Основные этапы и концепции развития менеджмента
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента — это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений. Теоретической платформой преобразований в области… Читать ещё >
Основные этапы и концепции развития менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этапы развитие теории и практики менеджмента
Для наиболее полного изучения тенденций развития современного менеджмента необходимо рассмотреть и изучить основные этапы его становления. Развитие теории и практики менеджмента подразумевает под собой единый сложный процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Возникновения менеджмента было обусловлено следующими социально-экономическими факторами: развитие реального общественного и затем промышленного производства; появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути; развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента — это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
В настоящее время в специальной литературе принято выделять несколько этапов развития менеджмента (см. таблицу 1):
Таблица 1— Этапы развития менеджмента.
Период истории. | Название этапа. | Специфика этапа. | Особенности развития менеджмента. |
V тысячелетие до н.э. | Религиозно-коммерческий. | Возникновение в Древнем Шумере письменности. | Появление особого слоя жрецов, связанных с торговыми операциями. Именно эти жрецы впервые стали профессионально использовать управленческие навыки. |
1760 г. до н.э. | Государственно-законодательный. | Создание царём Хаммурапи свода законов управления государством. | Свод законов управления гоством призван был регулировать всё многообразия общественных отношений между различными соц. группами населения. |
605−562 гг. до н.э. | Государственно-контрольный. | Правление Навуходоносора II. | В этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. |
XVII — XVIII вв. | Индустриальный. | Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации. | Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров. |
к. XIX — н. XX в. | Бюрократический. | Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. | Появление первых работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента. |
Таким образом, мы видим, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т. е. в науку.