Театральная и музыкальная жизнь
Театр был не только темой и метафорой, но и источником, к которому беспрестанно обращались мастера других искусств: литературы, архитектуры, живописи. Например, литературные произведения приобретали черты театральности, имея строение и форму по которой читатель мог зрительно представить написанное, следить за событиями, разворачивающимися на страницах произведения, как если бы он следил за ними… Читать ещё >
Театральная и музыкальная жизнь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В самом начале XVIII в., в 1702 г., учрежден первый публичный театр в России. В «Комедийной храмине» на Красной площади в иностранных пьесах выступала труппа певцов и музыкантов из Германии. Но представления успехом не пользовались, и театр был расформирован. В 1714—1715 гг. существовал театр при дворе царевны Натальи Алексеевны.
До середины XVIII в. для выступлений в царском дворце и во дворцах вельмож приглашались зарубежные труппы. Но с развитием национальной культуры появилась острая потребность в русском театре. Еще при Елизавете Петровне были созданы школьные театры при учебных заведениях — Шляхетском корпусе Петербурга, Московском университете.
Подлинно всероссийскую славу снискал первый русский драматический профессиональный театр, созданный купцом Федором Полковым (1729−1763) в Ярославле в 1750 г. Через два года императрица Елизавета Петровна вызвала всю актерскую труппу в Петербург, где в 1756 г. был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий публичный театр». В нем Ф. Волков был блестящим актером, режиссером, поэтом, драматургом, музыкантом, декоратором, а затем стал и директором.
В 1750 г. императрица Елизавета Петровна своим указом разрешила устраивать представления в частных домах. Крупнейшие русские вельможи стали создавать собственные театры в своих имениях или столичных дворцах. Только в Москве и Подмосковье их было более 50. Труппу таких театров составляли крепостные актеры. Среди наиболее прославившихся — крепостные театры графов Шереметевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Великолепием постановок и дивным талантом актрис, таких, как оперная драматическая актриса Прасковья Жемчугова — Ковалева (1768−1803), балерина Татьяна Транатова-Шлыкова и др., эти театры зачастую превосходили казенные.
«Атмосфера праздника, свойственная русской культуре XVIII века, явилась одним из её специфических свойств и находилась в прямой связи с театральными элементами».
Исследователи не раз отмечали, что праздники XVIII столетия весьма схожи с театральной постановкой — они развивались по продуманному сценарию, в котором есть свой пролог (приезд, осмотр дома и парка), завязка (обед, кульминация спектакля); развязка (вечерние увеселения и иллюминации), а завершает торжество эпилог — ужин и разъезд.
Театр был не только темой и метафорой, но и источником, к которому беспрестанно обращались мастера других искусств: литературы, архитектуры, живописи. Например, литературные произведения приобретали черты театральности, имея строение и форму по которой читатель мог зрительно представить написанное, следить за событиями, разворачивающимися на страницах произведения, как если бы он следил за ними в театре. Читатель не только рассматривал поэтические картины, созданные автором, но и воспринимал их в театральной динамике.
В 1773 г. при Воспитательном доме в Москве было открыто первое в России балетное училище. В 1779 г. в Петербурге было открыто театральное училище. А в 1783 г. указом Екатерины II был учрежден специальный комитет для управления театральными зрелищами и музыкой.
Музыкальную жизнь первой четверти века отличали несложные бытовые формы: танцевальная, военная, застольные мелодии. Получила распространение игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Представители знати были обязаны посещать выступления любительских оркестров. В дни государственных и военных праздников звучало многоголосное пение ансамбля или хора певцов без сопровождения музыки (канты). В 1729 г. специальным указом Петра II был создан первый придворный оркестр, а в 1730 г. в России впервые были написаны ноты с гравировальных досок.
При Екатерине II начинает складываться русская композиторская школа. В 1756 г. была поставлена одна из первых российских опер «Танюша, или Счастливая встреча» (текст И. А. Дмитриевского, музыка Ф.Г. Волкова). Большой популярностью пользовались оперы Д. Бортнянского (1751−1825) — «Празднество сеньора», «Сын соперник» и др.; В. Пашкевича (ок. 1742−1797) — «Скупой», «Не счастье от кареты»; Е. Фомина (1761−1800) — «Ямщик на подстл ве», «Орфей», «Американцы»; М. Соколовского — «Мельник — колдун, обманщик и сват».
О.А. Козловский (1754−1831) стал автором музыки русского на ционального гимна «Гром победы раздавайся» (на слова оды Г. Державина).
Получили развитие такие музыкальные жанры, как русский романс, героико-патриотические хоровые и инструментальные произведения и др. В 1774 г. началось издание первого русского музыкального журнала «Музыкальные увеселения». Первое русское концертное общество «Музыкальный клуб» было открыто в доме графа Чернышева в 1772 г.