текст. / Б. М. Кедров. М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
  118. , Д. А. Сверхсветовые движения и специальная теория относительности Текст. / Д. А. Киржниц, В. Н. Сазонов // «Эйнштейновский сборник 1973». М., 1974. — С. 84−111.
  119. , В. И. Логика Текст. / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. М.: Юристъ, 1999. — 254 с.
  120. , М. Математика. Утрата определенности Текст. / М. Клайн. М.: Мир, 1984. — 434 с.
  121. , М. Математика. Поиск истины Текст. / М. Клайн. -М.: Мир, 1988.-295 с.
  122. , Ю. Психологическая теория решений Текст. / Ю. Козелецкий. М.: Прогресс, 1979. — 504 с.
  123. Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1976. — 720 с.
  124. , М. И. Проблема формирования и развития философских категорий Текст. / М. И. Конкин. М.: Высшая школа, 1980. — 245 с.
  125. , П. В. Место и значение гипотезы в познании Текст. / П. В. Копнин // Вопросы философии. 1954. — № 4. — С. 48−59.
  126. , П. В. Гипотеза и ее роль в познании Текст. / П. В. Копнин. М.: Знание, 1958. — 40 с.
  127. , П. В. Гипотеза и познание действительности Текст. / П. В. Копнин. Киев, 1962. — 179 с.
  128. , П. В. Логика научного исследования и ее основные понятия Текст. / П. В. Копнин // Вопросы философии. 1964. — № 3. -С. 59−68.
  129. , П. В. Логика научного познания Текст. / П. В. Копнин // Вопросы философии. 1966. — № 10. — С. 38−49.
  130. , П. В. Философские идеи В.И. Ленина и логика Текст. / П. В. Копнин. М.: Наука, 1969. — 484 с.
  131. , А. М. Теория отражения и творчество Текст. / А. М. Коршунов. М.: Политиздат, 1971. — 255 с.
  132. , В. П. Гипотеза в структуре познавательной задачи Текст. / В. П. Косолапов. Саратов, 1978. — 46 с.
  133. , Г. С. Вопросы психологии мышления Текст. / Г. С. Костюк // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-599 с.
  134. , А. Н. Моделирование мышления Текст. /
  135. A. Н. Кочергин. М.: Политиздат, 1969. — 223 с.
  136. , В. И. От научной гипотезы к физическому факту Текст. / В. И. Кувшинов, В. И. Стражев. Минск: Наука и техника, 1977. — 206 с.
  137. , Б. Г. Принцип относительности в античной, классической и квантовой физике Текст. / Б. Г. Кузнецов. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-232 с.
  138. , Б. Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки Текст. / Б. Г. Кузнецов. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 511 с.
  139. , Б. Г. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии Текст. / Б. Г. Кузнецов. М.: Политиздат, 1981. — 183 с.
  140. , В. И. Диалектика развития химии Текст. /
  141. B. И. Кузнецов. М.: Наука, 1973. — 327 с.
  142. , В. И. Естествознание Текст. / В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гутина. М.: АГАР, 1996. — 383 с.
  143. , И. В. О математической гипотезе Текст. / И. В. Кузнецов // Вопросы философии. 1962. — № 10. — С. 82−93.
  144. , Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. JL: Знание, 1967. — 40 с.
  145. , Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 185 с.
  146. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 608 с.
  147. , И. С. Интеллектуальные системы и логика Текст. / И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1973. — 172 с.
  148. , Ф. В. Проблема точности естественнонаучного знания Текст. / Ф. В. Лазарев // Вопросы философии. 1968. — № 9. — С. 31−42.
  149. , И. Методология научно-исследовательских программ Текст. / И. Лакатос // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 140−155.
  150. В. А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. — 359 с.
  151. , В. А. Эпистемология классическая и неклассическая Текст. / В. А. Лекторский. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-256 с.
  152. , А. А. Деятельный ум Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2001.-392 с.
  153. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности Текст. / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 280 с.
  154. , М. В. Сочинения Текст. / М. В. Ломоносов. -М.: Летопись, 2000. 283 с.
  155. , А. Р. Нейропсихологический анализ решения задач Текст. / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. М.: Просвещение, 1966. — 292 с.
  156. , С. Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов Текст. / С. Я. Лурье. М.: Изд-во АН СССР, 1935.
  157. В. В. Введение в методологию математики Текст. / В. В. Мадер. М.: Интерпракс, 1995.
  158. , К. Место мысленного эксперимента в познании Текст. / К. Макаревичус. М.: Мысль, 1971.-81 с.
  159. , А. А. О значении абстракции в механике и физике Текст. / А. А. Максимов // Вопросы философии. 1951. -№ 5. — С. 34−50.
  160. , М. К. Стрела познания (набросок естественнонаучной гносеологии) Текст. / М. К. Мамардашвили. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1977. 304 с.
  161. , Е. А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания Текст. / Е. А. Мамчур. -М., 1975.
  162. , Е. А. Проблема социокультурной детерминации научного знания Текст. / Е. А. Мамчур. -М., 1987.
  163. , JI. И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике Текст. / Л. И. Мандельштам. -М.: Наука, 1972.-438 с.
  164. , Б. В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания Текст. / Б. В. Марков. Л., 1984.
  165. , М. А. О природе материи Текст. / М. А. Марков. -М.: Наука, 1977. -216 с.
  166. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  167. , И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания Текст. / И. П. Меркулов. М., 1980.
  168. , И. П. Генезис научных теорий как логика развития ad hoc гипотез Текст. / И. П. Меркулов // Вопросы философии. 1983. -№ 11.-С. 39−50.
  169. , И. П. Метод гипотез в истории научного познания Текст. / И. П. Меркулов. -М.: Наука, 1984. 188 с.
  170. , В. С. Мысленный эксперимент и логика Текст. / В. С. Меськов // Логика и методология научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1974.-С. 127−140.
  171. , Е. Д. Построение гипотез младшими школьниками в процессе решения стандартных и нестандартных задач Текст.: дис. .канд. психол. наук / Е. Д. Мещерякова. СПб., 2003.- 185 с.
  172. , А. Б. Как рождаются физические теории Текст. / А. Б. Мигдал. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  173. , А. Б. Квантовая физика и Нильс Бор Текст. / А. Б. Мигдал. М.: Знание, 1987. — 64 с.
  174. , Н. Н. Расставание с простотой Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: «Аграф», 1998. — 480 с.
  175. , Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике Текст. / Ю. Б. Молчанов. М.: Наука, 1977. — 192 с.
  176. , А. М. Философия и физическая теория Текст. / А. М. Мостепаненко. Л.: Наука, 1969. — 239 с.
  177. , А. М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире Текст. / А. М. Мостепаненко. М.: Политиздат, 1974. — 240 с.
  178. , В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе Текст. / В. В. Мултановский. М.: Просвещение, 1977.- 168 с.
  179. , Г. Я. Динамические и статистические закономерности в физике Текст. / Г. Я. Мякишев. М.: Наука, 1973. -272 с.
  180. , Э. Логика гипотезы Текст. / Э. Навиль. СПб., 1882.467 с.
  181. , В. В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания Текст. / В. В. Налимов // Наука о социальных, психологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980.-С.139−176.
  182. , А. Г. О соотношении предвидения и гипотезы Текст. / А. Г. Никитина // Вопросы философии. 1977. — № 11. -С. 105−114.
  183. , Р. М. Смена базисных парадигм: Концепция коммуникативной рациональности Текст. / Р. М. Нугаев // Вопр. философии. 2001. -№ 1.- С. 114−122.
  184. , Н. Ф. Понятие массы и энергии в их историческом развитии и философском значении Текст. / Н. Ф. Овчинников. М.: АН СССР, 1957. — 184 с.
  185. , В. Физические очерки Текст. / В. Паули. М.: Наука, 1975.-256 с.
  186. Ю. А. Логика и методология научного познания Текст. / Ю. А. Петров, А. Л. Никифоров. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 249 с.
  187. , А. А. Математическое обоснование в развитии физики Текст. / А. А. Печенкин. М., 1984.
  188. , А. А. Метод модельных гипотез как метод познания и объект изучения Текст. / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский // Физика в школе. 1997. — № 2. — С. 30−36.
  189. , Г. Д. Понимание и гипотеза в процессе решения технических задач Текст. / Г. Д. Пиорьов // Вопросы психологии. -1975.-№ 1,-С. 22−29.
  190. , М. Единство физической картины мира Текст. / М. Планк. М.: Наука, 1966.
  191. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  192. , Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа. М.: Квантор, 1991.-214 с.
  193. , Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Просвещение, 1990. 111 с.
  194. , К. Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы Текст. / К. Р. Поппер. М.: «Прогресс», 1983. — 606 с.
  195. , К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания Текст. / К. Р. Поппер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.-638 с.
  196. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.-432 с.
  197. Принцип относительности. Сб. работ по специальной теории относительности Текст. / Сост. А. А. Тяпкин. М.: Атомиздат, 1973.-332 с.
  198. Природа научного открытия Текст. / Под ред. А. Н. Панченко. -М.: Наука, 1986.-304 с.
  199. , А. О науке Текст. / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  200. , В. А. Вопросы развития логического мышления Текст. / В. А. Пузанов. М.: Акад. им. К. А. Тимирязева, 1974. — 82 с.
  201. , Б. Н. Диалектика проблемы доказательства и подтверждения гипотез Текст. / Б. Н. Пятницын // Вопросы философии. -1975.-№ 11.-С. 93−103.
  202. , У. А. Эволюция гипотетико-дедуктивного подхода к научному знанию Текст. / У. А. Раджабов // Вопросы философии. 1985. -№ 11.-С. 61−70.
  203. , В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения Текст. / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: ВЛАДОС, 2004. -463 с.
  204. , Б. Человеческое познание. Его сферы и границы Текст. / Б. Рассел. М.: Изд-во иностр. лит., 1957. — 555 с.
  205. , JI. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности Текст. / Л. А. Регуш. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. — 84 с.
  206. , Е. Я. Некоторые вопросы теории гипотезы Текст. / Е. Я. Режабек. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1968. — 260 с.
  207. , М. А. Пути научных открытий Текст. / М. А. Розов // Вопросы философии. 1981. -№ 8. — С. 138−147.
  208. , Г. В. Предвидение и случайность Текст. / Г. В. Рубанов. Минск, 1974. — 295 с.
  209. , С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 147 с.
  210. , Г. И. Роль гипотетико-дедуктивного метода в построении физической теории Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. 1968. — № 7. — С. 57−66.
  211. , Г. И. Философия науки Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 400 с.
  212. , К. Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации Текст. / К. Саган. СПб.: Амфора, 2005 .-525 с.
  213. , В. Н. Проблемы методологии дедуктивных теорий Текст. / В. Н. Садовский // Вопросы философии. 1963. — № 3. — С. 63−75.
  214. , С. Ю. О функциях гипотезы при обучении физике Текст. / С. Ю. Сауров // Познание процессов обучения физике: Сборник статей. Вып. 6 / Под ред. Ю. А. Саурова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. -С.53−57.
  215. , С. Ю. О проблеме организации работы с гипотезой Текст. / С. Ю. Сауров // Познание процессов обучения физике: Сборник статей. Вып. 7 / Под ред. Ю. А. Саурова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. -С. 36−39.
  216. , С. Ю. Роль и место гипотезы в процессе познания Текст. / С. Ю. Сауров // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: Материалы студенческой научно-теоретической конференции. Вып. 3. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. -С. 53−57.
  217. , С. Ю. М. Планк: опыт «безумной» гипотезы Текст. / С. Ю. Сауров, В. Ф. Юлов // Великие преобразователи естествознания: М. Планк: тез. докл. XXI международ, чтений. Мн.: БГУИР, 2006. -С. 114−116.
  218. , С. Ю. Использование гипотезы в обучении физике Текст. / С. Ю. Сауров // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: Материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2007. — С. 163−168.
  219. , С. Ю. Гипотеза эфира в «драме идей» Текст. / С. Ю. Сауров // Сознание-мировоззрение-мышление. Сборник научных статей. Вып. 9. Киров, 2007. — С. 36−43.
  220. , С. Ю. О гипотезе в естествознании Текст. / С. Ю. Сауров // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: Материалы межвузовской студенческой конференции. Вып. 4. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. С. 83−86.
  221. , С. Ю. О естественнонаучной гипотезе Текст. / С. Ю. Сауров // Альманах современной науки и образования. Вып. 2. -Тамбов: «Грамота», 2007. С. 218−219.
  222. , С. Ю. Научные картина мира: Элементы эпистемологии Текст.: Монография / С. Ю. Сауров, Ю. А. Сауров. -Киров, 2006.- 192 с.
  223. , Ю. В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия) Текст. / Ю. В. Сачков. -М.: Научный мир, 1999. 144 с.
  224. , Г. От мечты к открытию Текст. / Г. Селье. -М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  225. , Н. П. Методологические вопросы в курсе физики средней школы Текст. / Н. П. Семыкин, В. А. Любичанковский. -М.: Просвещение, 1979. 88 с.
  226. , А. В. Наглядный образ в структуре познания Текст. / А. В. Славин. М.: Политиздат, 1971. — 271 с.
  227. , А. М. Введение в методологию химии Текст.: Учебное пособие / А. М. Слободчиков. Киров, 2006. — 249 с.
  228. , Е. Ф. Материя и движение Текст. / Е. Ф. Солопов. -Л.: Наука, 1972.-220 с.
  229. , Б. И. История физики. Ч. I. Текст. / Б. И. Спасский М.: Высшая школа, 1977. — 320 с.
  230. , Б. И. История физики. Ч. II. Текст. / Б. И. Спасский-М.: Высшая школа, 1977. 309 с.
  231. , Б. И. Физика для философов Текст. / Б. И. Спасский. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 188 с.
  232. , А. А. Гипотеза Текст. / А. А. Старченко. -М.: Изд-во МГУ, 1962. 72 с.
  233. , В. С. Методология построения физической теории Текст. / В. С. Степин // Вопросы философии. 1974. — № 12. — С. 79−89.
  234. В. С. Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики Текст. /
  235. B. С. Степин. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 319 с.
  236. , В. С. Диалектика генезиса и функционирования научной теории Текст. / В. С. Степин // Вопросы философии. 1984. -№ 3.-С. 29−38.
  237. , В. С. Деятельностная концепция знания Текст. /В. С. Степин//Вопр. философии. 1991.-№ 8.-С. 129−138.
  238. , В. С. Теоретическое знание Текст. / В. С. Степин. -М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744 с.
  239. , В. С. Философия науки. Общие проблемы Текст.: Учебник для аспирантов / В. С. Степин. М.: Гардарики, 2006. — 384 с.
  240. , В. И. Диалектика как логика и методология науки Текст. / В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1975. — 247 с.
  241. , К.М. Диалектика революций в естествознании Текст. / К. М. Сытник, П. С. Дышлевый // Вопросы философии. 1981. — № 3.1. C. 42−56.
  242. , П. В. Некоторые проблемы логики научного познания Текст. / П. В. Таванец, В. С. Швырев // Вопросы философии. 1962. -№ 10.-С. 10−21.
  243. , Э. Д. Виды и функции гипотез в структуре наглядно-действенного мышления Текст. / Э. Д. Телегина // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. — С. 23−49.
  244. , О. К. Психология мышления Текст.: Учебное пособие / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
  245. , А. Избранные работы по философии Текст. / А. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990. — 718 с.
  246. , А. И. Аналогии в практике научного исследования Текст. / А. И. Уемов. М., 1970.
  247. , Р. К чему пришла физика (От теории относительности к теории калибровочных полей) Текст. / Р. Утияма. — М.: Знание, 1986.-224 с.
  248. , Е. В. Введение в философию и методологию науки Текст.: Учебник / Е. В. Ушаков. -М.: Изд-во «Экзамен», 2005. 528 с.
  249. , Р. Характер физических законов Текст. / Р. Фейнман. М.: Наука, 1987. — 160 с.
  250. , Р. КЭД странная теория света и вещества Текст. / Р. Фейнман. — М.: Наука, 1988. — 144 с.
  251. Физический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 928 с.
  252. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  253. Философия и методология науки Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.
  254. , Б. Логика Текст. / Б. Фогараши. М.: Изд. иностр. лит., 1959.-496 с.
  255. , Ф. Философия науки Текст. / Ф. Франк. М., 1960.
  256. , Л. М. Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Л. М. Фридман. М.: Знание, 1984. — № 6. — 79 с.
  257. , Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук Текст. / Я. Хакинг. — М.: Логос, 1998.-296 с.
  258. , А. П. Гносеологическая природа гипотезы Текст. /
  259. A. П. Хилькевич. Минск: Изд-во БГУ, 1974. — 160 с.
  260. , С. Крупномасштабная структура пространства-времени Текст. / С. Хокинг, Дж. Эллис. М.: Мир, 1977.
  261. , С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр Текст. / С. Хокинг. С-Пб.: Амфора, 2005. — 269 с.
  262. Хрестоматия по физике Текст.: Учеб. пособие для учащихся 8−10 кл. сред. шк. / Под ред. Б. И. Спасского. М.: Просвещение, 1987.-288 с.
  263. , В. В. Логика и язык научной теории Текст. /
  264. B. В. Целищев, В. Н. Карпович, И. В. Поляков. Новосибирск: Наука, 1982.- 182 с.
  265. , Г. И. Учебник логики Текст. / Г. И. Челпанов. -М.: Прогресс, 1994.-241 с.
  266. , Н. Г. Полное собрание сочинений Текст. / Н. Г. Чернышевский. -М., 1950.-Т. 15.-С. 181.
  267. , Э. М. Природа научной истины Текст. / Э. М. Чудинов. М., 1977.
  268. , Э. М. Теория относительности и философия Текст. / Э. М. Чудинов. М.: Политиздат, 1974. — 304 с.
  269. , В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании Текст. / В. С. Швырев. М.: Наука, 1978. — 382 с.
  270. , В. С. Методологический анализ науки Текст. / В. С. Швырев, Б .Г. Юдин. М.: Знание, 1980. — С. 16.
  271. , В. С. Научное познание как деятельность Текст. / В. С. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
  272. , В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы Текст. / В. С. Швырев. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  273. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. М&bdquo- Л.: Наука, 1966. — 147 с.
  274. , В. А. Проблемы методологии научного познания Текст.: Монография / В. А. Штофф. М.: Высшая школа, 1978. — 269 с.
  275. , Г. П. О некоторых моментах в развитии понятий Текст. / Г. П. Щедровицкий // Вопросы философии. 1958. -№ 6.-С. 55−64.
  276. , Г. П. Философия. Наука. Методология Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1997. — 656 с.
  277. , Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2004. — 400 с.
  278. , А. Собрание научных трудов в четырех томах. Т. IV Текст. / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1967. — 599 с.
  279. , Ф. Диалектика природы Текст. / Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1964. 358 с.
  280. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона Текст. / СПб., 1890.
  281. , П. Относительность. Кванты. Статистика Текст. / П. Эренфест. М.: Наука, 1972. — 359 с.
  282. , А. Ф. Психология решения задач Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  283. , Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  284. , Б. Г. Объяснение и понимание в научном познании Текст. / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. 1980. — № 9. — С. 52−54.
  285. , В. Ф. Активность естественнонаучного сознания Текст.: Монография / В. Ф. Юлов. М.: Прометей, 1990. — 200 с.
  286. , В. Ф. Концепции современного естествознания Текст.: Учебное пособие / В. Ф. Юлов. Киров, ВГПУ, 1997. — 253 с.
  287. , В. Ф. Философия. Проблемный курс лекций для вузов Текст. / В. Ф. Юлов. Киров: ВятГПУ, 1998. — 512 с.
  288. , В. Ф. Мышление в контексте сознания Текст. / В. Ф. Юлов. М.: Академический проект, 2005. — 496 с.
  289. , В. Ф. Научное мышление Текст.: Монография 7 В. Ф. Юлов. Киров, 2007. — 252 с.
  290. , М. Г. Надсознательное в научном творчестве (К проблеме регуляции исследовательского поиска) Текст. / М. Г. Ярошевский // Мир психологии. 1996. — № 4. — С. 26.
Заполнить форму текущей работой