Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этнокультурная панорама жизни коренных народов этого региона России, по сведению ученых, во многом определяется меридиональными миграционными импульсами. Причем, если южное воздействие не раз существенно меняло этнокультурный облик исследуемого региона, придавая ему южноуральско-прикаспийский /мезолит/, кельтеминарский /неолит/, андроноидный /бронзовый век, скифоидный /эпоха железа/ колорит… Читать ещё >

Содержание

  • 1. раздел. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ДОМИНАНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАНОРАМЫ
    • 1. 1. Модель «этнокультурная панорама обских угров» и основные подходы к её исследованию
    • 1. 2. Культурогенез в этнокультурной панораме жизни обских угров
  • 2. раздел. ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБСКИХ УГРОВ
    • 2. 1. Мифологическая картина мира обских угров
    • 2. 2. Верования и ритуалы обских угров и их место в современном обществе
    • 2. 3. Декоративно-прикладное искусство как составной элемент модели этнокультурной панорамы жизни обских угров

Этнокультурная панорама жизни обских угров: культурологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает территорию в 534,8 тысяч квадратных километров. На Западе он граничит с Уралом, на востоке — с Красноярским краем, на юге — с Ямало-Ненецким автономным округом.

Этнокультурная панорама жизни коренных народов этого региона России, по сведению ученых, во многом определяется меридиональными миграционными импульсами. Причем, если южное воздействие не раз существенно меняло этнокультурный облик исследуемого региона, придавая ему южноуральско-прикаспийский /мезолит/, кельтеминарский /неолит/, андроноидный /бронзовый век, скифоидный /эпоха железа/ колорит, то северное воздействие приводило к определенной «варваризации» южнотаежных и лесостепных западносибирских культур, выражающейся в архаизации производственного инвентаря, в проникновении на юг ряда элементов орнаментального комплекса и в существенном повышении на юге тайги и на севере лесостепной зоны удельного веса в хозяйстве охотничьих или рыболоведческих занятий. Этот тезис, прозвучавший на втором Сибирском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири» /1999 г./ актуализировал исследование, обозначенное в названии диссертационной работы.

Ханты-Мансийский автономный округ как социокультурное пространство представляет интерес для многих областей научного знания. Особенно многоаспектен культурологический срез названной проблемы, который предполагает исследование этнокультурной панорамы жизни обских угров как одного из проявлений сложного процесса социокультурного развития региона.

Подобное исследование вписывается в общий процесс развития современного общества. Географическая локализация проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы. Это дает основание считать возможным актуализировать избранную проблему и исследовать её с позиций современного культурологического знания.

Актуальность избранной проблемы обусловлена возросшим интересом общества к этнокультурной ситуации в целом по России и в регионах, в частности.

Философско-культурологическое значение исследования заключается в том, что здесь сливается эмпирический и теоретический материал, прорабатываются ситуации, значимые для будущего цивилизации.

Автор склонен утверждать, что тема данной диссертационной работы отвечает запросам культурной жизни выбранных для изучения этносов, что служит подтверждением необходимости исследования её в рамках культурологии.

Степень изученности проблемы исследования.

Изучение энокультурной панорамы жизни любого народа складывается из множества компонентов. В науке сложились различные подходы к исследованию этой проблемы. Автор опирался на достижения российской школы теории этноса и этногенеза, основанной на трудах В. Г. Богораза, Д. К. Зеленина, В. И. Иохельсона, С. П. Толстова, Ю. В. Бромлея, С. А. Токарева, С. А. Арутюнова, Л. Н. Гумилева, В. В. Пименова и других.

В диссертации использованы общетеоретические сочинения западноевропейских ученых, в ракурсе научных интересов которых были вопросы формирования этноса и этничности /Э. Тайлор, Ф. Фрезер, Л. Морган, К. Леви-Строс, Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Боас, Р. Бенекдикт, М. Мид и другие/.

Акценты в исследовании выбранной проблемы сделаны и на изучении работ российских культурологов М. М. Бахтина, В. С. Библера, Г. С. Кнабе, В. Ф. Лурье, Э. С. Маркаряна, Л. В. Скворцова, А. Я. Флиера и других.

Осмыслить историческую память как социокультурный феномен, играющий важную роль в формировании этнокультурной панорамы жизни исследуемых народов помогли труды Ю. Афанасьева, Н. И. Трубникова, Н. С. Автономовой.

История народов Северного края России, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа, систематизирована в работах Г. Ф. Миллера, А. Х. Лерберга, А.А.Дунина-Горкавича, С. И. Руденко, P.P. Полле, А. А. Рождественского, Ф. Ф. Ларионова, И, Н. Шухова и других. Все они отмечают разнообразие этнокультурной панорамы жизни этих народов и считают, что она представляет широкое исследовательское поле для различных областей знания, в том числе и культурологического. Интересны работы С. В. Иванова и других авторов, в которых анализируются особенности орнамента народов Сибири, в том числе и те, которые исследованы в данной диссертации.

Культурологический анализ источников об этнокультурной жизни обских угров осуществлен на основе публикаций А. В. Головлева, а также авторов трехтомного издания «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири»: Поселения и жилища /1 том/, Мир реальный и потусторонний" /2 том/, Орнамент /3 том/, материалов симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» /2000 г./ и Всероссийской научно-практической конференции «Культурологические проблемы развития региона» /1999 г./, малотиражной серии «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» под название «Народы Сибири и крайнего Севера в период преобразования общественно-экономических отношений» института этнологии и антропологии РАН.

Анализ источников и литературы показал, что ни одно названное исследование не претендовало на полноту информации в данном направлении, что ещё раз подтвердило актуальность выбранной проблемы.

Объект исследования — обские угры в контексте культурологического знания.

Предмет исследования — ценностно-ориентационные доминанты процесса формирования этнокультурная панорама жизни обских угров.

Цель исследования — выявить особенности и закономерности формирования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров», созданной для изучения культурогенеза, парадигмальных особенностей мифотворчества, обычаев, верований, ритуалов, декоративно-прикладного искусства этих народов. Задачи исследования:

1. Доказать правомерность существования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категории культурологического знания.

2. Выделить основные структурные элементы этой модели в контексте культурогеза региона.

3. Раскрыть значение мифотворчества в формировании этносознания обских угров.

4. Определить роль верований и ритуалов в жизни обских угров и их место в современном обществе.

5. Выявить основные закономерности в развития декоративно-прикладного искусства исследуемых народов.

Теоретико-методологические основы исследования опираются на единство философского метода познания действительности и культурологического подхода к изучению данной проблемы.

Осуществляя интеграционный подход к выявлению и характеристике отдельных структурных элементов модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», автор опирался на общетеоретические исследования в философии, культурологии, семиотике, истории, этнографии и других наук.

Специфика исследования текста основана на различных культурологических методах, в том числе моделирования, системном, сравнительно-историческом, структурно-семантическом, этнокультурном, комплексном, структурно-функциональном, а также интеграции и аккультурации.

Определенная роль в изучении предложенной модели отведена методу наблюдения, который включает опрос информаторов и полевые исследования автора диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категория культурологического знанияеё теоретическая самоценность и комплексный характер сложились на основе мониторингового подхода. Её исследование актуально в рамках региональной Программы изучения, сохранения и использования культурного наследия коренных народов Западной Сибириона может помочь отслеживанию изменений, происходящих в обществе, определять условия для сохранения и использования культурного наследия обских угров, позволит объединить все региональные национально-культурные автономии, составляющие основу самосознания, самоидентификации, истории и культуры коренных и современных народов региона.

2. Основные структурные элементы этой модели сложились в процессе культурогенеза исследуемого региона: архетипы культуры, менталитет, этнос, этносознание, этнокультура, образ жизни, язык, взгляды, формы и способы поведения, стиль мышления, мифотворчество, тотемические представления, верования, традиции, обычаи, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и другие.

3.Мифотворчество как явление в этнокультурной истории обских угров имеет две стороны: духовную и историческую. Духовная сторона мифотворчества выражает мироощущение, миропонимание и мировосприятие его создателей, играет важную роль в формировании этносознания обских угров, а значит, и их этнокультуры. Историческаяотражает этапы формирования и развития.

4. Важное место в этнокультурной панораме жизни обских угров занимают верования и ритуалы. Они сохраняются, адаптируясь к изменяющимся условиям жизни, и обогащаются, взаимодействуя и разумно сочетаясь с другими этнокультурами. Эти элементы поддерживают её уникальность, что заставляет искать новые формы краеведческого образования и воспитания в различных аспектах усвоения и использования культурно-исторического наследия исследуемых народов.

5. Декоративно-прикладное искусство обских угров как важнейший элемент сформированной модели представляет собой форму реализации сущностных сил личности посредством художественного непрофессионального творчества, осуществляемого индивидуально, в дружеском, семейном кругу или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации, как творческой, так и организационной. Основные виды современного народного творчества охватывают все социальные группы общества. Дальнейшему изучению творчества этих народов поможет исследование коллекций и публикаций музеев Ханты-Мансийского автономного округа и полевые исследования.

Научная и теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что поставленные автором цель и задачи ранее в таком ракурсе не ставились. Это позволило: ввести в научный оборот новые документы и факты об этнокультурной жизни обских угровпоказать особенности формирования культурного пространства региона, которое с одной стороны, характеризуется синхронным развитием каждого из этносов, проживающих здесь, а с другой, — процессом ассимиляции и аккультурации, ведущих к созданию их общих интересовпредложить модель «этнокультурная панорама жизни обских угров» и выделить её теоретическую самоценность и комплексный характер в контексте культурологического знаниядоказать, что ценностно-ориентационные доминанты этой модели неизменны, хотя в процессе культурогенеза трансформируются мировоззренческие ориентации народаопределить место мифотворчества обских угров как парадигмы восприятия мира в структуре названной моделивыявить особенности верований и ритуалов обских угров и определить их место в современном обществеактуализировать интерес к особенностям развития декоративно-прикладного искусства обских угров.

Практическая значимость исследования заключается в восполнении пробела в изучении этнокультурной панорамы жизни обских угров с точки зрения культурологического знания.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий, программ, лекционных курсов по гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Основные результаты исследования излагались автором в лекционных и практических курсах «Этнокультура обских угров», «Краеведение», а также в публикациях и научных конференциях в 1999;2001 гг.

I раздел. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ДОМИНАНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПАНОРАМЫ ОБЩЕСТВА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование избранной проблемы показало, что Ханты-Мансийский автономный округ с его полиэтничным, многоликим и разноязычным населением представляет собой образец национального мира, братского сотрудничества народов. Предложенный опыт формирования модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», населяющих этот регион, доказал, что современный этнический состав его населения отличается динамичностью. Она формировалась на протяжении длительного времени и представляет собой множество народов: русских, украинцев, белорусов, хантов, манси, ненцев и других.

Специфика этнических процессов, происходящих в рассматриваемом регионе, заключается в том, что этнокультурная общность, глубокие исторические контакты и связи народов создали благоприятные условия для их сближения и ассимиляции.

Мы учли и тот факт, что здесь сложилась определенная языковая ситуация, при которой представители обских угров, наряду со своими родными языками, свободно владеют русским языком, важную роль приобретают процессы внутриэтнической консолидации каждого из народов, дальнейший рост их самосознания.

Интерес к культуре обских угров привел соискателя к необходимости изучения её ценностно-ориентационной доминанты с разных точек зрения: методологических позиций, культурогенеза, формирования их самосознания, верований и ритуалов, традиций, мифотворчества как парадигмы восприятия мира, декоративно-прикладного искусства.

Это позволило выявить и теоретически обосновать основополагающие факторы правомерности существования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров» как категории культурологического знания, выделить основные структурные элементы этой модели в контексте культурогенеза региона, проследить эволюцию формирования исследуемого феномена.

Выявленные и изученные материалы позволили сделать следующие теоретические выводы и обобщения по поводу формирования модели «этнокультурная панорама жизни обских угров».

1. В исследуемом регионе проживают народы, которые в результате взаимодействия друг с другом сформировали культурное пространство, где, с одной стороны, продолжается синхронное развитие каждого из этносов, сохранение его идеологемы, обычно связанной с религиозными взглядами, а, с другой, происходит процесс ассимиляции и аккультурации, ведущий к созданию новой типологии культуры.

2. Исследование показало, что за годы формирования «модели этнокультурной панорамы жизни обских угров» осуществлен переход от повседневно-бытовой фольклорной традиции к усвоению различных форм профессионального искусства, произошло преобразование, осовременивание и сохранение многих традиций и обрядов, активно воспринимаются достижения многих культур, особенно русской.

3. Существенный вклад в формирование предложенной модели внесли: печать, средства массовой информации, фольклорные ансамбли, оркестры, конкурсы, декады искусства, а также собирательская, научно-исследовательская деятельность различных народов региона. Сейчас в автономном округе успешно формируется профессиональное искусство, организована писательская организация, центр народного творчества и другие очаги формирования самосознания народа. Здесь развивается народно-поэтическое и декоративно-прикладное искусство, продолжает расти отряд художественно-творческой интеллигенции, создаются различные формы профессионального искусства. И все они сохраняют самое ценное в культуре каждого народа, одновременно формируя общие черты, объединяющие всех для строительства демократического государства.

4. Полиэтническое общество — результат исторического взаимодействия различных этнических культур. Этническая история обских угров в этом смысле показательна.

5. Методологической основой изучения модели «этнокультурная панорама жизни обских угров», несомненно, стал подход, консолидирующий эти народы в решении проблем сохранения хозяйственных традиций, самобытной культуры и быта, направленный на активное участие их в общественном развитии России с одновременным сохранением родного языка, поддержанием национального самосознания, развитием народного творчества.

В последние годы вопросам возрождения и развития культуры, формирования самосознания народов, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ, уделяется больше внимания. Но для создания условий полноправного формирования панорамы жизни обских угров, их культуры и языка требуется решение целого комплекса политических, экономических, социальных, культурных, кадровых и других проблем. Без заботы о развитии каждого этноса и нации не может быть обеспечен процесс общественного развития, а, следовательно, и этнокультурной панорамы в целом.

В этой связи фиксируется ряд существенных позитивных моментов. Во-первых, речь идет о возрождении традиционной для народов веры, что необходимо для возрождения культурных традиций народов, упрочения их этнического самосознания.

Во-вторых, сложилась психологическая атмосфера взаимного уважения, необходимого для нормального воспроизводства всей полноты мировоззренческого содержания этнического самосознания и для устойчивого поддержания внутриэтнического единства и согласия.

В-третьих, наблюдается взаимное признание представителями разных этносов традиционных мировоззрений друг друга.

Огромное большинство населения считает возрождение традиционной культуры делом необходимым, благородным и достойным. Большую роль в этом призвана сыграть деятельность Ассоциации «Спасение Югры». Конкретно же деятельность Ассоциации считают очень нужной и полезной для возрождения культуры народов Севера 36,7% опрошенных представителей коренного национального населения и 19,8% русских.

Заканчивая исследование, соискатель полагает, что совокупность предложенных выводов и предложений даст довольно полную картину формирования модели «этнокультурной панорамы жизни обских угров», её специфических особенностей, а также общего в культуре и быте соседних народностей.

Материалы и ряд обобщений и выводов будут полезными для изучения структурных составных элементов этой модели.

День сегодняшний есть следствие для вчерашнего и причина грядущего в нем узнается сегодня. Жизнь ставит перед нами множество вопросов, некоторые из них менее важны, другие более существенны, от решения некоторых зависит все.

Этнокультурная история обских угров уходит в глубокую древность. Наибольшие родоплеменные группы, оказались в стороне от цивилизаций, тысячелетиями находились в стадии первобытнообщинного строя. Они сумели приспособиться к экстремальным условиям Севера, создали самобытную и материальную культуру потому, что она сильна их образом жизни. Опыт их выживания в суровой природной среде — бесценное состояние человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Западная Сибирь на рубеже веков. Свердловск, 1979.
  2. В.П. Становление человечества. М., 1984.
  3. В.Л. О перестройке мышления: (Диалог с читателями). М.: Знание, 1988.
  4. Антропология манси. ИЭ АН СССР, 1989.
  5. А.И. Введение в культурологию. М., 1993. — 349 с.
  6. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.
  7. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  8. С.А., Чебоксаров Н. П. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. — Вып. 2. — С. 36−42.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. -М.: Мысль, 1984. 318 с.
  11. П.Балакин Ю. В. К вопросу изучения семантики бронзолитейных изображений Западной Сибири эпохи железа // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов и сопредельных территорий. Омск, 1979.
  12. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе (Методол. аспекты проблемы) / B.C. Барулин. М., 1977. — 143 с.
  13. В.Н. Избранники духов. М., 1984.
  14. Н.Белик А. Концепция А. Маслоу — шаг на пути к созданию синтетической теории человека // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1991.
  15. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. / Учебное пособие. -М., 1998.
  16. А.А. Психологическая антропология. М., 1993.
  17. А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований «Культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989.
  18. Н.А. Национальность и человечество // Судьба России. М., 1918. -С. 93−101.
  19. JI. Сибирский просветитель. Свердловск, 1973.
  20. JI. Тюменский музей и писатели XIX в. Свердловск, 1970.
  21. Близок крайний Север // Сб. зимних праздников. Тюмень, 1982.
  22. В.Г. Восемь племен / Вступит статья В. Муравьева. Магадан, Кн. изд-во, 1979.-270 с.
  23. Ю. Этнос и этнография. М., 1973.
  24. Ю.В. По дольный Р.Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
  25. Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории).-М.: Наука, 1981.-390 с.
  26. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / АН СССР, ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987.-333 с.
  27. С.И., Чебоксаров Н. Н., Чеснов Я. В. Проблемы этнического развития зарубежной Азии // Вопросы истории. 1969.- № 1. — С. 98−99.
  28. Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. М., 1996. — 335 с.
  29. В.М. О развитии народного искусства // Творческие проблемы современных народных промыслов. JI., 1981. — С. 45.
  30. И.С. Заключение // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. JL, 1981.31 .Вебер М. Избранное. Образ общества: / Пер. с нем. М., 1994. — 702 с.
  31. А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
  32. Востряков J1.E. Региональные программы развития сферы культуры: модель реализации в современных условиях (на примере Архангельской области) // Ориентиры культурной политики. М., 1998. — № 2. — С.39−56.
  33. Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. Х.Г. Гадамер- Общ. ред. и вступ. ст. (С.5−36) Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.-699 с.
  34. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
  35. Г. Д. Национальный космо психо — логос // Вопросы философии. -1994-№ 12-С. 59−78.
  36. И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Новосибирск, 1986.
  37. Т. Н. Технологическая характеристика традиций хантыйских и мансийских вышивок // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995.
  38. А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
  39. А.В., Перевалова Е. В. Очерк этнографии хантов Сургутского Приобья. Тобольск, 1993. — 225 с.
  40. А.И. Местное самоуправление и культура // Ориентиры культурной политики М., 1998. — С. 57−62.
  41. H.JI. Культ медведя у иногородцев Северо-Западной Сибири / В сб. труды этнографического Отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн.8, 1888.
  42. А. А. Пушкарев JI.H. Предисловие // Пушкарев J1.H. /отв. ред./. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.) М., 1994.
  43. И. Очерки истории Тюменской области. Тюмень. ИПО, 1994.-357с.
  44. Гумилев J1.H. Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя -1988. № 4.-С. 212.
  45. JT.H. Историко-философские труды князя И.С. Трубецкого // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. — С. 31−54.
  46. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. — 526 с.
  47. П.С. Расы и народы: Ежегодник. М., 1993.
  48. Э. Философия как строгая наука: Пер. с нем. / сост. и примеч. О. А. Сердюкова. Новочеркасск, 1994. — 354 с.
  49. Н.Я., Исупов Н. В. Народы Северо-Западной Сибири в XX в. -Новосибирск, СОР АН, 1997.
  50. И.Л. К вопросу о семантике некоторых предметов шаманского культа// Сб. МАЭ. Т.41. Л., 1987.52.3аворихин С. П. Ворота в Сибирь. Тюмень, 1981.
  51. С. Материалы орнамента: К проблеме культурно-исторических связей хантов и манси // Советская этнография. 1952. — № 3. — С. 87.
  52. С.В. Народный орнамент как исторический источник / К методике изучения/ // Кунсткамера: Избр. ст. Спб, 1995. — С.201−233.
  53. С.В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири. М., 1961.-С. 369−434.
  54. С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.: Наука, 1963.
  55. С.В., Топоров В. Н. Структурно-типологический подход к семантической интерпретации произведений изобразительного искусства в диахроническом аспекте // Труды по знаковым системам. Т. VIII.61 .Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  56. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. — М., 1993, —С. 134−289.
  57. Исаева Т. А Мифопоэтические парадигмы мировосприятия восточных хантов / Западная Сибирь, история и современность. Краеведческие записки. Вып. 1. Нижневартовск. — 1998.
  58. История ментальностей, историческая антропология: Зарубеж. исслед. в обзорах и реф. / РАН, Ин-т всеобщ, истории, Рос. гос. гуманитар, ун-т. -М., 1996.-254 с.
  59. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, 1987.
  60. М.С. Философская теория ценности. Спб., 1997.
  61. К.Э. Из прошлого Сибири // Новосибирский университет. Межвузовский науч. труд, 1996.
  62. А. Соблазн простых решений // ДИ СССР. 1987.-№ 1. — С. 19.
  63. Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980.
  64. Н. Исторический метод антропологической школы Ф.Боаса /: Культурология. Дайджест. 1999. — № 3.- С.44−45.
  65. Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. — T.I.
  66. Кенин-Лопсан. Мифологические корни тувинских шаманов // ЭО. 2000. -С. 80.
  67. Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995. -№ 5. с. 15,17.
  68. И.А. Языки соседей. Тюмень СОР АН, 1996.-124 с.
  69. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтнических государствах М., 1994.
  70. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. — М., 1971.-С. 17−28.
  71. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  72. А.И. Культура русского населения Сибири в XVII—XVIII вв.. -Новосибирск, 1962.
  73. Д. Народов малых не бывает. М., ЭЭС «Молодая гвардия», 1991.-420 с.
  74. М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981.
  75. Космогония и миф // Культурология: Дайджест. М., 1999. — № 3/11/. — С. 146−156.
  76. М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
  77. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
  78. Краткий этнологический словарь. М., 1998 — С. 81, 86.
  79. В.Г. Индивидуальное и коллективное: антиподы или стороны одной медали? М.: Знание, 1990. — 61 с.
  80. В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.-
  81. В.М. Медвежий праздник у ваховских хантов // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972.
  82. В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
  83. В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд- во Том. ун-та., 1984, — 188 с.
  84. Культура традиции — образование. Ежегодник. Вып. № 3−4: Постижение культуры. Концепции Диалоги. Дискуссии. Российский институт культурологии. — 1995. — 292 с.
  85. Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII нач. XX вв. -Новосибирск, 1985. — 237 с.
  86. Культурология. XX век: Антология: Перевод / Сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  87. Культурология. Энциклопедия. М., 1999.
  88. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  89. М.М. Национальное самосознание. Ростов-на-Дону, 1993.
  90. Ю.В. Историко-философская концепция Л. Фейербаха: Теория, методология, конкретн. результаты. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1981. — 166 с.
  91. Э. Жить при многообразии культур: Философия культуры // Экология и жизнь. 1999. — № 4. — С. 9−10.
  92. М.Н. Этническая и кросс-культурная? К вопросу о методологии отечественной психологии // Этническая психология и общество. — М., 1997. —С. 26−29.
  93. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. -237 с.
  94. Г. Психология народов и масс. М., 1896.
  95. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 608 с.
  96. Леви-Стросс К. Структурная антропология М., 1985.
  97. Л. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы / Вест. Моск. ун-та. Сер.7.Философия. 2000. № 1. — С. 46.
  98. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. М., 1990, -№ 4.-С. 3−6.
  99. Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
  100. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
  101. А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. — 483 с.
  102. Н.О. История русской философии: пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.
  103. С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  104. Н. В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
  105. Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990.
  106. Р.Г. Традиционные украинские амулеты // Древняя культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск, 1979.
  107. Н. На оленьих тропах. Свердловское книжное издательство, 1982.
  108. Э.С. Человеческая деятельность. Ереван, 1972.
  109. Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство «Блиц», 1994. — 155 с.
  110. Маски народов Сибири. Л., 1975.
  111. Г. С. Ареально-типологические особенности орнамента населения северо-западной РСФСР //Проблемы типологии в этнографии. -М., 1979.
  112. Е.С. К методике полевого изучения орнамента //Полевые исследования института этнографии. М., 1977.
  113. А. Новые рубежи в развитии человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
  114. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
  115. Н.П. Энеолитическая стоянка в Сургутском Приобье // Вопросы археологии Приобья. Тюмень, 1979.
  116. А.В. К вопросу об изучении национального характера // Социально политический журнал — 1995 — № 1. — С. 207−210.
  117. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч. тр. / Удм. гос. ун-т, Ин-т человека, каф. философии- Редкол.: А. А. Разин (отв. ред.) и др. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 125 с.
  118. Ментальность россиян. Под ред. Дубова И. Г. М., 1997. — 476 с.
  119. Г. Ф. История Сибири. М.-Л., 1937. 1941.-Т.1−2.
  120. В.Г. Историография Сибири (домарксистский период). М., 1970.
  121. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1992.
  122. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. — 568 с.
  123. В.М. Шаманство. М., 1982.
  124. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. 480 с.
  125. Народы Сибири. М.-Л., 1956.
  126. А.А. Промысловая операция Сибири. Тюмень, 1988.
  127. Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. —М, 1990,—Т, 1, —С. 233.
  128. С. Праздники тундры. Тюмень, 1989.
  129. А.П., Васильевский Р. С. Изображение медведя в неолитическом искусстве Северной Азии //Звери в камне. Новосибирск, 1980.
  130. А.К. На краешке земли. Свердловское книжное издательство, 1990.-378с.
  131. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  132. Э.А. Теоретические основания построения критериев оценки социальной эффективности программ (проектов) социокультурного развития // Ориентиры культурной политики. М., 1998. — № 2. — С. 9−38.
  133. А.Б. Образ медведя в лечебной магии народов Нижнего Амура и Сахалина // Религиоведческие исследования в этнографических музеях.-Л., 1990.
  134. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
  135. Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977.
  136. Н.В. Вехи жизни // Краеведческий очерк, 1995.
  137. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 421 с. (стр. 174 176).
  138. Н.В., Шумакова Е. В. Очерки семантики кулайского искусства. М., 1991.
  139. Л.П. Алтайский шаманизм. -М., 1991.
  140. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.-Л., 1976.
  141. Е.Д. Шаманские бубны. В кн.: Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
  142. В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
  143. Н. Одежда хантов. СМАЭ, Т. XV, 1953. С. 201.
  144. Т. Искусство художественных промыслов как одна из форм современного народного творчества // Народные художественные промыслы и современная культура. М., 1980. — С. 51−52.
  145. Н.К. Человек и природа. М., 1994.
  146. A.M. Этнос и его подразделения / К проблеме гетерогенности этноса // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнических процессах. Уфа, 1989. — С.72−77.
  147. К. К науке о личности // История зарубежной психики. М., 1986.
  148. A.M. Красная книга ремесел. Барнаул, 1990.
  149. Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
  150. . Макрокосмос в микрокосмосе народного искусства / Декор, искусство СССР. 1975. — № 1. — С.30−33,53- № 3. — С.38−43.
  151. М. Космогонический миф и картина мира обских угров / Обские угры. Материалы 2-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири. Тобольск-Омск, 1999. — С.194−196.
  152. Р.В. Древняя языческая религиозность. Спб, 1993.
  153. Р.В. Древняя языческая религиозность. Спб.: Изд-во ВГК, 1993.- 136 с.
  154. Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. -М., 1988.
  155. Ю.И. Общество, страны, народы // ЭО. 1996. — № 2.
  156. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // ЭО. 1996. -№ 1.-С.З.
  157. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  158. З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. — 204 с.
  159. В. Проблема самосознания культуры. Культурология. Дайджест. 1999. — № 3. — С. 204−205.
  160. Jl.В. Россия: Истина жизни. Информационная культура и политика мультикультурализма // Культурология XX век. Дайджест Социология культуры и искусства. М., 1998. — С. 237−240.
  161. Т.И. Культурный регионализм возрождение культурной жизни // Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. — М., 1998. — Вып. 3/20/. — С. 53−67.
  162. З.П. Общее и особенное в религии народов Сибири (конец 19-начало 20 века). Л., 1975.
  163. Л. Семантика древнего орнамента // Декор, искусство СССР. 1980. — № 9.
  164. B.C. О народности и народных делах // Соч. В двух тт. М., 1989. -Т. 1.-С. 279−292.
  165. B.C. Общий смысл искусства. Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.
  166. Ю.С. Константы: Словарь рус. культуры. М., 1997. — 824 с.
  167. Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. — С. 97 104.
  168. B.C. Культуры эпохи раннего металла Северного Приуралья -М., 1988.
  169. Е.Т. Из глубины веков. Тюмень, 1996. — 280 с.
  170. Л. У бога за пазухой. Т: СООРТ-Дизайн, 1995.-240 с.
  171. Э. Первобытная культура. М., 1987.
  172. В. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
  173. В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации: Доклад на заседании Президиума РАН 23 февраля 1993. М., 1993.
  174. А. Постижение истории: Сборник / Перевод с англ. Е. Д. Жаркова- Предисл. В. И. Уколовой- Послесл. Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс. Культура, 1996. — 606 с.
  175. А. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой- Предисл. В. И. Уколовой- Авт. коммент. Д. Э. Харитонович. М.- СПб.: Прогресс. Культура: Ювента, 1996. — 477 с.
  176. С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд-е, испр. и допол. -М., 1976.
  177. СА. Ранние формы религии. М., 1989. — С. 267−271.
  178. Топорков A. J1. Теория мифа в русской филологической науке XIX века.- М.: Индрик, 1997.-456 с.
  179. Дж. Словарь символов / Пер. с англ. М., 2001. 489 с.
  180. Р.П. Мифология и религия в культурологических теориях России: Вторая половина 19 века // Культурология XX век: Дайджест: Социология культуры и искусства /РАН. М., 1998. — Вып.3.7. — С. 40−45.
  181. Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. — 798 с.
  182. JI.A. Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985.
  183. П.Г. Традиционные виды искусства народов Севера. -Тюмень, 1994.
  184. П.Г. Традиционные виды искусства народов Севера. -Тюмень, 1994.
  185. О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: Проблемы менталитета. М., 1994.
  186. Ю.М. Сумма антропологии. Ч. 1: Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. — 2-е изд.
  187. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 833 с.
  188. Е. Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. Спб., 1994.
  189. Н. В Филин с «человеческим ликом» или забытый сюжет в культуре обских угров // Обские угры. Материалы конференции. Томск -1999. — С.202−204.
  190. Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1−2, Спб., 1992.
  191. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. -576 с.
  192. А .Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образовательный вестник, 1996. № 5.
  193. Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
  194. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
  195. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1915.
  196. К.Н. Национальное самосознание и интернациональное поведение. JI., 1989.
  197. С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994.
  198. П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. — Т1. — С. 325.
  199. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
  200. Н.Н. Языки коренных народов Севера //Межвузовский сб., Новосибирск, 1995.
  201. В. Исчезнувшее искусство /Узоры, выдавленные зубами на бересте у манси/: Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, № 3 /май-июнь/. — М., Наука, 1964. — С. 53−63.
  202. Чернецов Нижнее Приобье в 1 тысячелетии нашей эры // МИА, М., № 58.-С. 139, 162.
  203. О.В. Психологические аспекты роста национального самосознания русских // Этническая психология и общество. М., 1997. -С. 127−131.
  204. С.В. Человек и этничность // ЭО. 1994. — № 6.
  205. С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994. -№ 6. С. 40.
  206. И. Программа культурно-национальной автономии: создание и варианты //Вопросы истории. 1999. № 4−5. — С. 70−81.
  207. Ф. Философия искусства. М., 496 с.
  208. Л.И. Этноконфессиональная общность: к проблеме эволюции субэтносов. В кн. Расы и народы. М., 1991. — С. 31−46.
  209. П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии // Этническая психология и общество. М., 1997. — С11−17.
  210. Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Сочинения. -М., 1989.-602 с.
  211. Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
  212. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценност. выбора / Ю. А. Шрейдер- Рос. акад. наук. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 206 с.
  213. Л.И. Этнография и фольклор. Санкт-Петербург-Чимкент, 1992.
  214. В.И. Очерки по истории земледелия Сибири XVII в. М., 1956.
  215. Л.В. Национальный культурный проект в идейном мире П.Я. Чаадаева // Вест. Моск. ун-та. Сер.7.
  216. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. — № 1.
  217. М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. — 144 с.
  218. Энциклопедический словарь по философии. М., 1999.
  219. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
  220. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987.
  221. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  222. Юнг К. Проблема души нашего времени. М., 1994.
  223. Янде Нина. Я родом из тундры. Тюмень, Софт-Дизайн, 1995. — 256 с.
  224. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.1. Авторефераты диссертаций:
  225. С.М. Нация и ее психический склад: Автореф. дисс. докт. философ, наук. М., 1969.
  226. М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры: Автореф. дисс. канд. философ. наук-М., 1994.
  227. B.C. Формирование культурно-мифических архетипов русского национального самосознания (методологические аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
  228. С.А. Этнокультурная семантика народного орнамента /на материале украинского рушника конца XIX середины XX вв. / Автореф. докт. дис. М., 2000.
  229. B.C. Народная культура как социальное явление. Автореферат дисс на соиск. учен степени докт. философ, наук. Свердловск, 1984.
  230. Н.С. Нац. Самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях: Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 1993.
  231. Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley.- Lo Angeles, 1978 and anerder.
  232. Eliade M. Le chamanisme et les technigues archaijues de lestase. Paris? 1951. P. 18.
  233. Glajer N/ Moynihan D. Beyond the melting pot. Cambridge, 1956,
  234. Inglis Ch. Multiculturalism: New policy responses to Diversity /UNESCO Management of social tragsformations.- P., 1996.- P.4.163
  235. Kallen H.M. Cultural pluralism and the American idea. Philadelphia, 1956.
  236. Kracke W. H. Reflections on the Savage Self Introspection, Empathy and Anthropogy // Suerez-Orozco M.M. /ed./ The Making of Psychological Anthropology 11.- Harcourt Brace College Publisher, 1994.
  237. Kroeber, Kluc- khohn, 1963. P. 357.
  238. Mauss, 1967. P. 1, 77- Boas, 1938. P. 5.
  239. Nowak M. The rise of unmeltable ethnics. N. Y/, 1972.
Заполнить форму текущей работой