Предисловие.
История зарубежной литературы эпохи реализма (вторая треть xix века)
По курсу существует обширная научно-критическая литература, в том числе учебная, касающаяся как отдельных периодов, так и конкретных монографий о писателях. Речь идет о таких направлениях, как стендалеведение, бальзаковедение, теккерееведение, флобериана и т. д. Этот список может быть дополнен книгами, связанными с анализом романов Бальзака «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», Флобера «Саламбо… Читать ещё >
Предисловие. История зарубежной литературы эпохи реализма (вторая треть xix века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Настоящий курс, охватывающий в основном вторую треть XIX века и связанный с предыдущим (первая треть столетия), изучается обычно в 5-м семестре классического филологического бакалавриата. В рассматриваемое время происходит становление критического (или классического) реализма и одновременно творят поздние романтики во Франции, переживает подъем романтическое движение в США (до исхода столетия).
В центре курса — важнейшая историко-теоретическая проблема реализма, вершинные образцы которого, прежде всего в романном жанре, мы наблюдаем во Франции (Стендаль, Бальзак, Флобер) и в Англии (Диккенс, Теккерей, III. Бронте). Их наследие, а также поэзия Беранже, новеллистика Мериме, станут предметом особого внимания как в лекционном курсе, так и в семинарских занятиях. При изучении наследия классиков реализма в поле зрения должны оказаться не только их поэтика и писательское мастерство, но и познавательное значение их произведений, социальноэкономические, психологические открытия, ими достигнутые. Их традиции будут развиваться и обогащаться многими большими художниками уже в XX веке. Все это — свидетельство того, что реализм в его классическом варианте — не замкнутая схема с набором закрепленных признаков, а развивающаяся система, способная к обогащению и отклику на новый исторический опыт, философские представления и знания о мире и человеке.
Важный момент в настоящем курсе — это учет углубляющихся и расширяющихся русско-зарубежных связей, а главное, освещение той продуктивной роли, которую стал играть русский реализм, начиная с творчества Достоевского, Толстого, а позднее Чехова, Горького, для мастеров слова на Западе.
По курсу существует обширная научно-критическая литература, в том числе учебная, касающаяся как отдельных периодов, так и конкретных монографий о писателях. Речь идет о таких направлениях, как стендалеведение, бальзаковедение, теккерееведение, флобериана и т. д. Этот список может быть дополнен книгами, связанными с анализом романов Бальзака «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», Флобера «Саламбо»; рецепцией Стендаля, Диккенса, Теккерея в России и др. В качестве учебного пособия может быть использовано пособие: Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы XIX века. Кн. 2. (М.: Изд-во МГПУ, 2012). В нем имеются хронологическая таблица и методические указания.
Изучив настоящий курс, студент должен овладеть следующими компетенциями:
знать необходимые факты историко-литературного процесса второй трети XIX века, а также обязательные художественные тексты;
умение оценивать и анализировать литературные произведения, опираясь на современную литературоведческую методологию и методику;
владеть материалом, расширяющим и углубляющим научную подготовку, для применения его в практической педагогической и просветительской деятельности, а также использования содержащегося в ней гуманистического, нравственного потенциала для воспитания и становления, духовного обогащения специалиста-гуманитария.