Профессиографический подход в подготовке специалиста образования.
Структура профессиограммы
Характеристики профессиональной деятельности функции (роли), преобладающие, виды деятельности, квалификационные требования, ключевые квалификации. Выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов; Основными критериями эффективности профессионального обучения являются показатели профессионального мастерства: Эти показатели и являются… Читать ещё >
Профессиографический подход в подготовке специалиста образования. Структура профессиограммы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными критериями эффективности профессионального обучения являются показатели профессионального мастерства:
- · самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;
- · выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;
- · производительность труда — выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;
- · профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;
- · культура труда — способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;
- · творческое отношение к труду — способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве;
- · ответственность за выполнение профессиональных заданий и др.
Эти показатели и являются характеристикой профессиональной готовности специалиста.
Моделью профессиональной деятельности специалиста является профессиограмма — документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ призван обеспечить оптимизацию и повышение эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.
Структура профессиограммы включает в себя следующие компоненты.
Наименование уровня и специальности
- 1. Профессиональное образование: форма обучения, условия поступления, продолжительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы профессионального роста.
- 2. Характеристики профессиональной деятельности функции (роли), преобладающие, виды деятельности, квалификационные требования, ключевые квалификации.
- 3. Психограмма (профессионально-ориентированные потребности, социокультурные качества, профессионально важные качества: направленность, компетентность, профессиональные способности.
- 4. Санитарно-гигиенические условия труда: режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания.
Являясь первичной качественно-описательной моделью специалиста, профессиограмма является гипотетической, вероятностной и вариативной, но при этом профессиограмма замещает для студента и для преподавателя такой объект, как их представления о выпускнике, что возможно лишь потому, что она соответствует какими-то своими параметрами свойствам этого представления.