Композиция сада.
Садово-парковое искусство Японии.
Императорская Вилла Кацура
Одинокая" — с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура — скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям. Полная степень «СИН» — это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место… Читать ещё >
Композиция сада. Садово-парковое искусство Японии. Императорская Вилла Кацура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые — и столетиями. Глядя на классический японский сад, нужно понимать, что сиюминутно такую красоту создать невозможно. Время в Японии всегда считалось и считается соавтором и помощником создателя сада. Два автора — садовник и время — призваны постоянно совершенствовать своё творение. Композиция сада — это соотношение и эстетическая взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов. Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.
- · Плоский — хиранива;
- · С холмами — цукияма;
Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.
По степени сложности, композиция японского сада может быть:
- · полная, объёмная — «СИН»,
- · полусокращенная, неполная — «ГЕ»,
- · сокращенная — «СО».
Полная степень «СИН» — это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.
Полусокращённая степень «ГЕ» состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.
Сокращённая степень «СО» определяет более сжатую форму сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов, а отсутствующие элементы сада всё-таки должны подразумеваться, присутствовать незримо.
Смысловая нагрузка имеющихся составляющих сада от этого очень увеличивается, поэтому художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов сада. он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства.
Изначально сложилось 2 вида композиции японских садов:
«одинокая» — с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура — скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.
— «групповая» — в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.
В «групповой» композиции японского сада расположение предметов может быть:
- 1 — свободное;
- 2 — круговое;
- 3 — линейное.
- 1. Свободное расположение элементов сада не означает хаотичное. Знанием, умением и интуицией мастера все элементы располагаются хотя и свободно, но гармонично. В этом и заключается настоящее искусство композиционного построения японского сада. Здесь художник должен обладать высоким художественным вкусом, чтобы грамотно объединить все элементы — «картины сада» — и создать из них единую, гармоничную композицию.
- 2. круговое расположение предметов характерно для невысоких по размеру элементов. Они размещаются концентрически, создавая как бы «круг в круге». В этом случае все элементы сада хорошо просматриваются и свободно читаются.
- 3. Линейное расположение элементов сада применяется в самой Японии довольно редко, потому что воспринимается как резкое и не соответствующее японским традициям садового искусства. Если японцы из-за каких-то обстоятельств и используют линейное расположение элементов, то делают это очень умело, подчиняя общей традиции. Тропинки и ручейки всё равно пойдут по несколько искривлённым линиям, делая характер этих линий более мягким.