Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Институциональные и ценовые механизмы развития рынка социальных услуг курортно-рекреационного района

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная услуга в сознании большинства граждан ассоциируется с бесплатностью ее предоставления, специфика же социальных услуг курортнорекреационного района, в большинстве своем представленных туристскими услугами, заключается в предоставлении услуги на коммерческой основе. Большая часть предприятий сферы социальных услуг курортно-рекреационного района находится в частных руках. Государство… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Рынок социальных услуг: сущность, особенности, классификация
    • 1. 1. Сущность социальных услуг
    • 1. 2. Рынок социальных услуг как сегмент регионального рынка
    • 1. 3. Специфика рынка социальных услуг курортно-рекреационного района
  • 2. Институциональные факторы развития предпринимательства в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района
    • 2. 1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг
    • 2. 2. Развитие акционерных форм предпринимательства в сфере социальных услуг
    • 2. 3. Малые предприятия в сфере социальных услуг
  • 3. Механизмы формирования спроса на рынке социальных услуг курортно-рекреационного района
    • 3. 1. Ценовой фактор формирования спроса на рынке социальных услуг курортно-рекреационного района
    • 3. 2. Налоговый механизм формирования массового спроса на социальные услуги
    • 3. 3. Инвестиционные стратегии развития сферы социальных услуг
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Институциональные и ценовые механизмы развития рынка социальных услуг курортно-рекреационного района (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальные социально-экономические преобразования в российском обществе обусловливают необходимость адаптации сферы социальных услуг к рыночным условиям хозяйствования. Положение дел, сложившееся в сфере социальных услуг, указывает на то, что ее дальнейшее развитие невозможно без стимулирования государством предпринимательской деятельности в данной сфере, проведения институциональных преобразований.

В последние годы возрос интерес к институциональной методологии и институциональным реформам, что объясняется рядом обстоятельств. Укоренение рыночных отношений носило спонтанный характер, и господствующим было убеждение, что рынок автоматически решит все проблемы системной трансформации плановой экономики. Соответствующие институты рыночной культуры и инфраструктуры формировались с существенным запаздыванием и бессистемно. Критический разрыв между экономическими и институциональными реформами не мог не привлечь внимание к проблеме стратегии формирования рыночных институтов в переходной экономике.

Развитие сферы социальных услуг является важнейшей составляющей процесса преодоления сложившихся структурных деформаций экономики региона. В этой связи, особое значение приобретает выработка институциональных механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг.

Мировой опыт свидетельствует о том, что рекреационные ресурсы не менее значимы, чем ресурсы недр. Грамотное и целенаправленное стимулирование развития предпринимательской деятельности в таком секторе сферы социальных услуг, как рекреация, может в значительной степени разрешить наиболее острые проблемы и задачи, стоящие перед экономикой региона.

Формирование механизмов стимулирования спроса на рекреационные услуги и развитие институциональных механизмов развития предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района может способствовать решению ряда важнейших на сегодняшний день задач, таких как рост доходов регионального бюджета, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня благосостояния населения курортно-рекреационного района и т. д. Именно эти обстоятельства подчеркивают актуальность разработки институциональных и ценовых механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района. Степень разработанности темы. На современном этапе экономического развития России усиливается внимание и интерес к исследованию региональных проблем развития сферы социальных услуг.

Теоретические и методологические проблемы развития сферы социальных услуг, ее влияния на экономику региона, разработки механизмов стимулирования предпринимательской деятельности исследовались в работах российских и зарубежных ученых.

Значительное внимание роли сферы социальных услуг в экономике уделено в работах таких ученых, как А. Ахиджаков, Т. Шевцова С. Шишкин Ю. Шиленко, М. Шустров, Г. Иванов, Н. Кузьмина, А. Райзберг, И. Рождественская, А. Хагуров, и Др.

Рассмотрению проблем экономики сферы услуг курортно-рекреационного района посвящены работы таких авторов, как А. Дурович, В. Квартальное, А. Копанев, Д. Николаенко, Г. Папирян, Н. Романов, М.Эльвартынова.

В ходе диссертационного исследования автор опирался на теоретические положения в области региональной экономики, изложенные в трудах В. Бутова, А. Грандберга, А. Дружинина, В. Игнатова, Ю. Колесникова, Н. Кетовой, А. Кизилова М.Лемешева, В Лексина, В. Овчинникова, А. Тамбиева, А Швецова и др.

Привлекались также труды зарубежных авторов: Р. Брюк, Ж. Виане, Р. Солтман, Дж.Фейран.

Однако, несмотря на широкий круг ученых и практиков, исследующих в своих работах различные аспекты экономики курортно-рекреационного района, обращает на себя внимание факт недостаточной научной проработки комплекса социально-экономических, организационных, финансовых, правовых вопросов, связанных с реализацией на практике региональной политики развития предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района.

Практическая значимость и научная актуальность проблемы предопределили выбор темы исследования, постановку его цели и формулировку задач.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическое и научно-практическое исследование рынка социальных услуг и разработка институциональных и ценовых механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

— определение приоритетных направлений развития регионального рынка социальных услуг;

— мониторинг состояния рынка социальных услуг региона и определение роли сферы социальных услуг как сегмента регионального рынка;

— формирование подходов к исследованию специфики рынка социальных услуг курортно-рекреационного района, его места и роли в системе регионального воспроизводства;

— обоснование механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района;

— определение направлений поддержки малого предпринимательства в данной сфере;

— разработка предложений по развитию акционерных форм предпринимательства в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района;

— анализ воздействия налогообложения на уровень спроса на социальные услуги курортно-рекреационного района и разработка налоговых механизмов его стимулирования;

— разработка инвестиционных инструментов развития предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг.

Объектом исследования выступает рынок социальных услуг, как институт организации и функционирования рыночно-регулируемых экономических отношений по поводу оказания социальных услуг и их потребления населением и субъектами хозяйственной деятельности.

Предметом диссертационного исследования является институционально-ценовые механизмы формирования спроса и стимулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена трудами отечественных и зарубежных ученых по проблемам сферы услуг, а также основными положениями, концепциями региональной экономики.

В диссертационном исследовании использовались методы структурно-функционального и сравнительного анализов, экономико-статистические методы.

Нормативно-правовая база, регламентирующая функционирование сферы социальных услуг представлена государственными правовыми актами, принятыми законодательным Собранием Российской Федерации, Указами Президента РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ по изучаемой проблеме.

Информационно-эмпирическая база исследования включает: законодательные акты РФ, данные Госкомстата РФ, Госкомстата КЧР, нормативные документы министерств и ведомств, публикации по проблемам сферы социальных услуг в отечественной и зарубежной периодической печати, INTERNET — ресурсы, материалы авторского исследования, проведенного на предприятиях и организациях сферы социальных услуг региона.

Концепция диссертационного исследования состоит в обосновании положения, что формирование рынка социальных услуг региона с рекреационной специализацией хозяйственной деятельности сдерживается институциональными дефицитами и доминированием монопольной системы ценообразования, снижающих эластичность спроса и увеличивающих трансакционные издержки в данной сфере, и что достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке социальных услуг курортно-рекреационного района связано с формированием полноценных институционально-ценовых механизмов, стимулирующих предпринимательскую активность в этой сфере экономики региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. В хозяйственной системе сфера социальных услуг играет роль важного инфраструктурного элемента, социального стабилизатора, значение которого возрастает в условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции. Развитие сферы социальных услуг дает импульс расширению сопутствующих отраслей и является одним из основных условий перехода к социально-ориентированной экономике.

2. Специфика сферы услуг курортно-рекреационного района выражена в ориентированности на внешнего потребителя. Все сегменты сферы социальных услуг курортно-рекреационного района нацелены на обеспечение деятельности санаторно-курортных объектов и удовлетворение потребностей рекреантов.

Необходимое условие стимулирования спроса на социальные услуги курортно-рекреационного района — это наличие инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, для развития которой необходимо стимулировать предпринимательскую деятельность не только в сфере социальных услуг, но и в других отраслях экономики курортно-рекреационного района.

3. Эффективное функционирование регионального рынка социальных услуг возможно при наличии целевого программного планирования развития отрасли, обеспечения соответствия нормативно-правовой базы международным договорам и мировой практике.

Значимость социального туризма обусловливает необходимость формирования подпрограммы развития социального туризма как составной части Программы развития туризма в КЧР. При этом целесообразно выявить приоритеты, определяющие категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке при организации отдыха, виды туризма, развитие которых представляется необходимым для удовлетворения потребностей малообеспеченных слоев населения в различных видах рекреационных услуг.

4. Концептуальные подходы к акционерной форме предпринимательства должны быть адаптированы к современной российской экономике, в частности, применительно к рекреационным районам. Функционирование акционерных обществ в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района позволит привлечь государственные средства и сбережения населения.

5. При исследовании факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства курортно-рекреационного района, посредством использования методологического подхода, основанного на анализе трансакционных издержек, обоснована необходимость налаживания и поддержки отношений с контрагентами во внешней и внутренней среде через создание Регионального Агентства развития малого предпринимательства курортно-рекреационного района.

6. Доминирующее значение при выборе рекреантами места отдыха имеет ценовой фактор. При разработке цен на туристические путевки учитываются комиссионные вознаграждения посредникам (турагентствам, туроператорам), причем увеличение числа посредников соразмерно увеличивает цену туристической путевки. В этой связи необходимо проводить эффективную политику продвижения регионального рекреационного продукта и снижения числа посредников.

7. Повышение стандартов обслуживания в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района, острая конкурентная борьба между рекреационными объектами за потребителей обусловливает понимание того, что эффективное функционирование курортно-рекреационного района невозможно без развития соответствующей инфраструктуры. Наряду с другими, источниками финансирования ее развития могут стать средства местных бюджетов, так как именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обустройству территории курортно-рекреационного района, контроля за уровнем экологической безопасности и т. д. 8. Для привлечения инвестиций в сферу социальных услуг курортно-рекреационного района необходимо выполнение следующих условий:

— предоставление гарантий для инвесторов;

— проведение мероприятий по созданию благоприятного имиджа региона в глазах инвесторов;

— создание Регионального агентства развития туризма и организация на ее основе информационной базы предприятий и страхового фонда;

— тесное сотрудничество с регионами России и т. д.

Научная новизна заключается в разработке институциональных и ценовых механизмов стимулирования развития предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района.

1. Определена специфика социальной услуги района с рекреационной специализацией хозяйственной деятельности, заключающаяся в том, что услуги учреждений культуры, здравоохранения, услуги по переподготовке и повышению квалификации кадров и другие сопутствующие услуги выступают в качестве сопряженных составляющих комплекса рекреационных услуг, предоставляемых предприятиями района.

2. Предложены основные направления по развитию социального туризма, сформулированные в виде подпрограммы «Региональной программы развития туризма в КЧР», включающие в себя мероприятия по:

— по созданию нормативно-правовой базы социального туризма,.

— по разработке и реализации финансового механизма, адаптированного к российским условиямразвитию инфраструктуры социального туризма посредством использования ведомственных объектов для массового отдыха, а также строительство новых объектов;

— проведению рекламно-информационной деятельности по продвижению социального туризма и т. д.

3. Предложены рекомендации по развитию акционерной формы предпринимательства в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района и разработана организационная модель региональной курортной корпорации, функционирование которой позволит создать новый сегмент на рынке рекреационных услуг КЧР — «элитарный туризм».

4. Разработан механизм функционирования Регионального Агентства развития туризма, основной целью создания которого может стать формирование единой региональной инвестиционной стратегии развития курортно-рекреационного района, координация деятельности всех субъектов сферы социальных услуг курортно-рекреационного района.

5. Обоснована целесообразность формирования «Агентства развития малого предпринимательства в курортно-рекреационной сфере КЧР», что при научно обоснованной постановке менеджмента и укреплении внутренних связей позволит снизить объем трансакционных издержек.

6. Обоснована необходимость создания «Регионального туроператора» с филиалами в основных территориальных сегментах, которые осуществляли бы деятельность по реализации туристических путевок предприятий курортно-рекреационного комплекса КЧР с минимальными комиссионными надбавками.

Практическая значимость работы. Результаты осуществленного исследования институциональных и ценовых механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района представлены в Госкомитет по туризму и спорту КЧР. Предложенные в диссертации механизмы развития регионального рынка социальных услуг могут найти применение при разработке соответствующих региональных целевых программ по КЧР, другими субъектами РФ.

Отдельные положения диссертационного исследования использованы при разработке и преподавании курсов «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Экономика туризма».

Апробация результатов диссертационной работы. Положения и выводы диссертации прошли апробацию в докладах и выступлениях на ряде научных и научно-практических конференций в г. Черкесске. Основное содержание диссертации и результатов проведенных исследований изложено в четырех публикациях общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, объединяющих девять подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем диссертации составляет 180 страниц.

Заключение

.

Проведенное исследование сферы социальных услуг курортно-рекреационного района и механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в данной сфере позволяет сделать ряд выводов и обобщений 1. Специфика экономических отношений в сфере социальных услуг и их классификация в сфере социальных услуг определяется особенностями конечного продукта, создаваемого в рамках данной сферы.

Социальная услуга как социально значимое благо может предоставляться не только общественным, но и частным образом, что обуславливает необходимость использования рыночных форм организации предоставления социальных услуг в сочетании с государственными. Приведенная в работе характеристика социальной услуги позволяет отнести к данной сфере следующие типы услуг:

— образовательные услуги;

— услуги, предоставляемые предприятиями и учреждениями культуры;

— услуги здравоохранения;

— рекреационные услуги.

Ситуация на региональном рынке социальных услуг в настоящее время достаточно сложная и требует внедрения таких подходов и решений, которые могли бы дать импульс развитию предпринимательской деятельности в данной сфере.

При рассмотрении сферы социальных услуг необходимо учитывать наличие двух основных секторов государственного и частного. События последних лет показали, что дальнейшее развитие сферы социальных услуг на основе только бюджетного финансирования невозможно, стимулирование предпринимательской деятельности в данной сфере позволит улучшить качество предоставляемых услуг, привлечь дополнительные капиталы в развитие отрасли.

2. Проведенный анализ показывает, что доля социальных услуг в валовом региональном продукте КЧР крайне мала. Но было бы ошибочным рассматривать роль социальных услуг в экономике региона только с точки зрения пополнения бюджета республики. Плодотворное развитие экономики региона, да и общества в целом невозможно без развития сферы социальных услуг, так как именно этот сегмент регионального рынка поставляет на рынок квалифицированных специалистов, способствует внедрению новых технологий, заботиться о здоровье граждан, повышает культурный уровень населения. Таким образом, сфера социальных услуг оказывает косвенное воздействие на развитие всех отраслей экономики. Именно это служит первопричиной того, что большая часть предприятий сферы социальных услуг находится под контролем государства. Развитие данной сферы в большей степени происходит за счет вливания бюджетных средств.

Однако без активного участия предпринимательского капитала, увеличение государственных расходов в данной сфере не сможет в полной мере выправить положение дел в сфере социальных услуг. В этой связи правительство КЧР должно всячески поддерживать развитие предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг, оказывать правовую, финансовую и информационную поддержку частным предприятиям в данной сфере.

3. В структуре сферы социальных услуг курортно-рекреационного района большая часть рынка социальных услуг приходится на предприятия туристской сферы, что обусловлено самой рекреационной специализацией района. Сфера туризма, очень часто, становится бюджетообразующей сферой курортно-рекреационного района. Курортно-рекреационная специализация отражается на деятельности предприятий других отраслей сферы социальных услуг, расположенных на территории курортно-рекреационного района, которые ориентируются на удовлетворение туристского спроса, а также обеспечивают деятельность туристских объектов.

Специфика социальных услуг курортно-рекреационного района в их ориентированности на внешнего потребителя, местные жители чаще всего выступают в качестве продавцов социальных услуг, предоставляя различные туристские услуги.

Социальная услуга в сознании большинства граждан ассоциируется с бесплатностью ее предоставления, специфика же социальных услуг курортнорекреационного района, в большинстве своем представленных туристскими услугами, заключается в предоставлении услуги на коммерческой основе. Большая часть предприятий сферы социальных услуг курортно-рекреационного района находится в частных руках. Государство воздействует на эти предприятия опосредовано, через косвенные механизмы экономического регулирования. Выход из сложившейся кризисной ситуации невозможен без существенной поддержки со стороны государства предприятий курортно-рекреационного района. 4. Государству в целях регулирования предпринимательской деятельности в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района необходимо принять целый ряд мер по сохранению финансовой основы деятельности предприятий в данной сфере, стимулированию спроса на его услуги. В частности, следующее:

— необходимо совершенствовать и развивать методологию лицензирования, стандартизации, сертификации услуг социальной сферы;

— государство также должно обеспечить соответствие нормативно-правовой базы международным договорам, мировой практике;

— необходимо в соответствии с ФЗ «О курортах» и учитывая передовой мировой опыт обеспечить поддержку инженерной инфраструктуры;

— следует проводить целевое программное планирование и развитие туризма в регионе;

— целесообразно подвергать льготному налогообложению средства туристских предприятий, санаторно-курортного комплекса направленные ими из прибыли на капитальное строительство, НИР, обучение персонала, рекламу и т. п.

— необходимо развивать страхование в туристской сфере, т.к. этот сектор экономики является рисковым, и на него оказывают влияние не только экономические, но и политические, климатические факторы;

— государство должно предпринять меры по стимулированию инвестиций в сферу туризма;

— проводить активную работу по организации рекламы туристских возможностей региона.

Также, автором предложено ввести в Программу развития туризма в КЧР раздел о развитии в регионе социального туризма.

5. Для сферы социальных услуг курортно-рекреационного района характерны высокая фондоемкость, комплексность оказываемой услуги, концентрация и централизация капитала. Одним из методов привлечения крупного капитала в сферу социальных услуг может стать развитие акционерных форм предпринимательства. Концептуальные подходы к акционерной форме предпринимательства должны быть адаптированы к современной российской экономике, в ее национальном и региональном аспектах, в частности, применительно к рекреационным районам. Создание акционерных обществ позволит мобилизовать для развития сферы социальных услуг, как государственные средства, так и сбережения населения. Эффективным организационным инструментом интенсификации инвестиционного процесса в курортно-рекреационной сфере Карачаево-Черкесской республики может стать создание региональной курортной корпорации. В данном разделе диссертационного исследования автором предложена схема создания в основных курортно-рекреационных районах на территории КЧР сети гостиниц, санаторий, турбаз, объединенных единым логотипом, входящих в региональную курортно-рекреационную корпорацию, но в то же время ориентированных на разные сегменты рынка.

Следует также отметить, что создание и развитие на территории КЧР невозможно без значительной государственной поддержки, выделения различных субсидий из бюджетов всех уровней, антимонопольного контроля.

6. При рассмотрении факторов в наибольшей мере сдерживающих развитие малого предпринимательства, следует выделить трансакционные издержки, связанные, с преодолением барьеров при входе на рынок и способностью хозяйствующего субъекта наряду с затратами, связанными непосредственно с производством товаров и услуг, нести издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со своими контрагентами во внешней и внутренней среде.

Для снижения трансакционных издержек представляется целесообразным учреждение малыми предприятиями КЧР некоммерческой организации, создание которой позволит избежать малым предприятиям издержек связанных с обеспечением информацией, анализом рыночных тенденций, предоставлением юридических услуг и т. д.

Государственная поддержка малого предпринимательства должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования и т. д.

7. Уровень цен на туристский продукт во многом определяется вкусами и предпочтениями потребителей, имиджем туристского предприятия. На уровень цен в данном секторе экономики курортно-рекреационного района, также оказывают воздействие уровень государственных субсидий в отрасль, а также уровень налогообложения туристского предприятия.

В структуре конечной цены туристической путевки значительную долю составляют комиссионные надбавки, которые являются доходами турагентств, расположенных в различных регионах России. При чем увеличения числа посредников соразмерно увеличивает цену путевки, и уменьшает уровень ее конкурентоспособности. Создание под патронажем Государственного комитета по развитию туризма и спорту Регионального туристического агентства позволило бы уменьшить объемы комиссионных надбавок, сформировать единую маркетинговую стратегию по продвижению регионального турпродукта.

В качестве одного из факторов формирующих цену на региональный турпродукт может выступать национальный колорит народов курортно-рекреационного района. Одним из механизмов развития данного фактора может стать создание Центра исторического и культурного наследия КЧР, основной целью которого должно стать организация знакомства туристов с народным творчеством и пропаганда национальной культуры.

Разнообразие услуг предоставляемых предприятиями курортно-рекреационного комплекса не позволяет говорить о единой ценовой стратегии для всех предприятий курортно-рекреационного района. При разработке собственной ценовой стратегии каждая фирма курортно-рекреационного района должна, прежде всего, ориентироваться на своего потенциального покупателя, учитывать его вкусы и предпочтения.

8. Среди механизмов стимулирования спроса на рынке социальных услуг можно особо выделить налоговые. Посредством грамотной манипуляции налогами государство может увеличить доходы населения, уровень социальных расходов предприятий, что, конечно же, повысит платежеспособный спрос на социальные услуги, так как к услугам социальных учреждений, так или иначе, прибегают большинство граждан.

На сегодняшний день государственная социальная поддержка достаточно размыта, не имеет четкой адресности, что порождает уменьшение уровня спроса на социальные услуги. В период перехода к рынку выбор социальной стратегии становится актуальным для многих предпринимателей. Государство может стимулировать спрос на социальные услуги, и тем самым улучшить жизненный уровень населения, поддерживая социальные расходы предприятий.

Одним из основных факторов оказывающих влияние спрос на услуги, предоставляемые предприятиями курортно-рекреационного района является уровень обслуживания, уровень развития туристкой инфраструктуры. Одним из источников развития туристкой инфраструктуры могу стать средства местных бюджетов. Но для эффективного пополнения местного бюджета курортно-рекреационного района необходимо основным курортно-рекреационным районам КЧР — Теберде, Домбаю, Архыз, придать статус особо охраняемого курортно-рекреационного района по развитию туризма, с законодательным оформлением этих территорий в качестве отдельных муниципальных образований.

Для достижения уровня туристских услуг региона до мировых стандартов качества необходимы значительные инвестиции одним из механизмов привлечения, которых может стать создание на базе местного бюджета курортно-рекреационного района — Бюджета развития. Источником пополнения, которого могут стать местные налоги, отчисления из бюджетов различного уровня, внутренние заимствования за счет выпуска муниципальных облигаций и т. д. Для управления ресурсами бюджета развития было бы целесообразно учреждение Агентства развития. Основной целью создания Агентства должно стать эффективное размещение средств Бюджета развития, разработка и внедрение перспективных инвестиционных проектов по развитию курортно-рекреационного района. Развития туристской инфраструктуры Домбая, Архыза и Теберды позволит значительно увеличить качество обслуживания, что, несомненно, приведет к увеличению спроса на услуги предприятий сферы социальных услуг курортно-рекреационного района.

9. Руководству республики необходимо принять четкую концепцию инвестиционного развития, провести целый ряд мер по выводу республики из инвестиционного кризиса.

В частности, в сфере социальных услуг курортно-рекреационного района, автором прелагается, провести целый ряд мероприятий направленных на увеличение инвестиционной активности в регионе, среди которых можно выделить следующие:

— предоставление гарантий для инвесторов;

— страхование инвестиций;

— создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов;

— провести мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах инвесторов;

— создание Регионального агентства развития, и организация на ее основе информационной базы предприятий и страхового фонда;

— поддержка развития региональной курортной корпорации;

— тесное сотрудничество с регионами России и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Т. Курортные ресурсы Карачаево Черкесии.- Ставрополь: Ставропольское кн. изд -во. 1973.
  2. В. Страхование //, «Закон» услуги: туризм, № 4 2003.
  3. С., Ястребова О., Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики, № 2 2001.
  4. А., Кистанов В. Региональные программы перспективные вопросы \ Экономист. 1997. № 3.
  5. А.Ю. Экономика и территориальная организация туризма. Учебное пособие. М.:1996.
  6. И.Д. Туризм и реформирование экономики//Труды Академии туризма. Вып. 1. 1995.
  7. А.И., Балабанов И. Г., «Экономика туризма», М.: «Финансы и статистика», 1991 г., стр 106.
  8. И.Т. Балабанов., А. И, «Экономика туризма», М.: Финансы и статистика", 1999 г., стр. 110.
  9. В.Д., Стороженко В. П. Бюджет Развития незадействованный механизм инвестиционной активности // Вопросы экономики, № 1 2001.
  10. Ю.Беске, Фриц, Здравоохранение в Германии: Система достижение перспективыразвития// Ф. Феске, И.Г.Брехт/ пер. с нем. А. М. Губиной, М., 1994.
  11. П.Блохина Н. С., Игнатьева E.JI. Культура и финансовая политика государства. //Финансы, 1997, № 5.
  12. М., Кашин В. Налоговая политика на современном этапе
  13. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики, 1996, № 10.
  14. А. Развитие системы платных услуг // Плановое хозяйство. Xs 1. 1994.
  15. М.И. Экономический потенциал услуг курортно-рекреационного комплекса в воспроизводственной системе региона (на материалах КЧР) дисс., Ростов-на-Дону, 2002
  16. М.И. Экономический потенциал услуг курортно-рекреационного комплекса в воспроизводственной системе региона, Ростов-н/Д 2002.
  17. .И. Экономические основы хозяйствования медицинских коллективов. М.: Профиздат, 1990.
  18. а.П. Современное состояние здравоохранения по оценкам медицинских работников// Здравоохранение РФ, 1994.№ 2.
  19. Т.В. Экономические, социальные, организационные формы регулирования развития малых предприятий в сфере платных услуг.
  20. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса // Вопросы экономики, № 7 2002.
  21. В.Б. Тореев, О. Е. Вороновнская Модели регулирования процессов регулирования развития малого бизнеса // Экономическая наука современной России № 1, 2001 г. стр. 109.
  22. А., Этапы научно-технического регресса // НГ-Наука (ежемесячное приложение к «Независимой газете») 1998 г. Июнь № 6.
  23. А. Малый бизнес трудности роста // Экономика и жизнь № 2 2000.
  24. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики, № 7 2002.
  25. Гаагская декларация по туризму правовое регулирование международного туризма 1939 г.
  26. Гасратян К. М. Некоммерческие учреждения сферы культуры в современной рыночной экономике
  27. В.Г. Основа туристкой деятельности М.: Гермес 1996.
  28. А. Особенности осуществления бухгалтерского учета в международном туризме//Экономика и жизнь. 1996., 14
  29. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). М.: Наука, 1991.
  30. Ю.Н., Доброскок В. А. Социально экономическая география России, Учебник.- М.: Гардарики, 2000.
  31. Горский И. К оценке налоговой политики
  32. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А. Д. Издательство ЭКМОС 1998 г. 352 с.
  33. А. Г. Сертификация Туристических услуг на защите прав участников туризма//Туристские фирмы. Вып. 12,1997
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М., 1994.
  35. А.Г., Региональная экономика М.: Тасис, 2002.
  36. Н., Основные проблемы развития туризма в России // Закон: услуги, туризм, № 12 2002г., М.изд.-во газеты известия, стр. 8.
  37. Н., Писаревсикий Е. Туризм в России и за рубежом, // Ежемесячный журнал приложение к газете «Известия» «Закон» услуги: туризм, № 4 2003.
  38. Н.О. О федеральной программе «Культура России (2001−2005гг.)» СК. Новости, 2000,№ 38 (74).
  39. А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А.Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, № 7 2002.
  40. А.П., Копанев А. С., Маркетинг в туризме, Мн.: «Экономпресс», 1998 г.
  41. А., Туристский бизнес пока ориентируется на богатых клиентов// Финансовые известия, № 9, 2003 г.
  42. В.П. «Инвестиционные механизмы регионального развития», Калининград, «БИЭФ», 2001г., стр.262
  43. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма сферы услуг. М.-.ТАИС, 1Д/3: 1992.
  44. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
  45. С. Сфера услуг и экономический рост в развивающихся странах. -МЭМО, 1988, № 4.
  46. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Закон 2003,№ 4.
  47. Закон РФ «Об Акционерных обществах» // Закон№ 6. 1998.
  48. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"//Закон1992. № 8.
  49. Закон РФ „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ от 24 ноября 1996 г. Российская газета.-1996.-3 дек.
  50. Г. П. Хозяйственный расчет и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М.:МГУ, 1995.МольА. Социодинамика культуры. -М.: Прогресс, 1973.
  51. Г. П., Шустров М. А., Экономика культуры, М.гЮНИТИ 2001 г.
  52. С.А. Формирование экономической среды малого предпринимательства в переходной экономике, дисс., СПб. 1997.
  53. А.Н. Рекреационные территориальные системы: научные основы развития и функционирования. Киев 1989.
  54. Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг//Внешняя торговля.- 1998., № 6.
  55. Информационное письмо Госудаственного комитета по развитию туризма и спорту КЧР „Состояние курортно-рекреационного комплекса КЧР“
  56. Г. А., Экономика современного туризма, М.: изд.-во „Герда“, 1998 г., стр. 237.
  57. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998.
  58. В.А. Монография. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. Москва „Финансы и статистика“ 1999.
  59. В.А. Туризм. „Финансы и статистика“ 2000 г. .
  60. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 1998.
  61. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие, — М.: Советский спорт, 1998.
  62. В.М. Туристская рента: метод. Рекомендации. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  63. Колтынюк Б. А. Инвестиционное проектирование в социально культурной сфере, изд-во Михайлова, С-Пб, 2000 г.
  64. Конституция Российской Федерации. -М., 1993.
  65. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. Одобрена Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284. Российская газета.- 1995.- 28 дек.
  66. А.Г., Вишневецкий Ю. М., Салпагаров Д. С., Хубиева З. К. Перспективы развития особо охраняемых природных территорий и их значение в обеспечении устойчивого развития Карачаево Черкесской республики. — Черкесск — теберда, 2002.
  67. Кук. К. Дж. Малый бизнес: Маркетинг. -М.: Издательский дом „Довгань“, 1998.-168с.
  68. Ю.П. Курортные ресурсы Карачаево-Черкессии. Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского книжного издательства. 1973 г.
  69. КЧР 80 лет, Статистический сборник / Госкомстат КЧР, Черкесск, 2002 г. стр.210
  70. В.Н. Научно-Методологические проблемы государственного регулирования территориального развития // Экономическая наука современной России, № 1, 2001.
  71. М.А. Туристские формальности и безопасность в туризме. -М., 1997.
  72. Дж. Филд, Джин Бухман Неолиберальная экономическая политика и кризис здравоохранения в России // Экономика и жизнь№ 2 1999.
  73. Международный туристический бизнес. Экспертное бюро. -М. 1997 г.
  74. П.А. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая наука современной России, № 1, 2001.
  75. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М.: Изд-во МГУ, 1981.76.Налоговый кодекс РФ
  76. Научно-практический комментарий к Федеральному закону „Об основах туристической деятельности в Российской Федерации“
  77. Научно-практический комментарий к Федеральному закону „Об основах туристической деятельности в Российской Федерации“
  78. М.Э. Маркетинг в иностранном туризме, ВКШ по иностранному туризму, М.: 1991.
  79. Д.В., Рекреационная география, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г.
  80. А. Перспективы развития малого бизнеса в России // Вопросы экономики, № 7 2002.
  81. М.Н. Региональная политика привлечения и использования инвестиций (на примере республики Дагестан) // Вестник Московского университета № 6, 2002.
  82. Папирян Г. А, Экономика туризма» М.: «Финансы и статистика», 1999 г.,
  83. В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: :Научно-практическое. М.:Городец, 1999.
  84. Е.У. Управление эффективностью инвестиционной деятельности, дисс., М.: 1998.
  85. Письмо ГНС РФ от 25.09.96 №B3−4-03−58 и «О налоге на добавленную стоимость»
  86. Постановление Правительства Российской Федерации № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности» от 12 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ.- 1995.-№ 51 .-ст.5069.
  87. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1995 г.№ 426 «Обупорядоченности использования федеральной собственности в сфере туризма». -Российская газета.- 1995. -17 мая.
  88. Правовое регулирование туристической деятельности. Под ред. Волошина Н.И.
  89. Природа Краснодарского края. Краснодар. Кн. изд-во, 1979.
  90. Проблемы и прогнозы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики. А. Х. Тамбиев Ростов-на-Дону 2000
  91. Проблемы и прогнозы социально-экономического развития КЧР, Ростов-на-Дону, изд.-во Ростовского государственного университета, 2000 г.
  92. Программа развития экологического просвещения и экотуризма на базе Тебердинского заповедника.
  93. Программа социальных реформ в Российской федерации на период 1 996 200гг. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 Российская газета.-1997.-12марта.
  94. Путь в XXI век стратегические проблемы и перспективы развития российской экономики, под ред. Львова Д. С., М.: Экономика 1999 г.
  95. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции), // Вопросы экономики, № 2 2001.
  96. К.э. Проблема Типологии культур. Ориентиры культурной политики. М.:ГИВЦ МК РФ, 2000,№ 6.
  97. .А., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. «Российское здравоохранение: вхождение в рынок» М.: Инфра-М, 200 г.,
  98. Региональная политика в странах рыночной экономики. Ларина Н. И., Кисельников А. А. ОАО «Экономика» 1998 г.
  99. Региональная целевая программа устойчивого развития Карачаево -Черкесской республики. (17. 05. 1998 г.).
  100. Региональные стратегии и технологии экономического развития. Под ред. проф. Игнатовой Т. В. Ростов-на-Дону Издательство СКАГС 1999 .
  101. Реестр туристских объектов КЧР
  102. Рекреалогия ситема науки об отдыхе, (под редакцией В.М.Сидорова). Киев, 1990.
  103. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. Сб. статей /Моск. Филиал географ, общества (отв. ред. Б. Н. Лиханов, В.М.Кривошеев) М.: МФГОСССР, 1981.
  104. Рекреационные системы (под ред. Н. С. Мироненко, М. Бочарова). М.: изд-во Моск. ун-та, 1986.
  105. Рекреация и охраняемые территории: Мат.-лы совещания 19−21 ноября 1981 г. Иркутск, 1998.
  106. Роль регионального маркетинга в обосновании и реализации рыночной стратегии республики. А. Х. Тамбиев, Н. Т. Кетова. Ростов-на-Дону 1997 .
  107. Россия в цифрах краткий статистический сборник М.: Госкомстат РФ, 2000 г.
  108. Д.А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования// // Вопросы экономики, № 1 2001.
  109. Рыночная стратегия перехода республики Карачаево-Черкессия к устойчивому социально-экономическому развитию. А. Х. Тамбиев. Руководитель авторского коллектива. Минеральные Воды. 1997 .
  110. Ю. Права туриста // Ежемесячный журнал приложение к газете «Известия», «Закон» услуги: туризм, № 4 2003.
  111. Семенов. Тебердинский заповедник. Мифы и реальность // День республики № 4. 2001.
  112. Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики, № 2 2001.
  113. Е.М. Права акционеров в России: противоречия практической реализации
  114. Л. Реформирование системы госудларственной помощи: опыт стран ЕС // Вопросы экономики, № 2 2001.
  115. Социальная защита в переходный период: республика и регионы. М., 1993.
  116. Социальные аспекты экономических преобразований в России. М.: Российская академия наук, 1995.
  117. А. А Методическая разработка. Технология приема и обслуживания туристов в гостинице (обобщение зарубежного опыта) Москва 1995 г.
  118. М. Акционерная собственность и корпоративные отношения // Вопросы экономики, № 2 2001.
  119. И.А. Планирование развития культуры. М.: Всероссийиский институт повышения квалификации работников культуры, 1987.
  120. Стратегическое управление туристической фирмой. Моисеева Н. К. Москва «Финансы и статистика» 2001 г.
  121. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. (Карпова Г. А. и др.). М.: Пресс-сервис, 1998.
  122. А. X., Проблемы и прогнозы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики. Изд.-во Ростовксого государственного университета, стр. 355.
  123. А.Х. Меры преодоления инвестиционного кризиса в регионе. -издательство Ростовского Государственного университета, 1999.
  124. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования, М.: Экономика 1999 г.
  125. А.Х. Стратегическое развитие муниципального образования,-Ростов н/Д: издательство Ростовского государственного университета, 2001.
  126. М.Х. Структурная перестройка хозяйственного комплекса и совершенствование предпринимательской сферы в эколого-курортном регионе, дисс. Ростов н/Д
  127. Теберда. Путеводитель. А. А. Малышев. 1973 г
  128. Теоретические основы рекреационнной географии. М.:ТЕИС, 1998.
  129. В.Б., Вороновская О. Е. Моделирование процессов государственного регулирования развития малого бизнеса // Вопросы экономики, № 2 2001.
  130. Г. Г. Технология менеджмента в сфере культуры, СПб, 1996.
  131. Туризм и рекреация в Восточной Европе (науч. Аналит. Обзор) АН СССР (под. ред. д.г.н. Мироненко Н.С.) М., 1991.
  132. Туристские фирмы: Научно методологические материалы по международному туризму. -СПб.: Изд.-во «Олвис», 1996−1997.- Вып. 10−14
  133. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22 декабря 2002 года.
  134. Ф.Шахмалов «Государство и экономика: власть и бизнес», М.:Экономика 1999 г.
  135. О. Экономика организаций.// Вопросы экономики, 2000,№ 7.
  136. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации"/Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года// Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 11.
  137. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (26.02. 1996 г. № 177).
  138. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». (18 июля 1996 г.)
  139. А.В. Региональная политика в облати налогообложения: связь налоговой нагрузки с налоговым ростом// Вестник Московского университета№ 2,2002.
  140. JI. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивация // Вопросы экономики, № 7 2002.
  141. Цены в России Статистический сборник М.: Гермес, 2001.
  142. А. Проблемы реформирования в современной России // Экономическое развитие, № 6 2001.
  143. Шведова Здравоохранение: американская модель//РАМН, Институт США и Канады, М.: Наука, 1993.
  144. В. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа 1997 № 3
  145. И. В. Государственное регулирование развития туристско рекреационной сферы (методология и практика). М., 2000.
  146. И. В. Региональные программы развития туристско — рекреационного комплекса в условиях рынка.152. com httpW Turin fo/ ru.153. www. Kavkaz tur154. www. SOCHI turizm.155. http://www.monitoring.ru156. http://www.comcon-2.ru
Заполнить форму текущей работой