Франчайзинг как форма отношений
Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами… Читать ещё >
Франчайзинг как форма отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.
Фактически, франчайзинг — это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:
- — с соблюдением определенных качественных характеристик;
- — с применением обусловленных технологий;
- — по разработанной схеме;
- — в четко установленном месте;
- — под определенным товарным знаком.
В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.
Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.
Мировым лидером в развитии системы франчайзинга являются США. Первым франчайзингом там считается производство швейных машин «Зингер». Между прочим, в США почти 80% новых предприятий становятся банкротами после пяти-семи лет функционирования. А среди предприятий франшизных систем 90% выживают. Франчайзинг становится мощным источником создания и развития новых предприятий. Уже в 1951 году во Франции насчитывалось 600 франшизных систем, включающих более 30 000 предприятий. В Великобритании — 432 системы, 18 600 филиалов. В США с 1975 года по 1995 год общее количество служащих франчайзинговых предприятий увеличилось с 3,5 до 8 миллионов человек, что в среднем составляет 10 человек на одно предприятие. По данным IFA (Международной франчайзинговой ассоциации), во франчайзинге к 2000 году прибыль составит один триллион долларов. На ниве российского франчайзинга одним из первопроходцев и старожилов является небезызвестный господин Довгань: его «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» — первый российский франчайзинг, насчитывающий более 300 филиалов. Прогуливаясь по Нижнему, обрати внимание, читатель, на яркие вывески, украсившие нижегородские улицы: «Макдональдс», «Пицца Хат», «Рибок», «Ле Монти», «Баскин Робинз» … Франчайзинг завоевывает российские просторы! Касаясь вопроса законодательной базы российского франчайзинга, хочу адресовать читателей ко второй части Гражданского Кодекса РФ. Там, в главе 54 «Коммерческая концессия» (ст. 127−1040), даны основные положения, регламентирующие договорные отношения в сфере франчайзинга.