Утечка капитала как особая форма его вывоза
Использование пробелов в валютном контроле страны. До 1994 года такой контроль в России отсутствовал вовсе, именно поэтому валютная выручка в страну очень часто не возвращалась. В начале XXI века около 30% российских валютных сделок вовсе не попадали под валютный контроль, который, кстати, распространялся лишь на два из 15 российских таможенных режимов. И сегодня государственные таможенные… Читать ещё >
Утечка капитала как особая форма его вывоза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенностью российских революционных преобразований стало небывалое ранее бегство капитала за рубеж (по словам президента России В. В. Путина, только в 2012 году в офшорные зоны из России утекло 111 млрд дол.). В 2014 году в связи с событиями в Украине и соответствующими санкциями отток из России капитала составил от 120 до 200 млрд дол.
По результатам ежегодных исследований Global Financial Integrity «Незаконный вывоз капитала из развивающихся стран» Россия на протяжении последнего десятилетия занимает второе место по незаконному вывозу капитала. Из России ежегодно нелегально вывозится от 100 до 180 млрд дол. [93]. По экспертным оценкам, за последние 20 лет из России утекло более 2 трлн, дол., что равно ВВП России 2016 года. Основная часть утекающего из России капитала (около 80%) находит своё «убежище» в экономике США.
Под бегством (утечкой) капитала в узком смысле понимается ускоренное и внезапное бегство за рубеж краткосрочного капитала, а в широком смысле — массовое бегство разных форм капитала на разные сроки. Реальные масштабы бегства капитала оценить практически невозможно.
В мировой практике для оценки размеров бегства (утечки) из страны капитала используют следующие четыре метода:
- 1) общий метод, при котором учитывается сумма прироста иностранных активов (кроме золотовалютных резервов) и статья «Ошибки и пропуски» платёжного баланса;
- 2) определение долга частного сектора экономики, когда учитывается рост внешнего долга за счёт переводов банков, небанковских институтов и статья «Ошибки и пропуски» платёжного баланса;
- 3) метод углублённого анализа, при котором учитывается сумма краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и статья «Ошибки и пропуски» платёжного баланса;
- 4) косвенный метод, при котором определяется доля иностранных активов, не декларируемых для налогообложения (по этому методу, по оценке МВФ, до 2/3 вывоза капитала может рассматриваться как бегство капитала).
В России с начала революционных экономических и политических преобразований активно используются следующие, практически все известные в мире каналы и механизмы утечки за рубеж капитала:
- • официальное разрешение Банка России, которое по действующему законодательству может легко получить любое лицо, а с 2001 года любой россиянин без всякого разрешения имеет право открывать счета на сумму до 75 тыс. дол. в 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития;
- • нерациональность внешней торговли (например, при торговле с субъектами США экспортёры России покупают там товары лишь на четверть вырученных долларов, а остальной капитал остаётся в банках США);
- • элементарный невозврат валютной выручки зарубежными покупателями российских товаров. По данным МВД России, невозврат выручки только за 1995—1997 годы по 22 тысячам внешнеторговых контрактов на поставку российских товаров за рубеж составил 12 млрд дол., в том числе за ядерные реакторы и оборудование к ним — 3,1 млрд дол., нефть и нефтепродукты — 1 млрд дол., летательные и космические аппараты — 762 млн дол. и т. д.;
- • мнимые сделки, которые заключаются с нерезидентами на импорт товаров с предоплатой (например, российская фирма поставляет зарубежной фирме валюту, а та из-за своей «непорядочности» не поставляет товары, оставляя эту валюту на счетах российских партнёров в зарубежных банках); «сделки» на экспорт товаров с последующей оплатой (бизнесмен России поставляет зарубежной фирме товары, а та просто-напросто не оплачивает их); завышение или занижение цен контрактов (официально устанавливается одна цена на товары, а реально используется совсем другая с пользой для торговых партнёров); подмена товаров (сделка оформляется на нефть, а реально поставляется бензин); оплата мнимых зарубежных консалтинговых и многих других услуг, проверить и оценить которые практически невозможно, и т. п.;
- • выдача мнимых кредитов зарубежным субъектам, которые не возвращаются вовсе или по ним устанавливаются официальные и неофициальные процентные ставки с выгодой для партнёров;
- • использование фирм-однодневок, через которые реализуется более 50% всего объёма, мягко говоря, «сомнительных» операций. Банком России «сомнительными» признаются следующие операции: «своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счёт переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами». При этом объём «сомнительных» операций между резидентами и нерезидентами России растёт высокими и устойчивыми темпами: если за период с 1994 по 2001 год объём таких транзакций составил 42 млрд дол., то за период с 2001 по 2012 год их совокупный объём увеличился в 9 раз и составлял 341 млрд дол. [68];
- • использование офшорных зон (центров) и фирм. Россия лидирует по количеству регистрируемых офшорных компаний, особенно в Великобритании, Швейцарии и др., через которые организуется бегство капитала путём оформления мнимых и других подобных сделок. По данным зарубежных аналитиков, опубликованным в докладе американского Национального бюро экономических исследований (NBER) под названием «От Советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905—2016», «…финансовое богатство, которое держат богатые россияне за рубежом — в Соединённом Королевстве, Швейцарии, на Кипре и в других аналогичных офшорных центрах, равно стоимости активов, принадлежащих всему российскому населению внутри России» [67]. По расчётам составителей указанного доклада, богатые россияне хранят в офшорах средства в объёме 2,53 трлн. дол. Для сравнения приведём следующие цифры: ВВП России в 2015 году, по данным Росстата, составлял чуть более 81 трлн, руб., или, по данным Всемирного банка, 3,3766 трлн, дол.;
- • использование пробелов в валютном контроле страны. До 1994 года такой контроль в России отсутствовал вовсе, именно поэтому валютная выручка в страну очень часто не возвращалась. В начале XXI века около 30% российских валютных сделок вовсе не попадали под валютный контроль, который, кстати, распространялся лишь на два из 15 российских таможенных режимов. И сегодня государственные таможенные институты, по словам президента России В. В. Путина, продолжают оставаться вотчиной частных лиц;
- • вывоз валютной наличности, золота и других ценностей;
- • внутреннее бегство капитала к иностранной валюте в виде долларизации российской экономики. Нетрудно понять, что доллары, купленные в России, возвращаются в США в утроенном размере, но в форме нефти, газа, ценных металлов, других средств национального богатства;
- • действия международных и внутренних валютных спекулянтов;
- • официальный вывоз капитала правительством России — хранение в странах НАТО основной части золотовалютных резервов и других средств страны, что представляет собой утечку капитала на государственном уровне. Так, по данным, размещённым на сайте Банка России, по состоянию на 1 июля 2017 года только международные резервы России равнялись 412,239 млрд дол. При этом ровно четвёртая часть российских зарубежных вложений хранятся в ценных бумагах только одной страны НАТО — США.
Эти и другие каналы и механизмы утечки капитала стали для России, её экономики и абсолютного большинства населения страны настоящим бедствием. По утверждению бывшего председателя Банка России С. М. Игнатьева, только «одной хорошо организованной группой лиц» (которую С. М. Игнатьев почему-то не назвал) осуществляется криминальный вывод из России 49 млрд дол. в год. Незаконные финансовые операции, по всей видимости, связаны с оплатой поставок наркотиков, финансированием серого импорта, взятками чиновникам и менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях, реализацией схем по уклонению от уплаты налогов и пр. [68].
В мировой практике сложились следующие экономические и внеэкономические меры сдерживания утечки капитала:
- 1) повышение доверия резидентов страны своему правительству, если оно реализует национальные интересы, и национальной валюте;
- 2) укрепление экономической и политической стабильности в стране и национальной безопасности;
- 3) реальная борьба с «теневой» экономикой;
- 4) прямой и реальный контроль государства над ввозом и вывозом капитала, других средств и регламентация этих процессов;
- 5) упрочение связей, разработка совместных мер и действий с правительствами стран — партнёров по рациональному движению капитала и др.
Следует отметить, что в последнее время проблемы утечки капитала в той или иной степени затронули и наиболее развитые страны. Очевидно, в связи с этим после мирового экономического кризиса 2008 года началась борьба западных стран под эгидой США с разного рода «налоговыми гаванями», «юридическими убежищами» и прочими офшорными зонами.
В частности, в США в 2010 году принят своего рода экстерриториальный закон о налогообложении иностранных счетов под названием FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), в соответствии с которым кредитно-финансовые организации всех стран мира должны представлять в Налоговую службу США сведения о своих клиентах по поводу того, в какой степени они выполняют свои налоговые и многие другие обязательства перед казной США.
Все финансово-кредитные организации России теперь своевременно и чётко выполняют требования указанного закона и отчитываются перед Налоговой службой США о всех своих клиентах (кстати, США такие обязательства на себя не принимают и не информируют соответствующие органы России о клиентах, которые могут уклоняться от выполнения своих обязательств перед российской казной и властью).
В России также с 1 января 2015 года действует Федеральный закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний» [64], основная его цель — заставить крупных российских налогоплательщиков выполнять свои обязательства перед российской казной.
Указанные меры в какой-то степени сдерживают вывоз российского капитала и других средств, по крайней мере их утечку, и после 2014 года в совокупности стали, пожалуй, важной, если не главной, причиной резкого сокращения общего вывоза российского, особенно частного, капитала.