Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сценография театров Барнаула и Новосибирска: 1945-1990 годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Театр как искусство синтетическое, пространственно-временное, включал в себя визуальный компонент с момента зарождения его как вида искусства. Но выделение сценографии как самостоятельной зоны творчества, теоретическое осмысление ее развития произошли достаточно поздно, практически только в XX веке. Подготовка собственно театральных художников-постановщиков началась в нашей стране позже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СЦЕНОГРАФИИ ТЕАТРОВ БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА В ПЕРИОД С 1945 ДО 1960 ГОДОВ
    • 1. 1. Развитие сценографии региона как отражение общих процессов в отечественной сценографии
    • 1. 2. Доминирование сценографии конкретного места действия с 1945 до середины 1950-х годов
    • 1. 3. Трансформация сценографии сибирских театров во второй половине 1950-х годов
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ СЦЕНОГРАФИИ В ТЕАТРАХ БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА (1960-Е- 1970-Е ГОДЫ)
    • 2. 1. Эволюция сценографии места действия
    • 2. 2. Выделение игровой сценографии как самостоятельного типа оформления спектаклей
    • 2. 3. Зарождение персонажной сценографии в 1960-х- 1970-х годах
  • ГЛАВА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ КАК НОВОЙ СИСТЕМЫ В ТЕАТРАХ БАРНАУЛА И НОВОСИБИРСКА (1980-Е ГОДЫ)
  • ЗЛ Развитие сценографии места действия
    • 3. 2. Игровая сценография как приоритетный тип оформления спектаклей в 1980-е годы
    • 3. 3. Динамика персонажной сценографии в 1980-х годах
    • 3. 4. Появление новой системы оформления сценического действия- действенной сценографии в конце 1980-х годов

Сценография театров Барнаула и Новосибирска: 1945-1990 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство сценографии находится, по образному определению А. А. Михайловой, «на полосе, разделяющей (или соединяющей?) два независимых государства — страну по имени Театр и империю Изобразительных искусств. Они работают на благо и того и другого, но ни в.

I i одном не считаются «коренным населением», что порождает множество проблем" [7, с. 16]. Понятие «сценография» В. И. Березкин, терминология и типология которого применяется в диссертации, определяет как «вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело — играет, действует (материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности)» [4, с. 17].

Театр как искусство синтетическое, пространственно-временное, включал в себя визуальный компонент с момента зарождения его как вида искусства. Но выделение сценографии как самостоятельной зоны творчества, теоретическое осмысление ее развития произошли достаточно поздно, практически только в XX веке. Подготовка собственно театральных художников-постановщиков началась в нашей стране позже режиссеров, которые долго назывались самой молодой театральной профессией. Постановочный факультет ЛГИТМиК открылся в начале 1954 г., в Школе-студии МХАТ только в 1943 г. был организован постановочный факультет [62]. К этому времени уже была создана обширная исследовательская литература о режиссуре, о творчестве актеров, о теории сценического творчества, была общеизвестна в стране и за рубежом система К. С. Станиславского. Теория же сценографии только формировалась. Даже в 1974 г. М. Г. Эткинд утверждал, что сценография «не может похвастаться — по сравнению со своими родственниками в семье искусств — сколько-нибудь разработанной теорией» [74, с. 211]. Пограничное положение сценографии определяет и сложность исследований в этой области, они должны включать искусствоведческий анализ пластической (живописной, колористической, композиционной) составляющей и театроведческое рассмотрение произведения художника в контексте трактовки пьесы, динамического развития сценографии во времени, адекватности замыслу режиссера.

Во второй половине 1950;х годов искусство сценографии в СССР переживало глубокие, затрагивающие самую его суть трансформации. В творчестве Д. Л. Боровского, М. Ф. Китаева, Э. С. Кочергина, В. Я. Левенталя, Д. Д. Лидера, десятков других художников происходили принципиальные изменения по сравнению с предыдущим этапом развития театрально-декорационного искусства, итоги которого фиксирует фундаментальная работа А. Д. Попова «Художественная целостность спектакля» [54]. На сценах отечественных театров началось победное шествие новой сценографии («действенной сценографии», «пластической среды», «новой образности») в самых различных вариациях — от полностью обнаженной коробки сцены до созданного единого метафорического пространства. В этот же период советские художники получили возможность выхода за границы СССР и социалистического содружества. На Пражских Квадриеннале встречались деятели театра всего мира, обмен информацией давал новые импульсы развитию творчества советских сценографов.

Именно в этот период сформировалась отечественная наука о сценографии как отдельная составляющая театроведения и искусствоведения в целом. Многие исследователи целиком посвятили себя научной работе в этой области. В первую очередь необходимо назвать В. И. Березкина, опубликовавшего к настоящему времени более 70 монографий, исследований, статей по вопросам только современной сценографии, не считая работ по историческим аспектам искусства оформления театрального зрелища [3]. Его перу принадлежит самый фундаментальный на сегодняшний день научный труд по истории и теории мировой сценографии на русском языке — «Искусство сценографии мирового театра» в двух томах, вышедший в 19 972 001 годах. Огромный вклад в исследование современных процессов в искусстве театра внесли Р. И. Власова, Г. С. Коваленко, А. А. Михайлова, начинавшая свою научную деятельность в Новосибирске, Ю. И. Нехорошев, Л. С. Овэс, Е. Б. Ракитина, И. А. Уварова, М. А. Френкель, В. М. Шеповалов и многие другие. В многочисленных дискуссиях этого времени формировалась и уточнялась искусствоведческая терминология в области сценографии, предлагались типологические системы анализа творчества художников театра.

Общей особенностью этих исследований является то, что практически все они анализировали происходившие процессы на примере творчества московских, ленинградских художников, реже — художников европейской части страны. Неравномерность в историческом и теоретическом осмыслении происходивших процессов сохраняется и сегодня. Хотя некоторые явления культурной жизни восточной части страны и рассматриваются исследователями, все же целые пласты исторического наследия в области культуры и искусства Сибири остаются малоизученными. Это относится и к творчеству театральных художников.

Актуальность темы

исследования. Синтетическое искусство театра имеет большое значение для воспитания духовности в человеке, для развития его способности воспринимать произведения искусства всех видов и жанров. Проблема изучения и сохранения традиций в искусстве имеет важнейшее значение в контексте подъема уровня культуры общества. Понимание особенностей сценографии, т. е. визуального аспекта спектакля, развивает лучшие духовные качества личности, расширяет кругозор, повышает способность ассоциативного мышления. При этом принципиально неважно, где именно человек воспринимает спектакль — в столице или на периферии. В театрах регионов создаются произведения сценографического искусства, не уступающие по уровню столичным. Их изучение и сохранение является безусловно актуальным. Представить картину творческой жизни страны без исследований художественных процессов в регионах невозможно.

Знание законов и принципов того или иного вида искусства, этапов его развития позволяет воспринимать его глубже и полноценнее. В полной мере сказанное относится к творчеству театральных художников. Исследования в этой сфере актуальны еще и в силу кратковременности жизни явлений сценографического искусства, произведение художника в его полном виде умирает вместе со спектаклем. Изучение истории сценографии, развитие ее теории, типологизация произведений сценографов представляют большой интерес для искусствознания. Особенно это касается исследования творческих процессов в регионах. При довольно большом количестве научных публикаций в области сценографии в центре внимания специалистов преимущественно оказывалось творчество художников Москвы, Ленинграда, крупных городов европейской части страны. Не существует ни одной монографии, посвященной творчеству художников, работавших в драматических театрах Барнаула, Новосибирска, других городов Сибири. Исследования творческих процессов в театральном пространстве региона не могут быть полноценными без анализа развития сценографии. Кроме того, научная деятельность в этой области обращена в будущее, так как только изучение прошедших этапов развития сценографии сибирских театров может лечь в основу анализа сегодняшних и завтрашних тенденций в творчестве художников театра.

Степень научной разработанности проблемы. Общие процессы истории, развития и трансформации искусства сценографии в СССР рассматривались достаточно большим числом исследователей. Особенно активно развивались исследования в области сценографии в 1970;х — 1980;х годах. Этим вопросам посвящены монографии и статьи в различных изданиях Р. И. Власовой, Г. С. Коваленко, Э. А. Кузнецова, В. В. Кулешовой, А. А. Михайловой, Ю. И. Нехорошева, Л. С. Овэс, М. Н. Пожарской, И. Н. Пружан, Е. Б. Ракитиной, И. А. Уваровой, М. А. Френкеля и других авторов. Особенно выделяется в сценографическом театроведении деятельность В. И. Березкина. В исследованиях названных и многих других авторов создается довольно полная картина исторического развития искусства оформления спектаклей и дореволюционного, и советского периодов в стране. В шестидесятые-семидесятые годы восполнена возникшая по политическим причинам пустота в освещении поисков театральных художников двадцатых годов. Принципиально новым в теоретической части искусствоведения стало появление методологических концепций анализа творчества сценографов. Свои типологические системы предложили М. А. Френкель [10], А. А. Михайлова, В. И. Березкин. Интересная методика анализа разработана в диссертационном исследовании Г. Кайзером [35]. Общую характеристику опубликованных работ в области теории сценографии дает Л. С. Овэс в статье «Сценография в осмыслении театральных художников и критиков (1960;епервая половина 1980;х годов)».

Вместе с тем в региональном искусствоведении в области сценографии картина принципиально иная. Первые упоминания о визуальном решении спектакля появились в рецензиях только в 1960;х годах. Но они, во-первых, были крайне скупы и зачастую ограничены фразой: «В основном удачно оформление спектакля» [125], иногда авторы ограничивались фрагментарным описанием декорации. Во-вторых, рецензенты не рассматривали творчество художника в динамике его временного развития. Можно сказать, что искусствоведческий анализ творчества театральных художников на страницах местной печати в 1960;х — 1970;х годов практически отсутствовал. В монографиях, посвященных истории сибирских театров (А.А.Абрамовича и Д. Г. Паротикова в Барнауле, Л. А. Баландина, Г. Ф. Мурзинцевой в Новосибирске) художники также в лучшем случае перечисляются, какой-либо анализ их творчества отсутствует. Не меняли общую ситуацию и публикации в рубрике «Театральные художники Сибири» в журнале «Театр» в силу редкой периодичности их появления.

В 1980;х годах ситуация несколько изменилась. В работах ведущих театральных критиков Сибири появились попытки осмысления художественного образа спектакля, газеты публиковали творческие портреты художников театра. Выделяются в этом смысле рецензии барнаульского театроведа Е. С. Кожевниковой на спектакли ТЮЗа и драматического театра. Многое сделала для развития этой темы в театроведческом пространстве Алтая И. Н. Свободная, изучением сценографии региона занимается Т. И. Тимофеева. В Новосибирске о визуальной составляющей спектаклей писали М. И. Рубин а, Н. Г. Велижанина, В. Н. Лендова, М. Н. Воробьев, занималась этим аспектом театра Т. А. Антонова.

И все же фундаментальные исследования творчества сценографов сибирских театров как в историческом, так и в искусствоведческом аспекте практически не проводились до настоящего времени. Эта проблема регионального искусствоведения остается сегодня только фрагментарно намеченной.

Источники, использованные в работе, в соответствии со спецификой исследования можно разделить на две основные группы. Прямыми источниками являются фотографии, эскизы и макеты оформления спектаклей сибирских театров исследуемого периода. Они находятся в различных фондах и музеях: Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, Театральном музее Новосибирского отделения СТД РФ, Новосибирском художественном музее, в архивах новосибирских и барнаульских театров, в личных архивах художников, актеров, режиссеров и критиков. Следует упомянуть, что значительная часть оформления спектаклей 1940;х — 1970;х годов зафиксирована только на черно-белых фотографиях, что осложняет анализ колористических решений декораций. Этот компонент сценографии приходится восстанавливать на основании косвенных данных.

Второй группой источников являются публикации в столичных и региональных изданиях, рассматривающие проблемы сценографии сибирских театров. К этой группе относятся статьи в журналах «Театр», «Декоративное искусство СССР», «Театральная жизнь». Некоторая часть информации, особенно в историографическом плане, содержится в монографиях об истории театров, написанных Л. А. Баландиным, Г. Ф. Мурзинцевой, М. И. Рубиной в Новосибирске, А. А. Абрамовичем и Д. Г. Паротиковым в Барнауле. Особенно выделяются глубиной анализа творчества театральных художников сборники рецензий Е. С. Кожевниковой, подготовленные как учебные пособия в Алтайском государственном институте культуры в 1993;1994 годах. Значительную по объему часть этой группы источников (более 150 названий) составляют рецензии на спектакли новосибирских и барнаульских театров в газетах и Сибири, и других регионов, куда выезжали театры на гастроли. Особенностью этой группы источников является слабая аналитическая, искусствоведческая составляющая. Чаще всего сценография упоминается описательно, в констатирующем ключе, без анализа развития процессов как в конкретном театре, так и в творчестве данного художника. Малую информативность рецензий в этом аспекте отчасти компенсирует их количество.

Дополнительными источниками послужили воспоминания актеров, режиссеров, художников, театральных критиков о деятелях театра прошлых лет. Эти воспоминания зафиксированы и депонированы в архивных фондах музеев Новосибирска и Барнаула. При всей фрагментарности и лаконичности некоторых воспоминаний, они могут быть использованы при последующих исследованиях в области театральной истории Сибири.

Объектом исследования является отечественное искусство сценографии.

Предмет исследования — динамика развития сценографии в театрах Барнаула и Новосибирска в 1945 — 1990 годах.

Территориальные рамки исследования: города Барнаул и Новосибирск. При некоторых различиях в культурном прошлом, традициях, менталитете зрительного зала оба города сопоставимы по ряду признаков, имели в это время сходные организационные театральные структуры, виды и количество театров. Для анализа выбраны ведущие драматические труппы каждого города: театр «Красный факел» и ТЮЗ в Новосибирске, Алтайский краевой театр драмы и ТЮЗ в Барнауле.

Хронологические рамки исследования: период с 1945 по 1990 годы. Такие временные границы выбраны по нескольким причинам. Экстремальные обстоятельства военного времени значительно исказили общую картину развития сценографии в стране. Относительная стабильность в театральном процессе возникла только после возвращения к мирной жизни.

Послевоенный период состоял из различных этапов в развитии сибирских театров, их особенности отражены в соответствующих разделах основной части диссертации. Следует отметить, что временные границы различных периодов творчества театральных художников могут быть определены только приближенно. Во многом тот или иной тип оформления спектакля зависел от субъективных факторов, прежде всего от замысла режиссера. Поэтому приводимая в диссертации периодизация процессов является в некоторой степени условной.

Резкое изменение и структуры, и художественных особенностей деятельности театров произошло в конце 1980;х — начале 1990;х годов. И организационно, и творчески сценографы оказались в ином пространстве, изменились основные принципы их жизни, менталитет зрительного зала, репертуар. В это же время сложилась и особая система оформления сценического действия — действенная сценография. Театр постсоветского периода необходимо рассматривать по другим искусствоведческим параметрам. В силу этих причин исследование ограничено 1990;м годом.

Цель исследования — выявить закономерности в эволюции сценографии театров Барнаула и Новосибирска в период 1945 — 1990 гг.

Задачи исследования:

1) выявить общие и специфические черты развития сценографического искусства в театрах Барнаула и Новосибирска;

2) разработать периодизацию процессов в эволюции сценографии и дать искусствоведческую характеристику периодами.

3) проанализировать значение формирования различных типов сценографии как предпосылок для возникновения ее новой системы — действенной сценографии;

4) исследовать индивидуальное творчество театральных художников Барнаула и Новосибирска в контексте создания действенной сценографии.

Методологическая основа исследования основывается на концепции, разработанной В. И. Березкиным. В 1960;е — 1980;е годы ведущими исследователями, работавшими в области сценографии, были предложены различные методы искусствоведческого анализа творчества сценографов. Разделение исторически сложившихся типов оформления спектакля на «иллюзорные» и «оформительские» использовал в своих статьях Н. П. Акимов. В дискуссиях 1960;х — 1970;х годов рассматривались преимущественно два типа визуального решения театрального пространства: «старый» и «новый», в рецензиях региональных печатных изданий часто противопоставляются понятия «реалистическое» и «условное» оформление. Под первым понималась жизнеподобная декорация, или сценография конкретного места действия. Для обозначения ее предлагались различные термины: «иллюзорно-пространственный способ оформления», «психологические декорации» (Ю.И.Нехорошев), «жизнеподобное оформление» (В.И.Березкин), «жизненно-достоверная среда», «сценография-фон» [48], «живописное оформление» и т. д. Возникшие во второй половине 1960;х иные типы оформления спектаклей также получили множество наименований: «условное оформление», «конструктивное оформление», «новая образность», «пластическая среда» и пр. Объединяющим явился лишь термин «сценография», и то после многих споров о соотношении его с ранее употреблявшимся понятием «театрально-декорационное искусство» [10, с. 46−48]. Выдвигавшиеся разными исследователями системы анализа сценографии рассматриваются Н. Н. Громовым в статье «Периодизация и типология театрально-декорационного искусства» [29].

Типология, сформулированная в ряде работ В. И. Березкиным, представляется наиболее ясной и всеобъемлющей [4- 24- 26]. Он рассматривает оформление спектакля не как статичное произведение художника, а с точки зрения функционирования сценографии, ее взаимодействия с другими компонентами спектакля, и в первую очередь с действующим актером.

В.И.Березкин выделяет три основные функции, присущие сценографии: функция обозначения места действия (подразделяющаяся на функцию обозначения конкретного места действия и на функцию создания обобщенного места действия), игровая и персонажная функции. По доминанте той или иной функции классифицируются произведения театральных художников. Во второй половине XX в., согласно применяемой типологии, произошло формирование на основе предшествующих типов новой системы оформления театрального действия — «действенной сценографии». Она характеризуется синтезом всех трех функций в конкретном оформлении спектакля. В настоящей диссертации применен функционально-типологический метод В. И. Березкина. Кроме того, некоторые аспекты творчества художников рассматривались с учетом взглядов А. А. Михайловой, М. А. Френкеля.

На защиту выносятся следующие положения:

• период с 1945 до середины 1950;х годов характеризовался доминантой «жизнеподобной» декорации, с преобладанием функции конкретного места действия;

• с середины 1950;х годов началось формирование трех основных типов сценографии, в первую очередь лаконичной сценографии места действия;

• в 1960;е — 1970;е годы происходило развитие всех трех типов сценографии, при этом игровой и персонажный типы развивались опережающими темпами;

• с середины 1980;х годов наступает период формирования новой системы в сценографии — действенной сценографии, в которой происходит синтез всех трех предшествующих типов сценографии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— найдены и обобщены ранее неизученные материалы в области сценографии театров региона;

— впервые проанализирована динамика становления действенной сценографии в театрах Барнаула и Новосибирска с 1945 по 1990 годы;

— определена периодизация процессов, происходивших в сценографии;

— проведена классификация произведений театральных художников по единой типологии;

— существенно дополнен список имен, фактов, источников информации по истории театров Сибири, из 238 иллюстраций впервые публикуются 200.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертация является одной из первых работ в данной области. Материалы исследования существенно дополняют картину художественной жизни региона. Изучено большое количество источников, восстановлен по косвенным данным внешний вид многих спектаклей театров на протяжении 45 лет их истории. Впервые соединены в одной работе и проанализированы произведения 54 театральных художников Сибири, проведена их классификация. Введены в научный оборот имена сценографов и произведения сценографического искусства, ранее не являвшиеся объектами исследования.

Материалы исследования использованы при разработке учебного курса «История театрально-декорационного искусства» в Новосибирском государственном театральном институте, для написания монографии «Соединенье двух загадок» о творчестве новосибирских художников театра, для создания учебного пособия «Краткий курс лекций по истории театрально-декорационного искусства». В перспективе диссертация может служить основой для дальнейших научных исследований в области истории и теории сценографии в Сибири, для разработки учебных курсов по истории театра, регионоведению, истории театрально-декорационного искусства, при организации выставок и экспозиций, в практической художественной деятельности режиссеров, театроведов, деятелей театра.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин и истории искусств Новосибирского государственного театрального института (Новосибирск, 2007;2009 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (Кемерово, 2007).

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из двух томов. Первый том включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложений. Приложения к диссертации содержат дополнительные текстовые материалы, таблицы, сводный репертуар Алтайского государственного краевого театра драмы с 1945 по 1990 годы, составленный автором в процессе исследования. Второй том включает в себя 238 иллюстраций: фотографии эскизов, макетов, оформления спектаклей и их аннотированный список. Основной текст диссертации Mff страниц, общий объем страниц.

Результаты исследования, были использованы при создании учебного курса «История* театрально-декорационного искусства» в Новосибирском государственном' театральном1 институте, в программе дисциплины есть раздел, посвященный творчеству художников: региона. Монография «Соединение двух загадок» используется как. пособие по этой дисциплине для студентов вуза. Некоторые аспекты научной работы легли в основу учебного пособия «Краткий, курс лекций по истории театрально-декорационного искусства» (НГТИ, 2008 г.).

Дальнейшая исследовательская работа, по данной теме может развиваться, в различных направлениях. Нужно расширять территориальные и хронологические рамки исследований, охватывая другие города и театры региона. Почти вне зоны изучения остается сегодня: творчество художников музыкального, кукольного театров Сибири. С иконографической точки зрения представляет интерес сравнение оформления одной и той же пьесы разными художниками, в разных театрах, а также одним художником в разные периоды его деятельности. В творчестве сценографов остаются неисследованными некоторые имманентные аспекты — взаимодействие режиссеров и художников, соотношение метафорического ряда конкретного художника с художественной ситуацией в стране и регионе, особенности творческого метода конкретных сценографов. Данная диссертация, являясь одним из первых исследований в области региональной сценографии, может послужить основой для дальнейших работ по изучению творческого наследия театральных деятелей Сибири.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

Процесс развития сценографии в театрах Сибири развивался в тех же функциональных типах, что и в стране в целом, но имел свои особенности. Прежде всего, это определенное хронологическое отставание от столиц в переходах к различным стадиям формирования действенной сценографии. Это объясняется спецификой зрительного зала, более консервативного в Сибири. Проекция ожиданий и предпочтений зрителей проявляется в рецензиях критиков. Более прямое влияние местного руководства на эстетические параметры спектаклей также накладывало отпечаток на творчество театральных художников. Субъективные предпочтения режиссеров, зачастую более традиционные, чем в центре, во многом определяли и эволюционные процессы в театрах. Тем не менее, в рамках этих условий на сценах театров Барнаула и Новосибирска создавались подлинные произведения сценографического искусства. Уровень образовательного и творческого потенциала художников сибирских городов не уступал деятелям сценографии Москвы и Ленинграда как в начале периода (С.Л.Белоголовый, Б. Г. Кноблок, М. Н. Николаев, М.Н.Шипулин), так и в 1960;е — 1980;е годы (Р.П.Акопов, Б. М. Астахов, А. Н. Бердыченко, Е. Э. Гороховский, Е. В. Гура, Н. Н. Клёмина, К. Г. Лютынский, А. А. Малышев, А. Л. Окунь, О. А. Щербаков и др.). На протяжении всего исследуемого периода поддерживались постоянные контакты между регионом и центром в этой сфере, определенное влияние на развитие художественной жизни театров Сибири оказывали художники, приезжавшие на отдельные постановки (И.В.Попов, Н. Р. Ткачук, Н.Н.Эпов).

Подтверждено, что в период с 1945 до середины 1950;х годов доминировала функция создания конкретного места действия (С.Л.Белоголовый, П. Т. Коваленко, М.Н.Николаев), при этом требования узнаваемости, типичности оформления спектакля были обязательны и стояли на первом месте в оценке творчества художников. Наиболее распространенным видом сценографии конкретного места действия, или жизнеподобной декорации, была система живописного видового задника и кулис, а также павильона.

Определено, что с середины 1950;х годов началось развитие других типов сценографии, функция создания конкретного места действия дополнилась созданием сценографии обобщенного места действия (В.Ю.Шапорин), появились признаки игровой сценографии.

Выявлено, что с начала 1960;х годов все три типа сценографии развивались параллельно. Наиболее заметной была сценография обобщенного места действия, часто в лаконичной ее форме (А.Н.Бердыченко, К.Г.Лютынский). Этот тип решения спектакля раньше проявился" на сценах Алтайского и Новосибирского ТЮЗов, несколько позже стал постоянным и во «взрослых» драматических театрах. Затем этот вид сценографии обобщенного места действия дополнился единой пластической средой, по терминологии М. А. Френкеля, воплощающей образ всего спектакля в целом (Р.П.Акопов, Б. М. Астахов, С. С. Постников, Г. П. Сухогузов, О.А.Щербаков).

Прослежено развитие трех типов сценографии в 1970;х — 1980;х годах, где преимущественное развитие получила игровая сценография (Е.В.Гура, Н. Н. Клёмина, И. В. Попов, О.А.Щербаков). Несколько позже стала формироваться персонажная сценография (Е.Э.Гороховский, Е. В. Гура, И. П. Капитанов, В. А. Карманов, Н. Н. Клёмина, В. А. Фатеев, Н.Н.Эпов). Параллельно продолжала развитие усложняющаяся сценография обобщенного места действия (С.А.Александров, Т. Д. Дидишвили, А. А. Малышев, А.Л.Окунь). Функция обозначения конкретного места действия лишь эпизодически появлялась в оформлении в относительно чистом виде (К. Ф. Попов).

Определено, что к концу 1980;х годов на основе развития предыдущих типов сценографии стала складываться новая система сценографии — действенная сценография. Во многом ее принципы перекликались с проявлениями постмодернизма, пришедшего в отечественное искусство —.

147 игровые взаимоотношения с текстом, эклектика в стилях и жанрах, отрицание линейности повествованияпреобладание: зрелищного аспекта: Индивидуальнаятрактовка пьесы на этом этапе почти полностью вытесняет типичное в творчестве художников театра.

В результате: исследования! можно утверждать, что на протяжении 45 лет сценография театровБарнаула и Новосибирска эволюционировала от сценографии конкретного места действия, через развитие сценографии обобщенного места: действия, обособление игрового и персонажного * типов сценографии, к исторически новойсистеме оформления сценического i. действиядейственной сценографии.

Исследование вводит в. научный оборот именахудожникових произведенияупоминавшиесяранее только в рецензиях. Рассматривается творчество 54 сценографовосуществивших постановки на сценах Барнаула и Новосибирска, из 238 иллюстраций впервые публикуются 200. В приложении помещен сводный репертуар: Алтайского краевого театра драмы за 1945 — 1990? годы, составленный* автором: в ходе исследовательской работы, составление репертуара, Алтайского краевого театраюного зрителя* оказалось возможным только фрагментарно из-за гибели части архивов театра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Паротиков Д. Призванный временем Текст. Очерк истории Алтайского краевого театра драмы / Александр Абрамович, Дементий Паротиков — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1981. 108 с.
  2. Л. А. На сцене и за кулисами. Путь театра «Красный факел» (1920−1970) Текст. / Лоллий Баландин — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972. 304 с.
  3. В. И. Искусство сценографии мирового театра Текст. Т. 2: Вторая половина XX века: В зеркале Пражских Квадриеннале 1967—1999 годов /Виктор Березкин-М.: Эдиториал УРСС, 2001.-808 с.
  4. В. И. Искусство сценографии мирового театра Текст. В двух книгах. Книга первая: от истоков до начала XX века. Книга вторая: первая-половина XX века / Виктор Березкин — М.: «Эдиториал УРСС», 1997. 544 с.
  5. А. Е. Соединенье двух загадок. Художники новосибирских театров. Очерк творчества Текст. / Александр Зубов — Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2008 — 104 е., илл.
  6. А. А. О художественной условности Текст. Изд. 2-е, переработ. / Алла Михайлова М.: «Мысль», 1970. — 300 с.
  7. А. А. Сценография: теория и-опыт. (Очерки) Текст. / Алла Михайлова — М.: Советский художник, 1989. — 336 е.: ил — (искусство: проблемы, история, практика).
  8. Г. Ф. Обыкновенное чудо Текст. / Галина Мурзинцева -Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980. — 174 с.
  9. В. П. Такая манящая цель. театр Текст. / Вера Редлих -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. — 128 с.
  10. Н. П. О театрально-декорационном искусстве Текст. / Николай Акимов / В сб. Акимов Н. П. Театральное наследие. Кн.1. Об искусстве театра. Театральный художник / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. В. М. Миронова. Л.: Искусство, 1978. — с. 196−217.
  11. Н. П. Современные задачи театральной декорации Текст. / Николай Акимов — Н. Акимов. Не только о театре. Л — М.: «Искусство», 1966.-С. 137−147.
  12. Н. П. Художник в театре Текст. / Николай Акимов / Акимов Н. П. Театральное наследие. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. В. М. Миронова. Л.: Искусство, 1978.-С. 157−172.
  13. . М. Текст. / Художники Алтая. XX век Барнаул, 2001, с. 38.
  14. . М. Сценография Текст. / Каталог выставки — Барнаул, Алт. отд. ВТО, 1979.
  15. Д. В. Сцена или выставка? Текст. / Дмитрий Афанасьев / — В сб. Художник сцены СПб, СПГИТМиК, 1992. с. 23−30
  16. Л. А. В театр влюбленные (Н.П.Охлопков и другие) Текст. / Лоллий Баландин 1-е изд., Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство. 1981. — 207 с.
  17. Л. Новосибирская Лениниана Текст. / Лоллий Баландин / В сб.: Новосибирск театральный: Сборник о театральной жизни Новосибирска [сост. М. И. Рубина, Л. А. Баландин]. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. — С. 5 — 30.
  18. Л. А. Предрешать судьбу Текст. / Лоллий Баландин / В сб. Новосибирск театральный. Сост М. И. Рубина, Л. А. Баландин. — Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. — С. 198−219.
  19. Е. Евгений Гороховский: отчеты авгура Текст. / Е. Барабанов / Евгений Гороховский. Это небо- это круглая форма. Каталог выставки. М., «Аграф», 2006. — С. 6−19.
  20. Н. А. Условность в драме и театре (Современные аспекты) Текст. / Н. Барабаш Ташкент, изд-во «Фан» Академии наук Узбекской ССР, 1991.- 176 с.
  21. Барнаульский хронограф-2003. Календарь знаменательных и памятных дат Текст. Барнаул, Алтай, 2002.
  22. С. JI. Работа художника Текст. / Серафим Белоголовый // В сб. Путь театра. XXX лет театра «Красный факел». — Новосибирск, Новосибирское областное государственное издательство, 1950. С. 64−69
  23. В. И. Искусство оформления спектакля Текст. / Виктор Березкин М.: Знание, 1986. — 128 с.
  24. В. И. Молодые художники театра Текст. / Виктор Березкин- М.: Знание, 1981. 56 с.
  25. В. И. Художник в театре Чехова Текст. / Виктор Березкин -М.: Изобраз. искусство, 1987.
  26. Н. Г. Пластический мир спектакля Текст. / Надежда Велижанина / В сб: Краснофакельские чтения — 90. Материалы. Под ред. М. И. Рубиной — Новосибирск: НО СТД РФ. — 1993. — С. 48 — 53.
  27. Выставка Натальи Клёминой Текст. Каталог. / Вступительная статья Т. Антоновой. / Новосибирск, ГПНТБ, 1981. 12 с.
  28. П.М. Технология актерского искусства Текст. / Петр Ершов — М., Всероссийское театральное общество, 1959. 308 с.
  29. . К проблеме пространства в пьесах Чехова (Тургенев, Чехов, Пастернак)'Текст.1 / Борис Зингерман // Вопросы театра-82 М.: Всерос. театр, о-во, 1983. С. 210 -248.
  30. И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / Илья Ильин М.: Интрада, 1998. 232 с.
  31. Как всегда — об авангарде Текст. Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. -М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. 288 с.
  32. Г. Принципы анализа сценического оформления (На материале драматических спектаклей на советской сцене 60 70-х годов) Текст. / Г. Кайзер.: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. JL, 1977 — 24 с.
  33. Е. С. Отечественный провинциальный театр: Алтайский Краевой ТЮЗ Текст. г Методические рекомендации по курсу: «Рецензионный семинар», часть 1. / Елена Кожевникова — Барнаул.: АГИК, 1994. — 62 с.
  34. Е. Н. проблемы культурологи искусства Текст. / Е. Курбан // Постмодернизм: парадигмы культуры: Межвуз. сб. науч. Тр. Вып. 1. Магнитогорск: МГТУ, 2005. 142 с. С. 98 — 105.
  35. С. А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний Текст. / С. Лучишкин -М.: Советский художник. 1988.-256 с.
  36. А. Души бессмертной ради Текст. / А. Львов / Сб. Краснофакельские чтения — 90. Материалы. Под ред. М. И. Рубиной. -Новосибирск.: НО СТД РФ — 1993. — С. 66−76.
  37. Е. А. Тенденции развития сибирской живописи втрой половины 1950-х- начала 1970-х гг. (проблема «сурового стиля») Текст. / Елена Мальцева.: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Барнаул, 2005. -30 с.
  38. М. И., Курбан Е. Н. Логико-методологический анализ процесса становления постмодернизма Текст. / М. Менцова, Е. Курбан // Постмодернизм: парадигмы культуры: Межвуз. сб. науч. Тр. Вып. 1. Магнитогорск: МГТУ, 2005. 142 с. С. 4 — 19.
  39. А. А. Иван Васильевич Севастьянов Текст. / Алла Михайлова Ленинград, «Художник РСФСР», 1962. — 60 е., ил.
  40. А. А. Образ спектакля Текст. / Алла Михайлова М., «Искусство», 1978. — 247 е., ил.
  41. А. Посредник. Текст. / Алла Михайлова //Таланты и поклонники. Альм., вып. 6. Дни Веры Редлих в «Красном факеле» /Новосибирск, Новосибирское отделение СТД РФ, 1997.
  42. Е. Г. От замысла к образу спектакля Текст. / Е. Нефедова — Тамбов-Москва: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 219 с.
  43. Г. В. Эволюция принципов сценографии драматического спектакля Текст. / Г. Николаева.: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1987.-24 с.
  44. Новосибирск театральный Текст. Сборник о театральной жизни Новосибирска [ сост. М. И. Рубина, Л. А. Баландин]. — Новосибирск: ЗападноСибирское книжное издательство, 1983. — 256 с.
  45. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». 1930 -2000 Текст. — Новосибирск: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», 2000. — 240 с.
  46. JI. С. Сценография в осмыслении театральных художников и критиков (1960-е первая половина 1980-х годов) Текст. / Любовь Овэс // Вопросы театроведения. Сборник научных трудов. Ред. В. Кен — СПб, ВНИИИ- 1991.-С. 187−200.
  47. В. С. Друзья и годы. Театральные мемуары Текст. /Виктор Орлов — Новосибирск, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус», 2000. 56 с.
  48. Н. В. «Великий перелом» в театральной критике (1930) Текст.' / Николай Песочинский // Вопросы театроведения. Сборник научных трудов. Ред. В.Кен. СПбю: ВНИИИ. — 1991. — С. 98−119.
  49. А. Д. Художественная целостность спектакля Текст. — Попов А. Д. Творческое наследие. Книга первая. / Алексей Попов М.: Всероссийское театральное общество, 1979. — С. 305−503.
  50. Ю. С. Когда театр волнует Текст. / Юрий Постнов — Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1968. 160 с.
  51. Путь театра. XXX лет театра «Красный факел» Текст. — Новосибирск, Новосибирское областное государственное издательство, 1950. 120 е., с ил.
  52. Репертуар Новосибирского ордена Трудового Красного Знамени драматического театра «Красный факел» за 1932−1982 г. г. Текст. / Составитель Е. В. Шарова — Новосибирск, Новосибирская организация ВТО, 1982.-44 с.
  53. Репертуар Новосибирского ордена Трудового Красного Знамени драматического театра «Красный факел» за 1983−1992 г. г. Текст. / Составитель Т. Н. Кожемяко — Новосибирск, Новосибирская организация СТД РФ, 1992.- 12 с.
  54. М. И. Актеры и роли Текст. / Марина Рубина — Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство. — 1968. 192 с.
  55. М., Лендова В. На пути к Чехову и Островскому Текст. / Валерия Лендова, Марина Рубина / В сб.: Новосибирск театральный — Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. — С. 61−101.
  56. К. Л. Режиссер Мейерхольд Текст. / Константин Рудницкий М.: Наука, 1969.
  57. Русская театральная школа (Некоммерческое издание) Текст. — М.: Изд-во «Панъинтер», 2004. 544 с. (Серия «Русские школы»).
  58. . К. Когда занавес раскрывается Текст. / Борис Рясенцев — Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1961. — 276 с.
  59. . К. Любите ли вы . Текст. / Борис Рясенцев — Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1969. — 304 с.
  60. И. Тайна театрального пространства Текст. Лекции по сценографии / Йозеф Свобода / Пер. с итал. А. Часовниковой М.: Изд-во «ГИТИС». 1999. — 152 е., ил.
  61. И. Н. Старинный театр в Барнауле- Профессиональные театры Барнаула в XX векеТекст. / Ирина Свободная // В сб.: Барнаул. v
  62. История культуры. /Сост. Свободная И. Н. Барнаул, 2000. С. 92−109.
  63. И. Н. 100 лет со дня рождения театрального художника М. Н. Николаева Текст. / Ирина свободная // Барнаульский хронограф. Календарь памятных дат. Барнаул, 1996. — С. 26−29.
  64. И. Н., Юмашева Н. В. Астахов Б. М Текст. / И. Свободная, Н. Юмашева — Барнаул: Энцикл. Барнаул, 2000. — С. 32.
  65. Театральные художники Новосибирска (эскизы декораций, костюмов, макеты, этюды) Текст. Каталог выставки. / Редактор О. Айзенштат, составитель А. Михайлова. Всероссийское театральное общество. Оргкомитет Союза художников РСФСР. Москва, 1959. 70 с.
  66. Художники Алтая Текст. / Изд. 2-е, переработ, и дополн. / Составители Л. Цесюлевич, Б. Лупачев. / Вступительн. статья Б. Лупачева — Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1980. 180 с. 156 ' ' .
  67. Художники Урала- Сибири- Дальнего Востока. Москва-1971. Выставка произведений Текст. / Каталог Ленинград, «Художник РСФСР», 1971. — 172 с.' «
  68. В. Каталог выставки работ в Центральном Доме актеров ВТО, 1966 Текст. / Из личного архива М. И. Рубиной.
  69. Н. А. Художник в театре. Л.: «Художник РСФСР" — 1964. — 112 с. ил.
  70. Статьи- в периодических: изданиях
  71. О. Чувство семьи единой- Текст., / О. Александрова // Театральная жизнь. 1972. — № 23. — С. 5−7.
  72. Т. Путь «наверх» Текст. / Татьяна Антонова // Молодость Сибири. 1973. — 6 марта.
  73. Т. Смешно и горько Текст. / Татьяна Антонова // Советская Сибирь. —1988. 4 марта:
  74. Т. Невеселые беседы Текст. / Татьяна Афанасьева // Молодость Сибири. — 1991. 2 февраля.
  75. Баландин Л: Вчера, сегодня и завтра краснофакельской премьеры Текст. / Лоллий Баландин // Советская Сибирь. 1988. — 3 января.
  76. Баландин Л:.Мечтая о театре будущего Текст. / Лоллий Баландин // Вечерний Новосибирск. —1988. — 17 февраля.
  77. , Л. На самой высокой ноте Текст. / Лоллий Баландин // Советская культура. — 1986. — 13 февраля.
  78. Баландин-Л- А. Расплата Текст. / Лоллий Баландин // Советская Сибирь. — 1979. 17 марта.
  79. Л. Игра и правда Текст. / Л. Баранова // Алтайская правда. -1987. — 5 декабря.
  80. И. Уроки Ивана Шилова Текст. / И. Бейлин // Кузбасс. 1981. — 12 июня.
  81. В. Истоки искусства сценографии Текст. / Виктор Березкин // Художник и сцена: Сб. статей и публикаций / Сост. В. Н. Кулешова. М.: Советский художник, 1988. — С. 272 — 300.
  82. В. О некоторых тенденциях в современной советской сценографии Текст. / Виктор Березкин // Искусство, 1975, № 3. С. 5 — 11.
  83. В. Сценография второй половины 70-х годов Текст. / Виктор Березкин //Вопросы театра-81, М.: ВТО, 1981. С. 153 — 180.
  84. В. Что означает термин «сценография»? Текст. / Виктор Березкин // Декоративное искусство СССР. 1979, № 8. — С. 38−40.
  85. Г. И день уходит в ночь Текст. / Галина Васильева // Вечерний Новосибирск. 1988. — 30 ноября.
  86. Л. Современная история Текст. / Л. Васильева// Советская Сибирь. 1972. — 13 мая.
  87. Г. Над вымыслом слезами обольюсь. Текст. / Г. Васильева // Вечерний Новосибирск. 1988: — 27 мая.
  88. . Сыны Отчизны Текст. / Борис Вахрушев // Алтайская правда. 1970. — 20 мая.
  89. Н. Верность духу Гоголя Текст. / Надежда Велижанина // Советская Сибирь. 1984. — 30 мая.
  90. Н. Постигая Горького Текст. / Надежда Велижанина // Советская Сибирь. 1983. — 28 мая.
  91. Н. Уроки классики Текст. / Надежда Велижанина // Советская Сибирь. 1980. -21 февраля.
  92. Т. Испытание. любовью Текст. / Тамара Венцимерова // Вечерний Новосибирск. 1987. — 23 мая.
  93. Т. Рассказывайте сказки малышам Текст. / Тамара Венцимерова //Вечерний Новосибирск. — 1982. 18 марта.
  94. А., Иняхин А., Швыдкой М. «Васса» на Оби Текст. / А. Вислов, А. Иняхин, М. Швыдкой // Театр 1984, № 7. — С. 55−56.
  95. А., Иняхин А., Швыдкой М. «Наш городок» Текст. / А. Вислов, А. Иняхин, М. Швыдкой // Театр 1984, № 7. — С. 56−57.
  96. JI. Карлсон влетает в окно Текст. / Любовь Герасимова// Вечерний Новосибирск. 1978. — 18 октября.
  97. Л. Пример великий любящего брата Текст. / Любовь Герасимова // Вечерний Новосибирск. 1980. — 19 января.
  98. Л. Приходи, сказка! Текст. / Любовь Герасимова // Советская культура. 1980. — 17 июня.
  99. М. Эхо дикого поля Текст. / М. Голер // Алтайская правда. — 1969.-27 ноября.
  100. М. «Стеклянный зверинец» Текст. / М. Голер // Алтайская правда. 1969.-28 июня.
  101. В. Осторожно: дети! Текст. / Валентина Головчинер // Красное знамя. 1987. — 7 августа.
  102. Д. Театр начинается с ТЮЗа Текст. / Д. Горбунцов // Алтайская правда. — 1969. 21 декабря.
  103. Р. Отстаивая правду Текст. / Роман Горев // Вечерний Новосибирск. 1979. — 3 октября.
  104. . Лепешка на конопляном масле Текст. / Б. Гусев // Молодежь Алтая. — 1990. — 26 октября.
  105. И. «Большевики» Текст. / И. Дубовцева // ВосточноСибирская правда. — 1978. — 13 июня.
  106. О. На пороге новой жизни. «Дни Турбиных» на сцене «Красного факела» Текст. / О. Елисеев // Советская Сибирь. 1957. — 30 апреля.
  107. Н. Воспитание чувств Текст. / Н. Евтушенко // Шахтерская правда. 1974. — 18 мая.
  108. А. Два спектакля «Красного факела» Текст. / А. Жукова // Днепровская правда. 1972. — 1 июля.
  109. А. Звездочка ТЮЗа Текст. / Алена Загородная // Советская Сибирь. — 2000. — 26 января.
  110. Т. «Чайка» на сцене ТЮЗа Текст. / Т. Збираник // Молодежь Алтая. 1975. — 10 сентября.
  111. В. В этом старом доме. Текст. /В. Зимин // Вечерний Новосибирск .- 1981. 14 января.
  112. В. На сцене герои Чехова Текст. / В. Зимин // Вечерний Новосибирск. — 1980. — 28 мая.
  113. Т. Уроки Чехова Текст. / Т. Злотникова // Правда Востока. 1980. — 28 июля.
  114. А. Е. Сценография учебного спектакля Текст. / Александр Зубов // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Театральное пространство Сибири. Вып. 3. Кемерово, КГУКиИ, 2004. — С. 268−274.
  115. А. Е. Трансформация понятия «современность» в творчестве театральных художников Барнаула Текст. / Александр Зубов // Мир науки, культуры, образования: Международный журнал. — Горно-Алтайск — Барнаул — № 4,2008.-С. 56−59.
  116. В. Когда смерть означает победу Текст. / Валентина Игнатенко // Молодость Сибири. 1979. — 13 октября.
  117. М. Смешные истории с печальным концом Текст. / Марина Ильина // Советская Сибирь. — 1978. — 17 мая.
  118. В. «Близкое» Текст. / В. Иоффе // Сталинская смена. — 1950. — 5 октября.
  119. В. Разум тверд и разум побеждает Текст. / В. Иринин // Молодость Сибири. 1963. — 10 июля.
  120. Е. «Чтобы вровень с героями встали они.» Текст. / Е. Капов // Молодежь Алтая. 1975. — 25 октября.
  121. Е. Одиннадцать раундов ТЮЗа Текст. / Е. Капов // Молодежь Алтая. 1975. — 25 сентября.
  122. Н. Карлсон, который существует Текст. / Нина Катаева // Советская Сибирь. — 1978. — 1 октября.
  123. Е. История приглашает в бессмертие Текст. / Евгений Квецинский // Вечерний Новосибирск. — 1981. — 29 января.
  124. Е. Между добром и злом Текст. / Евгений Квецинский // Вечерний Новосибирск. 1980. — 7 апреля.
  125. Е. Обретение достоинства Текст. / Евгений Квецинский // Вечерний Новосибирск. 1978. — 13 ноября.
  126. Е. Сплав контрастов Текст. / Евгений Квецинский // Вечерний Новосибирск. 1979. — 7 апреля.
  127. В. В самом центре шумного города Текст. / В. Кержнер // Молодость Сибири. -1981.-1 декабря.
  128. В. Свежий голос Текст. / В. Кизенко // Алтайская правда. -1967. 19 декабря.
  129. В. «Иван Рыбаков» Текст. / В. Козлова // Советская Сибирь.1956. 27 января.
  130. Н. Несоизмеримость Текст. / Н. Козорез // Вечерний Новосибирск. 1989. — 23 июня.
  131. К. Забытый черт Текст. / К. Колосов // Советская Сибирь. -1961. — 20 февраля.
  132. А. Островский на сцене ТЮЗа Текст. / А. Крюкова // Молодежь Алтая. — 1973. — 7 декабря.
  133. В. Всероссийская выставка произведений художников театра, кино и телевидения Текст. / В. Кулешова // Художник и сцена: Сб. статей и публикаций / Сост. В. Н. Кулешова. -М.: Советский художник, 1988. -С. 326−340.
  134. Л. Великая русская душа Текст. / Л. Левин // Советская Сибирь. 1945.-23 ноября.
  135. И. Грустная комедия Текст. / Ирина Левит // Советская Сибирь. 1978.-28 ноября.
  136. И. Право на выбор Текст. / Ирина Левит // Советская Сибирь.- 1987.-27 мая.
  137. В. Н. «Борис Годунов» Текст. / Валерия Лендова // Молодость Сибири. 1968. — 17 октября.
  138. В. Н. Над хаосом звуков Текст. / Валерия Лендова // Петербургский театральный журнал. № 7, 1995. — С. 45−48.
  139. Л. Художник и спектакль Текст. / Л. Леонидова //Алтайская правда. 1971- 21 декабря.
  140. Г. «Служебный роман» Текст. / Г. Лифенцев // Вечерний Новосибирск. 1972. — 6 мая.
  141. А. Неожиданный «Ревизор» Текст. / А. Малинин // Советская Сибирь. 1983. — 19 октября.
  142. JI. С гражданских позиций Текст. / Л. Марголин // Тагильский рабочий. — 1983. 17 июня.
  143. Н. Перелом Текст. / Н. Маскина // Красное знамя. 1987. — 29 августа.
  144. К. «И нам сочувствие дано.» Текст. / К. Милютина // Советская Сибирь. 1979. — 8 декабря.
  145. А. Заметки о выставке Текст. / Алла Михайлова // Театр, 1967, № 8.- С. 47−58.
  146. Н. Спектакль характеров и нравов Текст. / Н. Михайловская // Вечерний Челябинск. 1983. — 23 июля.154. «Молодая гвардия» на сцене ТЮЗа Текст. // Молодежь Алтая. -1980.- 11 ноября.
  147. А. К уму и сердцу зрителя Текст. / А. Молчанова // Казахстанская правда. 1985. — 29 июня.
  148. Г. Клубочек одиночеств в лабиринте Текст. / Галина Мурзинцева // Молодость Сибири. 1988. — 21 мая.
  149. И. Поэма о любви Текст. / И. Надеждина // Молодежь Алтая. 1972. — 25 ноября.
  150. А. Пароход судьбы Текст. / Александр Надточий // Советская Сибирь. 1985. — 25 мая.
  151. М. Трагедия таланта Текст. / Марина Назаренко // Вечерний Новосибирск. — 1973. — 20 апреля.
  152. М. Дорогой классики Текст. / М. Назаренко // Вечерний Новосибирск. 1973. — 15 декабря.
  153. Ю. Конструкция и образ (Раздумья у театральных эскизов) Текст. / Юрий Нехорошев // Художник, 1962, № 8. С. 34 — 39.
  154. С. Удачное начало творческой дружбы Текст. / С. Нигматулин // Алтайская правда, 1954. — 7 июня.
  155. Л. Истина шлифуется годами Текст. / Л. Николаева // Днепровская правда. — 1972. — 7 июня.
  156. Новосибирск. Текущий момент Текст. // Театр. — 1984. № 7. С. 5565.
  157. В. Островский сегодня Текст. / В. Одиноков // Советская Сибирь. 1979. — 2 ноября.
  158. B.C. Люди не ангелы Текст. / Виктор Орлов // Вечерний Новосибирск. 1978. — 26 апреля.
  159. Г. Проба человеческой ценности Текст. / Г. Островская // Красное знамя. 1974. — 20 июня.
  160. Л. Людвиг Ларсон против Ларсонов Текст. / Людмила Пальвелева// Молодость Сибири. 1982. — 30 ноября.
  161. Л. Театральные художники Сибири Текст. / Людмила Пальвелева // Театр, 1986, № 9. С. 62−64
  162. Т. Театр глазами художника. Текст. / Татьяна Половникова // Молодость Сибири. 1982. — 1 апреля.
  163. ПоповаН. «Сослуживцы» Текст. /Н. Попова// Советская Сибирь. — 1972.-20 мая.
  164. Ю. «Накануне» Текст. / Юрий Постнов // Советская Сибирь, 1954.
  165. Е. Быть художником Текст. / Елена Ракитина // Театр, 1966, № 1.-С. 55−60.
  166. Е. Встреча с бессмертной комедией Текст. / Елена Ромодановская // Вечерний Новосибирск, 1983, 21 сентября.
  167. М. В поисках радости Текст. / Марина Рубина // Советская Сибирь. 1958.- 18 марта.
  168. М. Общий контур или срез проблем (4 мнения критики) Текст. / Марина Рубина // Вечерний Новосибирск. 1988. — 7 января.
  169. М. И. «Поговорим о странностях любви» Текст. / Марина Рубина // Театр. 1974. — № 1.
  170. М. И. Покой нам только снится. Текст. Очерки / Марина Рубина Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. — 192 с.
  171. М. «Преступление и наказание» Текст. / Марина Рубина // Советская Сибирь, 1957. 15 августа.
  172. М. И. Соучастие в раздумьях Текст. / Марина Рубина // Советская Сибирь, 1964, 1 декабря.
  173. М. Тутышкин в поисках истины Текст. / Марина Рубина // Советская Сибирь. 1980. — 22 марта.
  174. М. Этот «нетипичный» Леня Шиндин Текст. / Марина Рубина // Советская Сибирь. 1979. — 7 апреля.
  175. И. 160 премьер Текст. / И. Рудник // Алтайская правда. — 1973.- 19 мая.
  176. К. В этом неустойчивом мире Текст. / К. Рыжова // Вечерний Новосибирск. 1991. — 27 февраля.
  177. Л. Вступая в десятый сезон. Текст. / Л. Рымаренко // Молодежь Алтая. 1967. — 17 сентября.
  178. Е. Полвека одиночества, или трагедия под вязами Текст. / Е. Рябова // Алтайская правда. 1982. — 18 января.
  179. Н. Тайна тети Ани Текст. / Нина Садур // Вечерний Новосибирск. — 1982. 4 октября.
  180. С. Спектакль-исследование Текст. С. Сапожникова // Красное знамя. -1971.-6 июня.
  181. А. Огни большого города Текст. / Александр Свободин // Театр.- 1959. № 11.-С. 38−39.
  182. И. Н. «Театральный дом» в Барнауле Текст. / Ирина Свободная // Вестник культуры Алтайского края № 1 март 2001 г. Барнаул, 2001.-С. 9−12.
  183. О. Размышления у занавеса Текст. / Ольга Сенаторова // Вечерний Новосибирск. 1984. — 12 сентября.
  184. В. Сердца тревожить Текст. / В. Серебряный // Алтайская правда. 1969. — 12 ноября.
  185. Н. Звезда ранней любви Текст. / Нина Синиченко // Вечерний Новосибирск. 1982. — 13 апреля.
  186. Н. И впереди вся жизнь Текст. / Нина Синиченко // Советская Сибирь. — 1979. — 27 января.
  187. Н. Испытание сытостью Текст. / Нина Синиченко // Вечерний Новосибирск. — 1979. 20 марта.
  188. И. О любви, о надежде Текст. / И. Синько // Молодость Сибири. 1986. — 17 мая.
  189. А. Маяковский в пьесе и на сцене Текст. / А. Смеляков // Алтайская правда. 1967. — 10 июня.
  190. А. «Собака на сене» Текст. / А. Смеляков // Советская Сибирь. 1962.
  191. М. «Правда—хорошо, а счастье лучше» Текст. / М. Смирнова // Красное знамя — 1979 — 26 июля.
  192. Театральные художники Сибири Текст. // Театр, 1977, № 12. — С.112.
  193. Н. По законам комедийного мышления Текст. / Н. Тендитник // Восточно-Сибирская правда. — 1978. — 30 июня.
  194. М. Театральные художники Сибири Текст. / М. Тимофеева // Театр, 1983, № 2. С.79−81
  195. В. Урок мужества хрупкой травести Текст. / В. Толмачева // Аргументы и факты на Оби. — 2005, № 7.
  196. А. Перечитывая Чехова. Текст. / А. Тучинская // Смена. -1983.-29 июня.
  197. И. Приглашение к диалогу Текст. / Ирина Ульянина // Советская Сибирь. 1990. — 29 января.
  198. В. Музыка чувств Текст. / В. Федосеева // Театральная жизнь. 1965, № 5.
  199. И. Когда стены становятся прозрачными Текст. / Илья Фоняков // Советская Сибирь. 1973. — 9 февраля.
  200. Э. Глубокий разговор Текст. / Э. Фонякова // Советская Сибирь. 1974. — 16 февраля.
  201. И. Один день в Чулимске Текст. / И. Храмцова // Алтайская правда. 1973: — 16 декабря.
  202. В. «Большевики» Текст. / В. Цейтлин // Красное знамя. -1979.-8 июля.
  203. О. Что скрывается в шкатулке? Текст. / Ольга Черепенина // Молодость Сибири. -1981.-29 января.214'. Чумичев В. Наша Наташа Текст. / Валерий Чумичев // Вечерний Новосибирск. 1981. — 29 ноября.
  204. Е. На новосибирской сцене Текст. / Елена Шарова // Вечерний Новосибирск. — 1985. — 25 января.
  205. Е. Поэт театра Текст. / Елена Шарова // Советская Сибирь. 1990.-20 мая
  206. Ю. В художественной орбите «Дяди Вани» Текст. / Юрий Шатин // Советская Сибирь. — 1980. — 28 мая.
  207. Шах-Азизова Т. Вызов Текст. / Татьяна Шах-Азизова // Советская культура. 1988. — 2 августа.
  208. О. «Да» и «Нет» Лени Шиндина Текст. / О. Шевчук // Алтайская правда. — 1979. — 23 сентября.
  209. О. Под старой ивой Текст. / О. Шевчук // Алтайская правда. 1977.-4 мая.
  210. О. Флейта, волшебный фонарь и «щекотательная резинка» Текст. / О. Шевчук // Алтайская правда. 1979. — 29 апреля.
  211. О. Что происходит в мире деловых людей? Текст. / О. Шевчук // Алтайская правда. -1982.- 19 декабря.
  212. Т. Древо жизни — древо познания Текст. / Татьяна Шипилова // Вечерний Новосибирск. 1986. — 6 февраля.
  213. Т. Пусть театр — игра. Текст. / Татьяна Шипилова // Советская Сибирь. 1980. — 15 января.
  214. Т. Сквозь сказочный узор Текст. / Татьяна Шипилова // Советская Сибирь. 1983. — 16 января.
  215. Т. А. Имена и тенденции сценографии Новосибирска в 1960-х — 1980-х годах Текст. / Татьяна Антонова / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП 4−12 622/Ед.хр. 9.
  216. Т. А. Наталья Клемина. Четыре спектакля Текст. / Татьяна^ Антонова / Архив театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП-4 12 617/Ед. хр. 4.
  217. Т. А. Современная сценография Новосибирска Текст. / Татьяна Антонова / Архив театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП-4−12 614/Ед. хр. 1.
  218. . Н. Новосибирск Барнаул. Семидесятые Текст. / Борис Белкин — Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография — воспоминания. КП 4, № 12 623 / Ед. хр. 10.
  219. Булгакова 3. Ф. Страницы истории новосибирского ТЮЗа Текст. / Зоя Булгакова / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография — воспоминания. КП 4−12 615/ Ед. хр. 2.
  220. А. В. Художники новосибирского ТЮЗа — страницы воспоминаний Текст. / Анастасия Гаршина / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП 4−12 624 / Ед. хр. 11.
  221. В. А. Художники, с которыми я работал Текст. / Владимир Гончарик / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8073.
  222. В. Н. От бытового к поэтическому. Сценография новосибирских театров в 1960×1980х гг. Текст. / Валерия Лендова / Архив театрального музея новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография — воспоминания. КП 4−12 620/ Ед. хр. 7.
  223. Н. А. Художники «Красного факела» 1970-х годов Текст. / Наталья Никулькова / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП 4−12 616 / Ед. хр. 3.
  224. Г. Т. Страницы былого Текст. / Георгий Обухов / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8078.
  225. Д. Г. Художники Алтайского краевого театра драмы Текст. / Дементий Паротиков / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8079.
  226. Л. И. Страницы истории Алтайского театра юного зрителя Текст. / Людмила Познякова / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8074.
  227. К. Ф. Мои спектакли Текст. / Киприян Попов /Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8075.
  228. Т. С. Сергей Сергеевич Постников Текст. / Татьяна Постникова / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография — воспоминания. КП 4—12 621 / Ед. хр. 8.
  229. М. И. О сценографии и не только Текст. / Марина Рубина / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография — воспоминания. КП 4−12 618 / Ед. хр. 5.
  230. А. Н. О художниках сибирских театров Текст. / Алексей Самохвалов / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8080.
  231. И. Н. Страницы театральной истории Барнаула Текст. / Ирина Свободная / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8076.
  232. Н. В. Спектакли и художники Алтайского ТЮЗа Текст. / Нина Таякина / Архив ГМИЛИК Алтая, НВФ, № 8077.
  233. В. И. Спектакли, режиссеры, художники. Страницы воспоминаний Текст. / Валентина Широнина / Архив Театрального музея Новосибирского отделения «СТД РФ (ВТО)». Сценография воспоминания. КП 4−12 619/Ед.хр. 6.170
Заполнить форму текущей работой