Трансформация государственного управления социально-экономической системой в современных условиях России: На примере реформы системы здравоохранения
Изменение социально-экономических условий развития России, переход к рыночной экономике, становление многообразия форм собственности, развитие предпринимательства и трансформация структуры экономики в целом обусловили необходимость переоценки роли государственного управления в меняющихся экономических условиях. Трансформация экономики, уже более десяти лет проходящая в России, — это период… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Трансформация государственного управления в условиях изменения социально-экономической системы
- 1. 1. Теоретические проблемы исследования социально-экономических систем
- 1. 2. Государственное управление развитием социально-экономической системы
- 1. 2. 1. Государственное управление как часть социально-экономической системы
- 1. 2. 2. Изменение приоритетов государственного управления в историческом аспекте
- 1. 3. Модели управления секторами экономики, формирующими человеческий потенциал (на примере организации системы здравоохранения)
- Глава 2. Преобразование государственного управления социально-значимыми отраслями (на примере реформы системы здравоохранения 1992−2001 гг.)
- 2. 1. Реформа государственного управления системой здравоохранения и страховая медицина в российской федерации (1992−2001 гг.)
- 2. 2. Опыт реформирования системы обеспечения на селения медицинскими услугами и лекарственными средствами
- 2. 2. 1. Три этапа трансформации государственного управления системой здравоохранения РФ
- 2. 2. 2. Анализ эффективности государственного управления и рыночного механизма при обеспечении населения лекарственными средствами
- 2. 3. Необходимость дальнейших преобразований государственного управления в социально-зна чимых отраслях
- Глава 3. Перспективные направления реорганизации государственного управления отраслями, формирующими человеческий потенциал (на примере системы здравоохранения)
- 3. 1. Принципы реформирования государственного управления социальнозна чимыми отраслями
- 3. 2. Направления реорганизации государственного управления системой здравоохранения РФ
Трансформация государственного управления социально-экономической системой в современных условиях России: На примере реформы системы здравоохранения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменение социально-экономических условий развития России, переход к рыночной экономике, становление многообразия форм собственности, развитие предпринимательства и трансформация структуры экономики в целом обусловили необходимость переоценки роли государственного управления в меняющихся экономических условиях. Трансформация экономики, уже более десяти лет проходящая в России, — это период длительных поисков, направленных на создание принципиально новой социально-экономической модели хозяйствования, которая отвечала бы новейшим тенденциям мирового экономического развития и сочетала бы в себе одновременно экономическую эффективность и социальную справедливость.
Переход России к смешанной экономике происходит на фоне глобальных изменений во взглядах мирового сообщества на роль государственного управления социально-экономической системой. Изменяется традиционный взгляд на государство исключительно как на защитника от внешних и внутренних угроз, обязанного поддерживать обороноспособность страны, осуществлять арбитраж, поддерживать правопорядок и т. д. В современном обществе государство все чаще воспринимается как координатор и носитель долгосрочных интересов общества, и эта его социальная роль должна усиливаться.
Зарубежный и российский опыт четко обозначил зависимость развития социально-экономической системы от состояния и условий воспроизводства человеческого потенциала, что выдвигает новые приоритеты государственного управления. На первый план выходят повышение качества жизни населения, создание и поддержание основ социально-экономической динамики, связанных с развитием человеческого потенциала.
Гуманизация экономики и общества предъявляет в свою очередь новые требования к структуре хозяйства, к экономическим, социальным и политическим институтам. Социальная ориентация стала главным аспектом любых планов и программ на всех уровнях государственного управления в развитых странах. Спрос на социальные услуги (здравоохранения, образования и культуры) становится диверсифицированным, подвижным, требовательным к качеству, новизне, технологическому уровню оказания услуг. Механизмы государственного управления усложняются, поскольку должны сочетать в себе множество инструментов прямого и косвенного регулирования.
Государственное управление социально-экономической системой России трансформируется, однако эта реорганизация практически не касается его долгосрочных целей. В России отрасли, непосредственно занятые воспроизводством человеческого потенциала, до сих пор остаются слабым звеном социально-экономической системы и вместе с тем крупным резервом ее развития. Без эффективного государственного управления решить эту проблему невозможно. Необходима социализация государственного управления, формирование единой политики управления всем комплексом социально-культурных услуг, воспроизводящих человеческий потенциал.
Значимость и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием для определения темы диссертационного исследования. Проблемы трансформации государственного управления социально-экономической системой исследуется в работе на примере реформы системы здравоохранения.
Выбор обусловлен следующими причинами: во-первых, демографический кризис и ухудшение здоровья населения в немалой степени связаны с состоянием системы здравоохранения, развитие которой зависит во многом от пересмотра целей, задач и механизмов государственного управления. Во-вторых, преобразования в системе здравоохранения оказывают весомое воздействие на развитие социально-экономической системы в целом, что подтверждается высокой значимостью показателя продолжительности жизни при расчете индекса развития человеческого потенциала, одного из важнейших индикаторов состояния социально-экономической системы. В-третьих, государственное управление системой здравоохранения подверглось в период структурной перестройки наибольшей трансформации по сравнению с другими отраслями социально-культурного комплекса, однако результаты половинчатых преобразований негативно отразились и на производителях, и на потребителях услуг, и на интересах общества в целом. Возврат к проблематике реформ здравоохранения дает возможность учесть ошибки и просчеты 90-х годов в управлении системой, использовать позитивный зарубежный опыт и возобновить поиск эффективных для России сдвигов в государственном управлении, способствующих решению социальных и экономических задач.
Цель исследования: определить перспективные направления и пути трансформации государственного управления в секторах экономики, обеспечивающих позитивную динамику развития социально-экономической системы (на примере реформы системы здравоохранения).
Задачи исследования:
1. Проанализировать зависимость развития социально-экономической системы от состояния и условий воспроизводства человеческого потенциала. Определить основные направления трансформации государственного управления в современных условиях России, позволяющие повысить эффективность функционирования социально-экономической системы. Изучить возможности преобразования государственного управления отраслями, формирующими человеческий потенциал.
2. Обобщить опыт государственного управления социально-культурным комплексом за рубежом (рыночная, бюджетная и социально-страховая модели) на примере организации национальных систем здравоохранения США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Японии и определить роль государственного управления в различных моделях. Выявить возможности применения рассмотренных моделей в контексте рыночных реформ в России.
3. Дать теоретический и практический анализ реформ государственного управления системой здравоохранения России (19 922 001гг.) по различным направлениям (финансирование, планирование, организация и контроль, материальное стимулирование, маркетинг и инновации и т. д.), выявить достоинства и недостатки предпринятых мер.
4. На основе сравнительного анализа эффективности механизмов государственного управления и рыночных механизмов при обеспечении населения медицинскими услугами и лекарственными средствами предложить пути повышения эффективности государственного управления при предоставлении социальных услуг разного рода.
5. Определить принципы реформирования государственного управления социально-значимыми отраслями и предложить пути дальнейшей реорганизации государственного управления в секторах, формирующих человеческий потенциал (на примере системы здравоохранения России).
Объект исследования: государственное управление социально-экономической системой (на примере государственного управления системой здравоохранения1).
Предмет исследования: процесс трансформации государственного управления социально-экономической системой в современных условиях Система здравоохранения рассматривается как относительно самостоятельная система в составе социально-экономической системы.
России, на примере реорганизации государственного управления системой здравоохранения.
Эмпирической базой исследования послужило обобщение теоретических материалов, касающихся роли государства и государственного управления в современных условияхобобщение практики, наблюдение за процессом финансового планирования в государственных и частных лечебно-профилактических учреждениях, интервьюирование работников центральной медико-санитарной части г. Обнинска, работников и начальника Обнинского филиала Калужского территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также работников финансового и экономического отделов администрации г. Обнинска, руководителей частных и государственных аптечных учреждений, изучение результатов деятельности лечебно-профилактических учреждений, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученыхэкономистов, внесших большой вклад в разработку теории функционирования общественного сектора: Э. Б. Аткинсона, Дж. Э. Стиглица, Дж. Бьюкенена, Л. И. Якобсона, а также работы в области методологии экономических исследований Д. Белла, Ю. В. Яременко, О. И. Ананьина, Ю. Я. Ольсевича и муниципальной экономики П. А. Ореховского.
Актуальность социальных приоритетов трансформации государственного управления отражена в исследованиях ученых Института экономики РАН: Л. И. Абалкина, Д. Е. Сорокина, Е. М. Бухвальда, С. Д. Валентея, Н. Г. Гловацкой, Л. С. Ржаницыной.
Вопросы теории и практики предоставления медицинских услуг в контексте медицинского страхования исследуются в трудах A.M. Бабича,.
В.П. Корчагина, Н. А. Кравченко, А. А. Лебедева, И. В. Полякова, В. Д. Селезнева, В. Ф. Уколова, И. М. Шеймана. Большое влияние на разработку общих подходов к организации предоставления медицинских услуг оказали работы зарубежных авторов, таких как В. Ван де Вен, А. Кац, A.M. Кимбол, К. Мэддэн, Э. Сейлз, Дж. Хаммер. Вопросы состояния систем здравоохранения в зарубежных странах анализируются в работах Е. Н. Индейкина, В. И. Кричагина, В. Ю. Семенова.
В ходе диссертационного исследования применялись следующие методы: метод системного анализа процессов и статистических данныхметоды сравнения, группировок и классификацийконстатирующий экспериментинтервьюированиеанкетированиеопроскачественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили: Лаборатория экономического анализа при международной академии современного знанияЦентральная медико-санитарная часть г. Обнинска (Калужская обл.) — Обнинский филиал Калужского территориального фонда обязательного медицинского страхованияфинансовый и экономический отделы администрации г. Обнинскагосударственные, муниципальные и частные аптечные учреждения, расположенные на территории г. Обнинска.
Опытно — экспериментальной работой было охвачено 28 экспертов, в числе которых сотрудники центральной медико-санитарной части г. Обнинскаруководство частных клиник «Центр реабилитации» и «Протезно-ортопедическое предприятие" — сотрудники обнинского филиала Калужского территориального фонда обязательного медицинского страхованияработники страховых медицинских организаций «Омакс» и «Атом — М" — руководство финансового, экономического отделов и городского отдела здравоохранения администрации г. Обнинскаруководство государственных, муниципальных и частных аптечных учрежденийруководство частной клиники «Ridgeview» (Окридж,.
Теннеси, США) и персонал центральной клиники штата Теннеси (США).
Научную новизну диссертации составляют следующие положения:
1. Теоретически обоснована зависимость развития социально-экономической системы от состояния и условий формирования человеческого потенциала. Предложены методологические принципы и подходы к разработке основных направлений трансформации целей, задач, функционального содержания и механизмов государственного управления в современных условиях России: целевые установки на повышение уровня и качества жизниориентация на человека и знания как основную движущую силу преобразованийперераспределение функций управления между различными субъектами управлениякачественные сдвиги в прямых и косвенных методах государственного управления.
2. На основе сравнительного анализа различных моделей функционирования отраслей социально-культурного комплекса (рыночная, бюджетная и социально-страховая), проведенного на примере организации национальных систем здравоохранения в развитых странах, выявлены достоинства и недостатки сложившихся систем управления. Теоретически обоснована возможность существенного повышения эффективности государственного управления системой здравоохранения при последовательной реализации в России социально-страховой модели.
3. На основе анализа сложившихся механизмов государственного управления системой здравоохранения по различным направлениям (финансирование, планирование, организация и контроль, материальное стимулирование, маркетинг и инновации и др.), предложены пути дальнейшей реорганизации государственного управления с целью повышения эффективности функционирования социально-экономической системы в отраслях, формирующих человеческий потенциал (комплексный подход к процессу реформированияприведение в соответствие социальных гарантий и ресурсного, финансового и технического обеспеченияпереход к новым стандартам определения необходимых затрат на основе расчета стоимости предоставляемых услугнаполнение новым содержанием системы обязательного медицинского страхования и ДР-).
4. Определены принципы реформирования государственного управления социально-значимыми отраслями. На основе сравнительного анализа государственного управления и рыночных механизмов при обеспечении населения социальными услугами разного рода предложены пути дальнейшей реорганизации государственного управления с целью повышения его эффективности на примере обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами.
Научная и практическая значимость. Диссертация имеет как общетеоретическое, так и прикладное значение. Научную значимость могут представлять предложенные в диссертации подходы к анализу состояния социально-экономической системы, оценке основных движущих сил ее развития, роли государственного управления в динамике системы и ее подсистем на современном этапе. Результаты работы могут быть использованы при формировании государственной социальной и экономической политики на всех уровнях управления, при подготовке и реализации федеральных и региональных программ реформирования социальных отраслей.
Представленная в диссертации методика определения стоимости лечения конкретных заболеваний с учетом действующих форм статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений может быть использована государственными органами управления здравоохранением при разработке программ обязательного медицинского страхования с учетом профилей заболеваемости конкретных территорий, а также органами управления лечебно-профилактическими учреждениями.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные результаты исследования отражены в публикациях авторав аналитической записке «Причины краха страховой медицины в России» 1, размещенной в информационном бюллетене «Медицинское страхование в России» (выпуск № 3, 2001 г. / интернет-сайт компании «Газпроммедстрах» www.gimi.ru), в монографии «Города и реформы», подготовленной совместно с сотрудниками Лаборатории экономического анализа при международной академии современного знания (г. Обнинск).
Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на рабочих семинарах Лаборатории экономического анализа Международной Академии Современного Знания (г. Обнинск, 2000;2002гг.), в Центре инвестиций и инноваций Института экономики РАН (г. Москва 2001;2002гг.) — на второй международной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (Москва, 2000 г.).
Всего по теме диссертации опубликовано 7 работ, общим объемом 6,5 печатных листа, в том числе одна в соавторстве с к.э.н. Н. Г. Гловацкой и В. М. Леневой и одна совместно с сотрудниками Лаборатории экономического анализа г. Обнинска под общей ред. д.э.н., проф. Ореховского П.А.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В работе содержится 14 таблиц, 3 графика и 5 схем, иллюстрирующих текст диссертационной работы.
Заключение
.
Исследование, посвященное определению перспективных направлений и путей трансформации государственного управления социально-экономической системой, и в частности секторами экономики, определяющими повышение эффективности функционирования этой системы, дало возможность обосновать следующие выводы:
1. Развитие социально-экономической системы, ориентированной на достижение высоких социально-экономических результатов, во многом определяется состоянием человеческого потенциала, наличием условий его воспроизводства и качественного совершенствования. Добиться поступательного развития системы за счет действия этого фактора можно лишь при условии трансформации государственного управления. Это предполагает, прежде всего: переход к управлению на основе учета не только текущих, но и долгосрочных целей развития общества с адекватным выбором приоритетовориентацию на повышение уровня и качества жизни населенияусиление социальных функций управления.
2. Ускорение развития системы, структурные сдвиги в ней связаны не только с улучшением финансового обеспечения социально-значимых отраслей экономики, но и, прежде всего, с комплексными преобразованиями всей совокупности механизмов и структуры управления. На примере подсистемы здравоохранения, которая рассматривается как относительно самостоятельная система, показана некомплексность проводившихся в 1992;2001гг. реформ управления, следствием чего явились прямые потери человеческого потенциала и дальнейшая социально-экономическая дестабилизация. В этих условиях особую общественную значимость приобретает выбор модели функционирования отраслей формирующих человеческий потенциалотработка принципов и механизмов управления. Основные принципы можно сформулировать следующим образом:
• Формирование реального единого социального пространства, позволяющего обеспечивать накопление, сохранение и прирост человеческого потенциала.
• Четкое разграничение полномочий, прав и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления при предоставлении населению услуг здравоохранения, образования и культуры.
• Переориентация реформ управления на первоочередной учет интересов потребителей.
• Комплексный подход к формированию механизмов, реализующих реформу государственного управления социально-значимыми отраслями, направленный на совмещение интересов производителей, потребителей социальных услуг и общества в целом.
• Комплексный подход к трансформации механизмов государственного управления по всем направлениям: финансирование, планирование, организация и контроль, мотивация и стимулирование, маркетинг и инновации и т. д.
• Учет специфики социальных услуг различного рода при формировании программы реформ государственного управления: выбор эффективных механизмов прямого управления или косвенного регулирования.
3. Последовательная реализация названных принципов возможна в рамках различных моделей. Для здравоохранения России — это социально-страховая модель, которая была взята за основу его реформирования в 1992;2001 гг.
Переход на новую систему финансирования, аккумулирование средств на счетах фонда обязательного медицинского страхования действительно могли дать ряд преимуществ по сравнению с остаточным принципом, который применялся в СССР:
• потребители и производители услуг получали гарантии доступа к услугам и ресурсам соответственно;
• появлялся постоянный источник финансирования лечебно-профилактических учреждений (далее ЛПУ) на проведение мероприятий, соответствующих программам обязательного медицинского страхования, поскольку средства федерального бюджета, как показывает практика, могут сокращаться;
• денежные средства аккумулировались на той территории, где собирались (минуя процесс бюджетного перераспределения);
• размещение свободных средств страховых компаний на финансовом рынке позволяло аккумулировать им дополнительные поступления. На практике эти преимущества были реализованы слабо.
Игнорирование долгосрочных интересов общества, некомплексный характер реформ, смещение целей с потребителя на проблемы финансирования, рост непроизводственных затрат при сокращении совокупного объема финансирования здравоохранения, сосредоточение власти в руках чиновников, — все это привело к ухудшению положения потребителей и производителей медицинских услуг. Страховая медицина не проявила своих преимуществ, а реформа здравоохранения лишь позволила обогатиться узкому кругу чиновников и посредников. В результате переход от бюджетной к социально-страховой модели не был осуществлен.
4. На основе проведенного в диссертации анализа, с учетом изучения отечественного и зарубежного опыта, обоснована необходимость преобразований государственного управления социально-значимыми отраслями. Определены перспективные направления и пути повышения эффективности государственного управления в отраслях, определяющих развитие человеческого потенциала:
• Переход к управлению социальными отраслями через стандарты, определяющие стоимость оказанных услуг и объемы необходимого финансирования.
• Разработка гарантий бесплатного обслуживания населения и полноценное их обеспечение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
• Перестройка структуры управления социально-значимыми отраслями, в частности для здравоохранения: четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей между различными органами управления здравоохранением (Минздравом, федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями) — формирование эффективной цепочки прохождения финансовых средств, позволяющей обеспечивать полноценное финансирование оказания услуг и эффективный контроль конечных результатовнаполнение работы страховых медицинских организаций новым содержанием (конкуренция за привлечение страхуемых, прозрачная финансовая отчетность и проведение медицинских экспертиз).
• Повышение эффективности использования ресурсов в отраслях, формирующих человеческий потенциал. В частности для здравоохранения: предоставление большей самостоятельности ведения хозяйственной деятельности ЛПУпереход к преимущественно амбулаторному лечению на густо населенных территорияхпривлечение некоммерческих организаций для расширения ассортимента оказываемых услуг.
• Выбор приоритетных направлений финансирования за счет средств государственного бюджета: санитарно-эпидемиологический надзор, профилактика заболеваний, защита здоровья матери и ребенка, специализированные дорогостоящие экспериментальные программы.
• Контроль за реализацией интересов потребителей и производителей социальных услуг: защита прав потребителей, развитая судебная система. 5. Реализация социально-страховой модели связана не только с предоставлением медицинских услуг, но и с обеспечением населения лекарственными средствами. Перспективные направления реорганизации механизмов государственного управления обеспечением населения лекарственными средствами:
• Определение приоритетных направлений и разработка единой государственной программы развития фармацевтической промышленности от малотоннажной химии до розничной сети (финансирование научных разработок в фармации, предоставление субсидий отечественным предприятиям — производителям жизненно необходимых важных лекарственных средств (ЖНВЛС) и пр.).
• Формирование единой государственной сети аптечных учреждений с целью обеспечения доступности лекарственных средств для всего населения РФ, в т. ч. заказная поставка лекарственных средств на отдаленные территории.
• Усиление контроля над расходованием денежных средств на закупку ЛС в ЛПУ путем введения единой прозрачной финансовой отчетности по всем источникам финансирования.
• Расширение практики страхования средств местных бюджетов, предназначенных для приобретения лекарственных средств льготным категориям населения. Возможно введение обязательного страхования данных средств в некоммерческих страховых медицинских организациях.
Возрождение социально-значимых отраслей — это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственных характер и стать залогом обеспечения успеха реформ.
Список литературы
- Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1 982 224 с.
- Акофф P.JI. Планирование в больших экономических системах. Нью-Йорк, 1970. Пер. с англ. Г. Б. Рубальского под ред. И. А. Ушакова. М., «Советское радио» 1972 224 с.
- Алексеева Е.Г., Качалова Ю.Н.,. Тополева Е. А. Тропой социального маркетинга. М., НППГИ «Фокус».- 1999. — 60с.
- Альберт М. Капитализм против капитализма. СПб: Экономическая школа, 1998. 296 с.
- Ананьева Е.А. К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования. \ Экономика здравоохранения. Спец. выпуск.
- Ананьин О., Одинцова М. Методологические исследования в современной экономической науке: направления, тенденции, перспективы. Научный доклад. М. -1998. 45с.
- Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении: учеб. Пособие / B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А.А. Кукушкин- под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
- Бабич A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань.-1996−243 с.
- Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, — 1998.
- Бабич A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993. — С. 30 — 34.
- И. Бабич A.M., Павлова J1.H. Государственные и муниципальные финансы. М.: аспект Пресс, 1995. — 687 с.
- Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования.// Проблемы теории и практики управления. № 1, 2001. -С. 60−65.
- Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором.// Проблемы теории и практики управления. № 2, 2002. С. 41−46.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. М.: Academia. 1999. 956с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
- Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом. СПб.: Экономическая школа, 1998.-399 с.
- Бухвальд Е. Национальное богатство как зеркало российских реформ: с чем войдем в XXI век? Федерализм. 1994. № 4. С. 125−146
- Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1. / Фонд экономической иннициативы- Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др. / М.:"Таурус Альфа", 1997. — 560 с.
- Валентей С.Д., Нестеров Л. И. Общемировые российские тенденции накопления общественного богатства.// Федерализм. 1999. № 3 С. 69 -90
- Валентей С.Д., Нестеров Л. И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. //Вопросы экономики. 1999. № 2 С. 90- 102.
- Валентей С.Д., Нестеров Л. И., Елизаров В. В. Россия в изменяющемся мире: внешние и внутренние вызовы. М.: ИЭ РАН. 2001. 38с.
- Ван де Вен. Демонстрационный проект: оптимальные реформы в системе медицинского обслуживания. //Врач. 1994. -№ 11.
- Глухова З.В. Государственное регулирование рыночной экономики: курс лекций. Омск: Изд-во СибаДИ, 1999. 107 с.
- Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы России (теория и практика). ИЭ РАН. М., 1996. — 249 с.
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Под общ. ред. Кулишина В. И., Волгина Н. А., М.: Экономика, 2000. 735 с.
- Гришин В.В., Мирский М. Б., Данилишина Е. И. и др. Больничные и страховые кассы. (Отечественный опыт медицинского страхования). Под ред. академика РАМН О. П. Щепина. М. -1997. — 240 с.
- Гришин В.В., Семенов В. Ю., Поляков И. В., Петухова В. В., Уваров С. А., Андреева Е. Н., Кадыров Ф. Н. / Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995. — 167 с.
- Гришин В.В. Регулирование процессов становления страховой медицины. М.: Наука. — 1997. — 352 с.
- Гришин В.В. Условия функционирования страховых медицинских организаций // Здравоохранение. № 1. — 1997. — С. 3 — 5.
- Демидова Д., Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США. // Вопросы экономики. № 4. 1994. — С.70−80.
- Донцова JT.B. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и реформы.// Менеджмент в России и за рубежом. № 4. — 2000
- Дюкарев Р., Карен А. Фокс, Оливия Холмз, Кристофер Вудс Эбнер Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. М., Центр развития образования. — 1998. -194с.
- Дятлов С.А. Человеческий капитал в системе современной экономики. Автореферат дис. д.э.н. СПб. — 1995. — 46с.
- Злобин А.Н. Реформы, которых заждались. // Медицинский вестник. -1997. № 19. — 1−15 октября. — С. 4.
- Индейкин В.Н., Кричагин В. И., Мельникова И. С. Больницы, врачи, фармацевты. М.: Присцельс. -1992. — 112 с.
- Индейкин В.Н., Кричагин В. И., Мельникова И. С. Пенсионеры, инвалиды, безработные. М.: Присцельс. -1992. — 62 с.
- Индейкин В.Н., Кричагин В. И., Мельникова И. С. Финансирование здравоохранения. М.: Присцельс. -1992. — 80 с.
- Институциональные структуры и институциональная динамика в экономической теории (научный доклад под общ. ред. О.И. Ананьина). М.: ИЭ РАН, 2000.- 76 с.
- Каграманян И.Н. Прогнозирование экономической деятельности ЛПУ в системе бюджетно-страховой медицины (на примере Ярославской обл.). Дис. канд. эк. наук. М. 1999. — 208 с.
- Кимболл A.M. Система здравоохранения США: сравнительное исследование. Сборник научых трудов. Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы Под редакцией М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. С.3−10.
- Комаров Ю.М. Здравоохранение США: Уроки для России. М.: НПО «Медсоцэкономинформ». 1992. — 145 с.
- Комаров Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999 2000 гг. — М. — 1998. — 58 с.
- Коновалова С.В. Управление региональным фармацевтическим комплексом в условиях формирования рынка услуг. Дис. канд. эк. наук. Н.Новгород. 1998. — 159 с.
- Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000 -2015гг./ Под ред. д.э.н. А. А. Дынкина. М.: Наука. — 2000. -143с.
- Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения России. Авторский коллектив под руководством Стародубова В. И. // Медицинский вестник. 1996. — № 8. — С. 10−15.
- Корчагин В. Здоровье населения и здравоохранение нации // РЭЖ, 1995, № 4.-С. 63−73.
- Корчагин В.П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. М. — 1996. — № 1. — С. 10−19.
- Корчагин В.П. Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная составляющая. // Экономика здравоохранения. № 6. -1997.-С. 5.
- Корчагин В.П. Экономическая реформа в здравоохранении. // Вопросы экономики. 1990. — № 11. — С. 13 — 22.
- Кослас Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 368 с.
- Кравченко Н.А., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М.: Федеральный фонд ОМС. 1998. -392с.
- Кравченко Н.А. Анализ финансового обеспечения населения РФ средствами ОМС и бюджета здравоохранения в 1995 году. // Экономика здравоохранения (Спец. выпуск) 1996. — С. 15 — 16.
- Кравченко Н.А. Четыре модели какая лучше? // Медицинская газета1996, № 74. — 24.09.97 — С. 4.
- Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука. 1996.- 191 с. ^ 57. Кунц Г., Одоннел С. Управление: системный и ситуационный анализуправленческих функций. Пер. с англ. М.: Прогресс. — Т.1. — 495 с.
- Кунц Г., Одоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. М.: Прогресс. — Т.2. — 511 с.
- Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л. И. Абалкина М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. — 640 с.
- Кучин Б.Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: Экономика, 1990. -157 с.
- Лебедев А.А., Лисицын Ю. П. Использование стратегии внутреннего рынка в обновлении государственной системы охраны здоровья // Здравоохранение. 1996. — № 6. — С. 22 — 35.
- Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы ||1 управления, организации и финансирования национальной системыохраны здоровья. Самарский Дом печати. — 1996. — 107с.
- Лебедева Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М.: Наука. — 2000. — 143с.
- Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов. Перевод с англ.// Проблемы прогнозирования. № 2, 2002. С. 142−150.
- Материалы Всероссийской конференции «Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы ОМС на 199 — 2002 годы». /под общей ред. A.M. Таранова, Е. А. Тишука, А. П. Столбова, П. Е. Чеснокова.- Воронеж: «Истоки». 1999. — 472с. И
- Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. -М.: Наука, 2001,-516 с.
- Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений / Бухвальд Е. М., Фальцман В. К., Нестеров Л. И. и др. М.: Наука, 1994.- 192с.
- Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 474 с. 7 0. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология./ под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 640с.
- Ойкен В. Основы национальной экономии: Пер. с нем./ Общ. ред. В. С, Автономова, В. П. Гутника, К. Херман-Пиллата. М.: Экономика, 1996.-351 с.
- Ольсевич Ю.Я. Социально-экономический механизм трансформации. М: ИЭ РАН.- 1998.-20 с.
- Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск 16. М.: Московский общественный научный фонд. 1999. — 117с.
- Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика: Учебное пособие./Международная академия Современного Знания Обнинск: МАСЗ. — 1999. -174с.
- Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика: Учебное пособие./Международная академия Современного Знания Обнинск: МАСЗ. — 2000. -195 с.
- Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Часть 3. Социальная рыночная экономика. Теория общественного сектора: Учебноепособие./Международная академия Современного Знания Обнинск: МАСЗ.-2000.-146 с.
- Паничкин В.М. Социально-экономические границы рыночных отношений в здравоохранении. Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб. 1998., — 196 с.
- Попков Ю.С. Теория макросистем (равновесные модели) М.: Эдиториал УРСС, 1999. 320 с.
- Проблемы развития российской экономики. Т.2. Структура общественного производства: российские реалии и мировой опыт. -отв.ред. С. А. Хейнман. М.: ИЭ РАН. — 1998. — 199 с.
- Пронина JI. И. Повышение эффективности социального обеспечения. -М.: Экономика. 1990. — 124 с.
- Равновесие и неравновесие социально-экономических систем/ Под ред. акад. д-ра экон. наук, проф. А. И. Добрынина, д-ра экон. наук, проф. Д. Ю. Миропольского.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1998. — 342 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. -М.: Рольф, 2000. 416 с. — (Домашний репетитор).
- Ржаницына Л.С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Профиздат. — 1991. — 160 с.
- Римашевская Н.М., Римашевский А. А. Равенство или справедливость.- М.: Финансы и статистика. 1991. — 160 с.
- Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997. 205 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России.- М., 2000 642 с.
- Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. 432 с.
- Санкт-Петербургский институт медицинского страхования: Что должен знать медицинский работник об обязательном медицинскомтстраховании. М., 1997. — С. 5
- Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Издание второе с дополнениями. Под редакцией В. В. Гришина, В. Ю. Семенова. М. 1995. — 368с.
- Селезнев В.Д., Поляков И. В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. СПб.: Изд-во «Сударыня», 1996. — 80 с.
- Семенов В.Ю., Гришин В. В. Опыт реформирования здравоохранения в зарубежных странах. М.: «Федеральный Фонд ОМС» 1997. — 256 с.
- Семенов В.Ю., Резниченко В. Ю. Что является товаром на рынке здоровья? Экономика здравоохранения. № 5. — 1996.
- Соловьева Л.И. Проблемы социального обеспечения в странах ЕЭС.1. Л М.: Наука. 1983.-255с.
- Сонина В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. М.: Наука. 1993. — 104с.
- Социальная политика: толковый словарь/ Общ. ред. Н. А. Волгин. М.: Изд-во РАГС, 2002 234 с.
- Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб: Экономическая школа, 1999. -368 с.
- Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. М.: Наука, 2000. — 301 с.
- Социальные императивы современной экономики и российские реалии. Доклад научной группы ИЭ РАН под руководством чл.-корр. РАН Медведева В. А. М. 1998. — 40с.
- Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. М.: Институт экономики РАН, 1998. 233 с.
- Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
- Стародубов В.И. и др. Концепция реформы управления здравоохранения Российской Федерации // Экономика здравоохранения. 1996. — С. 10−11.
- Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. Доклад ИЭ РАН под руководством JI. Абалкина М.: ИЭ РАН. — 1996. — 320 с.
- Сэйлз Э. система финансирования здравоохранения в США. Сборник научных трудов. Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы Под редакцией М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. -С. 80−95.
- Теоретическое обобщение экономической трансформации постсоветских обществ: опыт, уроки, перспективы. Научный доклад под редакцией Ю. Я. Ольсевича и О. И. Ананьина. М.: ИЭ РАН, 1997. -71 с.
- Теплухина Т. Развитие человеческого потенциала российских регионов. Федерализм. 1999. № 4. С. 53 — 66.
- Уколов В.Ф. Медицинское страхование в развитых странах. Фрагменты зарубежного опыта. М.: Луч. — 1997. — 176с.
- Уланова Н.К., Маршалова А. С. Реформа в здравоохранении: итоги и перспективы развития. Сборник научных трудов. Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы Под редакцией М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. -С. 1120.
- Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1997. 315 с.
- Чейре Э. Частная система социального обеспечения (Опыт чилийских экономических реформ). Пер. с исп. -М.: «Дело». 1992. — 176с.
- Что должен знать медицинский работник об обязательном медицинском страховании./ под ред. И. В. Полякова и В. В. Гишина.-М.: «Федеральный фонд ОМС». 1997. — 128с.
- Шевченко Ю.Л., Гуров А. Н. Экономика медицинского обеспечения. -СПб.: Наука. 1998. — 171с.
- Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. -М.: Издатцентр, 1998. 336с.
- Шейман И.М. Парадоксы российского здравоохранения. // Медицинский курьер. 1998. — № 3−4 (10) август. С. 22.
- Шейман И.М. Страховая медицина Запада и реформа здравоохранения в СССР. Мировая экономика и международные отношения 1990. № 8.-С.80−95.
- Шишкин С.В., Потапчик Е. Г., Салахутдинова С. К. Бюджетное финансирование федеральных учреждений здравоохранения.М.-2001.-45с.
- Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М.: Теис, 2000. — 444с.
- Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. 1113 с.
- Экономический словарь / под ред. А. И. Архипова ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001 -624 с.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех: Репринт, воспроизведение: Пер. с нем./ Вступ. ст. Б. Б. Багряцкого, В. Г. Гребенникова. -М.: Дело, 2001 -352с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -391 с.
- Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.-319 с.
- Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. -М.: Наука, 1999.-414 с.
- Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. Т 2. М.: Наука, 1997. — 479 с.
- Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С. А. Белановского. -М.: Центр исследований и статистики науки, 1999. 344 с.
- Arnold С. Harberger. New Frontiers in Project Evaluation? A Comment on Devarajan, Squire, and Suthiwart-Narueput./The World Bank Research Observer. Volume 12. Number 1. February 1997.-pp.-73−79.
- Doh-Shin Jeon and Jean-Jacques Laffont. The Efficient Mechanism for Downsizing the Public Sector. /Washington: The World Bank Economic Review. Volume 13.Number 1. Jenuary 1999.-pp.-67−88.
- Edwin G. West. Education Vouchers in Principle and Practice: a Survey ./The World Bank Research Observer. Volume 12. Number 1. February 1997.-pp.-83−103.
- Elizabeth Ruppert. The Algerian Retrenchment System: A Financial and Economic Evaluation. /Washington: The World Bank Economic Review. Volume 13.Number 1. Jenuary 1999.-pp.-155−183.
- Jeffrey S. Hammer, on Economic Analysis for Health Projects./The World Bank Research Observer. Volume 12. Number 1. February 1997.-pp.-47−72.
- Jeffrey S. Hammer. Prices and Protocols in Public Health Care. / Washington: The World Bank Economic Review. Volume 11. Number 3. September 1997.-pp.-409−433.
- John Haltiwanger and Manisha Singh. Cross-Country Evidence on Public Sector Retrenchment. /Washington: The World Bank Economic Review. Volume 13.Number 1. Jenuary 1999.-pp.-23−66.
- Martin Rama. Public Sector Downsizing: An Introduction. /Washington: The World Bank Economic Review. Volume 13. Number 1. Jenuary 1999.-pp.-l-22.
- Sanford M. Groves, Maureen Godsey Valente. Evaluating Financial Condition. A handbook for Local Government. ICMA. pp. — 51 — 102
- Shantayanan Devarajan, Lyn Squire, Sethaput Suthiwart-Narueput. Beyond Rate of Return: Reorienting Project Appraisal./The World Bank Research Observer. Volume 12. Number 1. February 1997.-pp.-35−46.