Идеал святости.
История отечественной культуры
Крестившись по византийскому обряду, Русь принимает и православие с центральной для него идеей святости. Это понятие сводится в принципе к трем основным моментам: во-первых, оно выражает установку на сакрализацию («оцерковление») бытия, изъятие его из-под власти злого начала и возвращение к первозданной целостности и чистоте; вовторых, в нем сконцентрировано представление о жизни как… Читать ещё >
Идеал святости. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Крестившись по византийскому обряду, Русь принимает и православие с центральной для него идеей святости. Это понятие сводится в принципе к трем основным моментам: во-первых, оно выражает установку на сакрализацию («оцерковление») бытия, изъятие его из-под власти злого начала и возвращение к первозданной целостности и чистоте; вовторых, в нем сконцентрировано представление о жизни как богоуподоблении, подражании жертвенному подвигу Христа; наконец, в-третьих, святость означает твердость духа и «стояние в вере» вплоть до принятия мученичества, очищение ума от страстных помыслов и мысленных прегрешений. В целом, святость может быть определена как «жизнь в Боге», и этот идеал равно приложим как к отдельному человеку, так и к целому народу, государству.
Русские святые.
Почитание святых составляет важнейшую особенность русского православия. Значительная их часть была перенесена из Византии вместе с христианством. Среди святых едва ли не первое место занимает Николай Мирликийский (Никола Чудотворец), культ которого в народе ставили на один уровень с почитанием самого Христа.
Но на Руси очень рано началась и канонизация местных святых. Уже в первое десятилетие существования христианства к лику святых были причислены княгиня Ольга и митрополит Михаил. В XI в. к ним добавляются еще 35 святых, в XII в. — 55, в XIII в. — 47, в XIV в. — 65, в XV в. — 106, в XVI в. — 75, в XVII в. — 37. Все они «прославились» в основном «доброделанием», подвижничеством: «ови бо бяху постници крепци, ови же на бденье, ови на кланянье коленьное, ови на пощенье чрес день и чрес два дни, ини же ядуще хлеб с водою, ини зелье варено, друзии сыро»1. Их «украшением» были «божественная любовь», покорность и послушание. Никто из них не обременялся познанием наук и философии. Об основателе древнерусского монашества Феодосии Печерском говорилось: «И благодать Божия с ним и Дух Святый из млада въселися в нь. Къто исповесть милосердие Божие, се бо не избьра от премудрых философ ни от властелин град пастуха и учителя инокыим, но да о семь прославиться имя Господне, яко груб сы и невежа премудрей философ яви ся»[1][2]. Словом, святой отвращался от Афин, делая выбор в пользу Иерусалима, т. е. оставлял дольнее ради достижения горнего.
Канонизация святых продолжалась и в последующие века. Полный их список включает 2418 подвижников, из них мучеников — 1514, остальные — преподобные, святители, блаженные, равноапостольные[3]. Молитвенное обращение к святым неотъемлемо от сущности православной веры.
- [1] Повесть временных лет. С. 125.
- [2] Успенский сборник XII—XIII вв. М. 1971. С. 73.
- [3] -1 См.: Книга глаголемая. Описание о русских святых с прибавлением полного списка русских святых. М., 1995. С. 291−314. Эти данные были опубликованы еще до прославления российских новомучен и ков советского периода. С учетом же того, что в XX в. уже кначалу 1922 г. было расстреляно 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, число русских свя-тых-подвижников увеличивается в десятки раз.