Качества, необходимые руководителю
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести: Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых. Высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; Широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер… Читать ещё >
Качества, необходимые руководителю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:
- — высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
- — широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
- — стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- — поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
- — умение планировать свою работу.
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне её доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления её доля также составляет около 50%.
Способность концептуально мыслить в сфере управления обусловлена в немалой степени характером образования. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм — инженеры, а остальные — юристы, экономисты, психологи, управленцы. В нашей стране картина обратная: на начало 90-х гг. 85% руководителей имели техническое образование, 13% — экономическое, 2% — гуманитарное.
Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- — умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
- — энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- — контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- — целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;
- — стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчинённых.
В этих условиях целесообразнее всего ориентироваться на требования должностных инструкций или паспорта рабочего места руководителя.