Вклад Х.Д. Алчевской в развитие рекомендательной библиографии
Но прежде всего, требовалось изучить состояние «народного чтения». Инициатором такого изучения выступил Л. Н. Толстой. Еще в начале 60-х гг. через свой журнал «Ясная Поляна» он обратился к сельским учителям и священникам с программой вопросов относительно крестьянского чтения. Примечательно, что сам писатель вовсе не принадлежал к тем, кто твердил о необходимости искоренить лубочную литературу… Читать ещё >
Вклад Х.Д. Алчевской в развитие рекомендательной библиографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Истоки формирования концепции рекомендательной библиографии как средства руководства чтением
Пособия рекомендательной библиографии составлялись для читателей с разной общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Без четкого читательского назначения рекомендательный указатель не может быть полноценным. От такого назначения зависит отбор литературы для указателя, методы ее рекомендации. Когда решается, на какую тему составлять пособие рекомендательной библиографии, какую литературу в него включать, как ее охарактеризовать, обязательно учитывают читательское и целевое назначение подготовляемого издания.
Но прежде всего, требовалось изучить состояние «народного чтения». Инициатором такого изучения выступил Л. Н. Толстой. Еще в начале 60-х гг. через свой журнал «Ясная Поляна» он обратился к сельским учителям и священникам с программой вопросов относительно крестьянского чтения. Примечательно, что сам писатель вовсе не принадлежал к тем, кто твердил о необходимости искоренить лубочную литературу: «Ежели народ хочет читать Английского Милорда, — писал он, — то какое мы имеем право жалеть об этом и предлагать ему сочинения о том, какие, по нашему мнению, нужны для народа добродетели?» .
Было предпринято несколько серьезных попыток изучить «народное чтение», среди которых первое место занимает, несомненно, широкомасштабное исследование, предпринятое группой харьковских учительниц под руководством Х. Д. Алчевской, задумавшей не только изучить народное чтение, но и способствовать «правильному» его развитию. 8].
Х.Д. Алчевская (1841−1920), известная украинская и русская просветительница, дочь уездного учителя, вступившая в брак с крупнейшим финансистом и предпринимателем южной России, А. К. Алчевским, благодаря этому она могла в течение пятидесяти лет заниматься педагогической и литературной деятельностью. Располагая большими средствами, она открыла в Харькове частную воскресную школу для неимущих жителей города (возраст учеников — от 9 до 40 лет) и вместе со своими помощницами на протяжении нескольких лет вела наблюдения за чтением учеников в этой школе, а также в вечерней школе для взрослых и в двух сельских училищах, одно из которых находилось в селе Алексеевка Славяносербского уезда Екатеринославской губ., рядом с имением Алчевской. Итогом образовательной деятельности стал указатель «Что читать народу?» [4].