Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование умений делового общения как основы профессионализма у будущих переводчиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертантом разработана блок-структура дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков: блок «вход», блок обобщения представлений об учебном материале и самой учебной деятельноститеоретический, блок генерализации, то есть обобщения знаний и способов действийблок «выход», где происходит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования умений делового общения как основы профессионализма
    • 1. 1. Современные требования к профессионализму специалиста
    • 1. 2. Модель саморазвивающейся конкурентоспособной личности переводчика
    • 1. 3. Система умений делового общения в структуре профессиональной деятельности переводчиков
  • ГЛАВА 2. Прикладной аспект процесса формирования умений делового общения у будущих переводчиков
    • 2. 1. Анализ содержания профессиональной подготовки будущих переводчиков в аспекте формирования умений делового общения
    • 2. 2. Структура и содержание курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика»
    • 2. 3. Ход и результаты экспериментального изучения сформированности умений делового общения

Формирование умений делового общения как основы профессионализма у будущих переводчиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с расширением межкультурных профессиональных контактов возрастает потребность общества в специалистах-переводчиках, владеющих различными иностранными языками. Однако владение иноязычным кодом, позволяющим успешно осуществлять межкультурно-профессиональное взаимодействие, предполагает овладение и профессионально-значимыми элементами культуры делового общения, определяющими специфику общественного и делового поведения, создающими широкий контекст межкультурного общения, формирующими перцептивную готовность к эффективному межкультурному деловому общению и, следовательно, к международному профессиональному сотрудничеству.

Кроме того, в последние годы производственная сфера общения значительно усложнилась, широкое распространение и развитие получили экономическая, управленческая, коммерческая, правовая области профессиональной деятельности, что определяет необходимость овладения будущими специалистами навыками профессиональной культуры как значимым компонентом профессиональной межкультурной коммуникации. Изменившаяся под влиянием времени специфика социального взаимодействия в межкультурном плане выявила и новые компоненты содержания обучения, а именно, усвоение новых профессиональных «ролей», таких как: организатор совместного производства, бизнес-секретарь, менеджер, умеющий заключать контракты и вести переговоры с представителями иной культурно-языковой общности.

Таким образом, обусловленное социальным заказом общества деловое общение является одной из самых значимых составляющих профессиональной деятельности специалистов-переводчиков.

Теоретическому осмыслению проблемы общения способствовали философские труды Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, И.А. Ильяе-вой, М. С. Кагана, Ю. Д. Прилюка, В. М. Соковнина, К. Ясперса и других.

Фундаментальное значение для понимания общения имеют психологические исследования Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, Б.Н. Мя-сищева, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

В последнее время появилось достаточно большое количество литературы, посвященной проблемам делового общения как отечественных (В.И. Андреев, Г. В. Бороздина, И. Н. Браим, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Ф. А. Кузин, В. И. Курбатов, М. М. Лебедева, Н. И. Обозов, Т. И. Холопова, В. П. Шейнов, М. А. Чернышева и др.), так и зарубежных авторов (Э. Берн, М. Биркенбиль, М. Вудкок, Д. Карнеги, X. Карнелиус, М. Кэй, Б. Спок, В. Фромм, Д. Фрэнсис, Ш. Фэйр, Б. Швальбе и X. Швальбе, Р. Шмидт, Г. Шредер, Л. Якокка и др.).

Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования умений делового общения у будущих переводчиков является недостаточно изученной. Дисциплины, предназначенные для обучения основам делового общения, не могут обеспечить в полной мере подготовку студентов к такой важной стороне их будущей профессиональной деятельности как умение вести переговоры, заключать контракты, публично выступать, аргументировано спорить.

Сущность профессионально направленного обучения деловому общению будущих специалистов-переводчиков должна состоять в том, что в процессе такого обучения у студентов будут развиваться не только умения пользоваться деловой речью как средством общения, но и профессиональные навыки и умения, необходимые им в будущей работе, воспитываться интерес к будущей профессии. Привлечение студентов к искусству делового общения преследует цель не только сформировать у них словесную культуру, но и способствует развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, используя речь. Для решения данной проблемы целесообразным, на наш взгляд, является введение в учебный план подготовки специалистов-переводчиков курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков» как учебной дисциплины, формирующей умения делового общения.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяется противоречием между необходимостью формирования умений делового общения у студентов — будущих переводчиков в процессе профессионального обучения и ее недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике.

Отсюда вытекает проблема исследования: какова модель формирования умений делового общения у будущих специалистов-переводчиков.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих переводчиков.

Предмет исследования — формирование у студентов умений делового общения как основы профессионализма будущего переводчика.

Цель исследования — разработка, обоснование, экспериментальная проверка и реализация в учебном процессе модели формирования умений делового общения у студентов — будущих специалистов-переводчиков.

Гипотеза исследования состоит в том, что овладение студентами умениями делового общения будет более эффективным, если:

1) процесс формирования умений делового общения будет носить целенаправленный характер и будет связан с будущей профессиональной деятельностью студентов;

2) теоретико-методологическими основами проектирования модели процесса формирования системы умений делового общения у будущих переводчиков служат:

• системный подход, позволяющий интегрировать все составляющие учебно-воспитательного процесса в целостную, оптимально действующую и динамично развивающуюся педагогическую систему;

• деятельностный подход, ориентирующий студентов на целостное представление о будущей профессиональной деятельности и ее функциях;

• личностно-ориентированный подход как выражение гуманистической направленности в образовании и доминирующей системы ценностей в обществе и государстве;

3) целенаправленный процесс формирования системы деловых коммуникативных умений у будущего специалиста-переводчика реализуется с помощью специальной дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», в содержание которой будут включены проблемные ситуации, ролевые и деловые игры, а также другие формы активного обучения, в которых студент может проявить себя не только как подчиняющийся определенному речевому этикету и стилю общения, но и как компетентный специалист.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) выявить современные требования к профессионализму специалиста и выделить профессионально важные качества конкурентоспособной личности переводчика;

2) определить и обосновать систему умений делового общения в структуре профессиональной деятельности переводчиков;

3) проанализировать содержание профессиональной подготовки будущих переводчиков и разработать модель процесса формирования у них системы умений делового общения;

4) на ее основе разработать структуру и содержание курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика»;

5) выделить критерии оценки уровня сформированности умений делового общения у будущих переводчиков и экспериментально проверить эффективность разработанного содержания курса для формирования данных умений.

Методологической основой исследования являются идеи системного и деятельностного подходов (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. В. Ломов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина), концепция личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В.В. Сериков), психологические основы общения (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Б. Ф. Ломов, А. А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев), теоретический анализ делового общения (В.И. Андреев, Г. В. Бороздина, Ф. А. Кузин, В.И. Курбатов).

Для решения поставленных задач в исследовании использовалась комплексная система методов, включающая теоретический анализ литературы по проблеме исследованияанализ выполненных ранее диссертационных исследованиймоделированиеанкетированиетестированиепедагогический эксперимент, продиктованный целями и задачами, а также особенностями предмета исследованияметоды измерения и математической обработки данных, полученных в ходе исследованиятеоретический анализ и описание результатов исследования.

Исследование проводилось поэтапно, начиная с 1998 г.

Первый этап (1998;1999 гг.) был направлен на изучение и анализ психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по проблемам делового общения, определялись исходные параметры работы, ее предмет, цели, гипотеза, научный аппарат.

На втором этапе (1999;2001 гг.) изучалась практика формирования умений делового общения у студентовбыла разработана модель процесса формирования у них системы умений делового общения, на основе которой спроектировано содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика" — определены уровни сформированности умений делового общения у студентовпроведен констатирующий и формирующий эксперимент, поэтапные результаты оценивались с педагогических позиций, на основании чего вносились коррективы в последующую работу по отбору разработанного содержания курса.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента, осуществлялось их внедрение в практику работы, оформлялось диссертационное исследование.

Базой исследования являлся Омский институт терминологии перевода.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• определена система умений делового общения в структуре профессиональной деятельности переводчика с учетом форм данного вида общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, деловой телефонный разговор, деловой спор, публичное выступление);

• обоснованы и реализованы методологические и дидактические основы модели процесса целенаправленного формирования системы умений делового общения, на базе которой спроектирован курс «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика»;

• разработаны критерии, отражающие взаимосвязь между уровнем усвоения студентами содержания дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика» и степенью сформированности у них умений делового общения и характеризующиеся следующими параметрами: потребностью в общении, умением эффективно слушать, умением подать информациюуровнем развития коммуникативных и организаторских качеств.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса по формированию у студентов умений делового общения.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные на основе модели процесса формирования системы умений делового общения и экспериментально апробированные содержание и учебная программа курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», внедренные в учебный процесс, позволяют формировать умения делового общения у студентов других специальностей. Разработанные теоретические положения применимы для проектирования содержания процесса формирования коммуникативных умений у студентов различных вузов.

Выделенные критерии оценки сформированности умений делового общения могут быть использованы для оценки этих умений у будущих специалистов любого профиля, а также в практической деятельности.

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, системным использованием различных методов исследования, длительной опытно-экспериментальной работой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система умений делового общения, специфичная для каждой его формы (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, деловой телефонный разговор, деловой спор, публичное выступление), являющаяся необходимой для современного конкурентоспособного специалиста.

2. Модель процесса формирования системы умений делового общения, построенная на основе системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, принципа профессиональной направленности, модульности, целостного развития личности будущего специалиста как активного субъекта делового общения, определяет содержание курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», способствующее целенаправленному формированию умений делового общения у будущих переводчиков.

3. Критериями оценки сформированности умений делового общения, необходимых специалисту-переводчику в профессиональной деятельности, являются: уровень потребности в общении, умения эффективно слушать и подать информациюуровень развития коммуникативных и организаторских качеств.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Казанского государственного технологического университета и получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов на.

Международной научно-практической конференции «Образование, занятость, карьера: стратегия и тактика» (Казань, 2002), Всероссийской конференции «Большая нефть: реалии, проблемы, перспективы» (Ухта, 2003), Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса школы и вуза» (Ульяновск, 2003).

Выводы по второй главе.

1. Выявлено, что подготовка студентов к деловому общению характеризуется недостаточной профессиональной направленностью занятий по общегуманитарным дисциплинам, отсутствием систематического раскрытия проблемы делового общения в общепрофессиональных и специальных курсах, в результате не формируется целостное представление о таком явлении как деловое общение специалиста-переводчика, а процесс формирования коммуникативных умений делового общения носит фрагментарный опосредованный характер. Решить данную проблему должен помочь специальный курс «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков», посвященный теоретическим и прикладным аспектам проблемы делового общения, который в то же время должен быть преемственно связан с упомянутыми выше дисциплинами.

2. В соответствии с целью нашего исследования разработана модель процесса формирования системы умений делового общения у будущих переводчиков, концептуальной основой проектирования которой были положения системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, принципы профессиональной направленности, модульности и целостного развития личности будущего специалиста как активного субъекта делового общения.

3. В соответствии с определенным алгоритмом проектирования дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков» определены цели обучениявыявлены принципы отбора и структурирования содержания обучения: генерализации, научности и системности, стабильности и динамичности, гуманизмаразработано содержание обучениянайдены оптимальные организационные формы обучения, адекватные доставленным целямопределены средства и методы обученияразработана объективная модель оценки результатов обучения.

Исходя из места в учебном процессе и основных принципов отбора и структурирования содержания, разработана блок-структура дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков: блок «вход», блок обобщения представлений об учебном материале и самой учебной деятельноститеоретический, блок генерализации, то есть обобщения знаний и способов действийблок «выход», где происходит проверка усвоения знаний.

Блоки взаимосвязаны между собой, что обусловлено необходимостью возврата к ранее пройденным этапам процесса обучения для повторной проработки. Последнее позволяет индивидуализировать обучение. Содержание курса ориентировано на построение целостного процесса обучения, способствующего повышению уровня коммуникативных знаний, необходимых для качественного профессионального образования студентов-переводчиков.

4. Разработанная методика позволила экспериментально выявить эффективность формирования умений делового общения у будущих специалистов с помощью содержания курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков». В качестве критериев их эффективности были взяты следующие факторы: степень сформированности умений делового общения, необходимых специалисту-переводчику в профессиональной деятельности: потребность в общении, умение эффективно слушать, умение подать информациюуровень развития коммуникативных и организаторских качеств.

5. Полученные результаты достоверно подтверждают, что обучение студентов — будущих переводчиков в условиях целенаправленного педагогического процесса формирования умений делового общения повышает уровень этих умений, способствует развитию коммуникативных и организаторских склонностей необходимых переводчикам в их профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, разработка, обоснование, экспериментальная проверка и реализация в учебном процессе модели формирования умений делового общения у студентов — будущих специалистов-переводчиков осуществлены нами в следующей последовательности: 1) анализ современных требований к профессионализму специалиста и разработка модели саморазвивающейся и конкурентоспособной личности переводчика- 2) определение и обоснование систем умений делового общения в структуре профессиональной деятельности переводчиков- 3) анализ содержания профессиональной подготовки будущих переводчиков и разработка модели процесса формирования у них системы умений делового общения- 4) разработка структуры и содержания курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика" — 5) выделение критериев оценки уровня сформированности умений делового общения у будущих переводчиков и экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса для формирования данных уменйй. диссертации выявлено, что профессионализм — это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общенияследует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этикуразвивает свою личность средствами профессииобогащает опыт профессиистремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Показано, что наиболее высоким уровнем профессионализма является профессиональная культура, одним из компонентов которой является культура делового общения.

Диссертантом разработана модель конкурентоспособного саморазвивающегося специалиста-переводчика, состоящая из пяти блоков в соответствии с необходимым набором дополнительных знаний и свойств мобильного и успевающего специалиста. Внутри каждого блока в процессе внешнего и внутреннего взаимодействия и саморегуляции обучающегося происходит интеграция отдельных компонентов в некоторую целостность, характеризующуюся результатом сформированности личностных свойств определенного блока:

• для первого блока это профессиональная культура;

• для второго — системное мышление;

• для третьего — инновационная готовность;

• для четвертого — готовность к самообразованию;

• для пятого — умения делового общения.

В работе уточнено понятие делового общения и его роль в становлении личности специалиста. На основе анализа литературы по данной проблеме и различных подходов к определению данного понятия выявлена система умений делового общения в структуре профессиональной деятельности переводчика, исходящая из конкретных форм делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание.). Приведенный перечень умений дает конкретное представление о содержании образования в области делового общения.

В диссертации на основе разработанной модели специалиста-переводчика создана модель его подготовки и доказана ее недостаточность в сфере делового общения и необходимость разработки специального курса «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков», посвященного теоретическим и прикладным аспектам проблемы делового общения, который в то же время был бы преемственно связан с другими дисциплинами учебного плана.

В соответствии с целью исследования разработана модель процесса формирования системы умений делового общения у бу.

136 дущих переводчиков, концептуальной основой проектирования которой были положения системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, принципы профессиональной направленности, модульности и целостного развития личности будущего специалиста как активного субъекта делового общения.

Диссертантом в соответствии с определенным алгоритмом проектирования дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчиков» определены цели обучениявыявлены принципы отбора и структурирования содержания обучения: генерализации, научности и системности, стабильности и динамичности, гуманизмаразработано содержание обучениянайдены оптимальные организационные формы обучения, адекватные доставленным целямопределены средства и методы обученияразработана объективная модель оценки результатов обучения.

Диссертантом разработана блок-структура дисциплины «Психолого-педагогические основы профессионального общения переводчика», представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков: блок «вход», блок обобщения представлений об учебном материале и самой учебной деятельноститеоретический, блок генерализации, то есть обобщения знаний и способов действийблок «выход», где происходит проверка усвоения знаний. Содержание курса ориентировано на построение целостного процесса обучения, способствующего повышению уровня коммуникативных знаний, необходимых для качественного профессионального образования студентов-переводчиков.

Разработанная модель процесса формирования системы умений делового общения у будущих переводчиков была апробирована в ходе экспериментальной работы в Омском институте терминологии перевода. Для оценки ее эффективности использованы критерии: степень сформированности умений делового общения, необходимых специалисту-переводчику в профессиональной деятельности: потребность в общении, умение эффективно слушать, умение подать информациюуровень развития коммуникативных и организаторских качеств.

Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что обучение студентов — будущих переводчиков в условиях целенаправленного педагогического процесса формирования умений делового общения повышает уровень этих умений, способствует развитию коммуникативных и организаторских склонностей необходимых переводчикам в их профессиональной деятельности. Разработанная модель процесса формирования системы умений делового общения у будущих переводчиков ориентирована на построение целостного процесса обучения и способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977. — 371 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 3 18 с.
  3. В.И. Деловая риторика: Практ. курс для творч. саморазвития делового общения, полем, и оратор, мастерства. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 250 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416 с.
  6. Т.Ю., Кисляков В. В. Психология профессионального общения: Метод, пособие. Волгоград: ВГПИ, 1990. — 30 с.
  7. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  8. М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 42−53.
  9. Т.Н. Прагматика делового общения // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Филология. Научно-теоретический журнал. Вып. 1. 1996. — С. 52−58.
  10. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского государственного института культуры, 1994. — 120 с.
  11. А.А. Понятие профессионального мышления: (Мето-дол. и идеол. аспекты) / Под ред. Г. В. Мокроносова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1985. — 228 с.
  12. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
  13. В.П. О критериях качества подготовки специалистов //Вестник высшей школы. 1988, — № 1. С.3−8.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  15. В.В. Диагностика коммуникативных способностей в целях профориентации: Дисс. .канд. психолог, наук. Ярославль, 1990. — 148 с.
  16. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеоб-разования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 2.- 1987.
  17. Богданова J1. В. К вопросу о культуре профессионального об-щения//Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 3. М. — 1998. — С. 66 — 69
  18. Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. -Тверь: Изд-во ТГУ, 1993. 138 с.
  19. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. — 168 с.
  20. А.А. Личность и общение. М.: Международная психологическая академия, 1995. — 328 с.
  21. С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — С.6−22.
  22. Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с.
  23. И. Культура делового общения: Учеб. Мн.: ИП «Эко-перспектива», 2000. — 174 с.
  24. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дис.. канд. психол. наук. JL, 1987. — 193с.
  25. С.Л., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностный диалог //Формирование педагогических умений и профессионально значимых качеств личности у студентов: Сб. ст.- Ижевск, 1988. С. 40−48.
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 63 с.
  27. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990 гг.): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1994, — 31 с.
  28. Н.Ш., Яруллин Г. К. Психолого-педагогический аспект предупреждения и преодоления конфликтов (диагностика и развитие умений): Методическое пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2003.
  29. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1999. 38 с.
  30. А. Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  31. Т.А. Индивидуализация повышения квалификации педагогических кадров в профессиональном лицее: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 173 с.
  32. А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности // Новые исследования в психологии. Вып. 1 (16). М., 1997. — С. 19−28.
  33. П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. 4-е изд., перераб. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993, — 78 с.
  34. Д.В. Формирование профессионального педагогического мышления у студентов педвуза // Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Межвуз. сб. науч. тр.- Казань, 1998. С.49−52.
  35. JI.B., Сементовская В. К. Деловое общение // Искусство разговаривать и получать информацию / Сост. Б. Н. Лозовский.- М.: Высшая школа, 1993. С. 292−298.
  36. Т.А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. — С.3−17.
  37. Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 145 с.
  39. В.В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития. СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 2001.- 237 с.
  40. В.В. Межсубъектные технологии диалога в процессе обучения // Дидакт, — 2002, — N 1, — С. 25−31.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 22 900 Перевод и переводоыедение. — М., 2000.
  42. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  43. Гуманизация образования на базе диалога культур (новые технологии обучения) / Межвуз. сб. н. тр. Самара, 1997. — 242 с.
  44. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях.
  45. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып.2. М.: Луч, 1993. — 72 с.
  46. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Бел. ун-та, 1996. -176 с.
  47. Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.
  48. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Проблема диагностики социально-психологической компетентности (в педагогическом общении). // Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. — С. 38−65.
  49. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы.- Казань: Карпол, 1997, — 258с.
  50. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 208 с.
  51. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. — № 5.- С. 162−166.
  52. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1998. — 23 с.
  53. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. — № 6.
  54. Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. — № 5.
  55. М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Magister.- 1998.- N 4.- С. 88−95.
  56. Ф.М. Формирование культуры деловой речи учащихся в языковом цикле ССУЗ: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 207 с.
  57. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  58. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  59. М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 192 с.
  60. В.В. Психолого-педагогические основы профессиональной многоступенчатой подготовки в вузе. СПб., 1992. — 153 с.
  61. М.М. Психология профессионального педагогического мышления: Автореф. дис.. д-ра психол. наук/ Яросл. гос. унт им. П. Г. Демидова.- 2000, — 48 с.
  62. М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1997.- 100 с.
  63. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974.- С. 153.
  64. В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: Дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1994. — 257 с.
  65. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: СпбГУ, 1996. — 273 с.
  66. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. — 224 с.
  67. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: КГТУ, 2000. — 228
  68. Е.А. Индивидуальный стиль в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  69. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  70. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  71. Г. А. Об активном обучении педагогическому общению: Активные методы обучения. М., 1983. — 87 с.
  72. Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 252 с.
  73. Краткий словарь по психологии. М., 1985.
  74. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М., Военный университет, 1996. -205 с.
  75. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воен. ун-т, 1997. — 24 с.
  76. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста М.: Высшая школа, 1990.
  77. С.П. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута и ее роль в процессе личностной адаптации // Проблемы адаптации студентов. Вильнюс, 1978. — С. 8691.
  78. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело ЛТД", 1993. — 192 с.
  79. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997.
  80. Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. 5-е изд. М.: Ось-89, 2000. — 320 с.
  81. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  82. Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 200 с.
  83. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970. — С. 47−61.
  84. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов, 1981.
  85. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  86. В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону, 1995.
  87. А.Ж. Исторические типы образования // Credo. 1998. № 2−4.
  88. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1993, — 1 12 с.
  89. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллинн: Валгус, 1980.- 334 с.
  90. К.М. О роли коммуникативной компетентности учителя в гуманизации образовательного процесса // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Тюмень, 2001. — С. 123−131.
  91. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. — 493 с.
  92. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, — М.: Высшая школа, 1991.- 223 с.
  93. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  94. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124−135.
  95. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. -365 с.
  96. А.Н. Общение. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  97. Ю.А. Особенности проявления коммуникативной направленности у педагогов и обучаемых во взаимодействии: Дис.. канд. психол. наук. Самара, 1998. — 228 с.
  98. Ю.А. Психодиагностика направленности личности в общении: Методические рекомендации. Пенза, 1999.
  99. Марищук В. Л Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. докт. психол. наук. Л., 1982.
  100. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализации учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  101. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 309 с.
  102. B.C. Очерк интегрального исследования личности. -М., 1986.
  103. Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  104. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Изд-во Флинта, 1998.
  105. Н.Г. К проблеме определения сфер функционирования русского языка как средства межнационального общения // Русский язык в школе. 1982. — № 1. — С. 71−74.
  106. Н.Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1981.
  107. Г. И. Профессионализм общения: (Учителю о коммуникативных умениях). СПб., 1993, — 56 с.
  108. Моделирование деятельности специалиста на основе коллективного исследования / Под ред. Е. А. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 217 с.
  109. В.Е. Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул: гос. пед. ун-т., 2000.- 21 с.
  110. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -И., 1984. 112 с.
  111. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 196 с.
  112. Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД будущих следователей: Дисс.канд. пед. наук. — Калининград, 1998. — 190 с.
  113. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / Психология личности. Тексты. М., 1982.
  114. В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учебное пособие. Магнитогорск: Магнитогорский педагогический институт, 1997. — 1 19 с.
  115. Р.С. Психология. Книга 1. Психология. Москва: Просвещение, Владос, 1995. — 573 с.
  116. Нечаев Н, Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М., 1985.
  117. Новое качество высшего образования в современной России: Концептуально-программный подход /Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 199 с.
  118. С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1981. — 816 с.
  119. О.А. Содержание и формы организации тематической беседы в профессиональной сфере общения студентов технических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук: (Продвинутый этап обучения). Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 1994, — 19 с.
  120. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. -М., 1987.
  121. Д.Ю. Управленческое общение. М.: «Экономика», 1990. — 1 12 с.
  122. Педагогическая энциклопедия. М., 1966.
  123. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 3.
  124. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 11−15.
  125. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. 1998. — № 1.
  126. К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии // Проблемы интегративного исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып.2. — С. 12.
  127. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 481 с.
  128. Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В.Д. Шад-рикова М., 1991.
  129. В.Я. Научно-методологическая триада // Высшее образование в России. 1994. — № 3.- С. 24−27.
  130. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 272 с.
  131. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1979.
  132. Проблемы подготовки специалистов в вузах // Проблемы профессионального отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л.: Знание, 1970. — С. 47 061.
  133. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1998. — 34 с.
  134. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
  135. Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. А. Г. Дикой, А. Н. Занковского. М.: Наука, 1991. — 168 с.
  136. Психология делового общения. Москва: Инфра-М, 2002,295 с.
  137. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  138. И.П. Диагностика педагогической компетентности. -Пятигорск, 1990.
  139. Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге 21 века / Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М., 1990. — С. 16−31.
  140. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. -М., 1992.
  141. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы про-фессиографии. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. — 182 с.
  142. Г. И. Психологические профили: Методика. М., 1946.
  143. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  144. С.Л. Принципы и пути развития психологии.-М.: Изд-во АН СССР, 1959, — 354 с.
  145. В. Н. Философские основания педагогической деятельности//Вестник высш. школы. 1987. — N 1.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  147. А.Л. Социально-психологические проблемы производственных коллективов. М., 1973.
  148. П.П. Профессиональное общение руководителя: содержание, структура и пути его развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Ин-т молодежи, 1993. — 23 с.
  149. В.А., Подымова JLC. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. — 224 с.
  150. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова- Ленингр. гос. ун-т им А. А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 136 с.
  151. Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: Сб. статей участников Всерос. науч.-метод, конф. (22 мая 2001)/ Под ред. Л. В. Торопова.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.- 128 с.
  152. В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 222 с.
  153. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектеп, 1973. — 1 19 с.
  154. В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформация в процессе профессиональной подготовки учителя //Психология труда и личности учителя. -Л., 1972.
  155. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  156. Г. В. Основы математической статистики для психологов. М., 1972.
  157. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1975. — 273 с.
  158. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа, 1986. № 2. — С. 7584.
  159. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  160. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 176 с.
  161. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта / Сост. Хасан Б. И. Красноярск, 1990.
  162. Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.- М., 1996. 143 с.
  163. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. Астрахань: Изд-во Астрах, пед. ин-та, 1995. 136 с.
  164. В.Г. Характер деловых взаимоотношений и его влияние на стабильность трудового коллектива: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Л., 1983. — 20 с.
  165. Т.П., Григорьева Н. Ю. Самоменеджмент. Саратов: Поволжская академия госслужбы, 1995. — 40 с.
  166. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Высшая школа, 1995. — 159 с.
  167. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 248 с.
  168. В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 60−62.
  169. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184с.
  170. Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: Владос, 1995. 544 с.
  171. К.А. Телефонные разговоры делового человека. -М.: Арсис Лингва, 1993. 190 с.
  172. В.В. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 301 е., с. 84
  173. А.Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челяб. гос. ун-т, 1996, — 29 с.
  174. В.В. Управление качеством подготовки инженера на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов: Автореф. дис. .докт. техн. наук. М., 2000. — 46 с.
  175. П.А. Основы модульного обучения, — Вильнюс, 1989, — 70 с.
  176. Ядрышникова T. J1. Психологический анализ профессионального становления мастерства ПТУ: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1987.
  177. Competency assessment, research, and evaluation: A rep. of a Nat. conf. Univ. of Houston, March 12−15, 1974, — Houston (Tex.)., 1974.- 272 p.
  178. Dance F.E.X. The Concept of Communication // Communication in Organization / Ed. By Porter K.H. Roberts-Harmonds Worth- Penguin books, 1977. P. 15−22.
  179. Melton R. Developing meaningful links between higher education and training // British journal of educational studies.- 1995.-Vol. 43, N 1, — P. 43−56.
  180. Ott B. Grundlagen des beruflichen Lernens und Lehrens: ganzheitliches Lernen in der beruflichen Bildung. Berlin: Cornelsen Girardet, 1997. — 232 S.
  181. Phillips Т. Constructing vocational identities // The vocational aspect of education.- 1995.- Vol. 47, N 1.- P. 5−19.
  182. Qualifikation Kompetenz — Bildung // Berufsbildung.- 1994.-Jg. 48, N 28.- S. 2−52.
  183. Ursberg, Maria Educational processes in leisure centres.-Malmo, 1994, — 15 p.
Заполнить форму текущей работой