Неязыковые средства.
Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб "О чём говорят младенцы")
Невербальные средства начали изучать в середине XX века такие ученые, как Г. Спенсер, В. Вундт, Ч.Дарвин. В отечественной лингвистике данной проблемой занимались Е. М. Верещагин, Г. В. Колшанский, В. Г. Костомаров и другие ученые. Невербальные средства являются предметом изучения такой дисциплины, как паралингвистика. В последнее время в паралингвистике выделяются три направления изучения… Читать ещё >
Неязыковые средства. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб "О чём говорят младенцы") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении всей жизни человек, выражая разные эмоции, пользуется языком наряду с мимикой и жестами, которые невербально помогают ему демонстрировать свои чувства и переживания. Несомненно, язык остается основным средством выражения эмоции, однако при передаче определенных эмоций, например, эмоции раздражения, негодования и др. большую роль играет интонация, сила голоса, темп речи, а также движение бровей, губ, сужение зрачков и т. д. Одновременно эти средства являются невербальными средствами человеческой коммуникации вообще. Несомненно, эмоции в живом общении и в тексте могут манифестироваться одновременно как вербальными, так и невербальными средствами выражения.
Невербальные средства начали изучать в середине XX века такие ученые, как Г. Спенсер, В. Вундт, Ч.Дарвин. В отечественной лингвистике данной проблемой занимались Е. М. Верещагин, Г. В. Колшанский, В. Г. Костомаров и другие ученые. Невербальные средства являются предметом изучения такой дисциплины, как паралингвистика. В последнее время в паралингвистике выделяются три направления изучения невербальных средств выражения. Кинесика изучает мимику, жесты, походку. Просодика — тембр, интонацию, темп речи и т. д. Проксемика рассматривает вопрос, на каком расстоянии находятся коммуниканты, каково их пространственное расположение во время речевого акта. В последнее время к невербальному компоненту коммуникации относят также молчание. Среди просодических средств наибольшее значение имеет интонационное оформление речи. Мы уже писали, что слова могут приобретать эмоциональное значение только в определенном контексте, но этого недостаточно для описания данного явления. Эмоциональное звучание достигается также использованием интонации. Иинтонация способна менять значение эмоционально окрашенного слова и эмоциональный фон предложения. Например, в высказывании «Какой ты умница!» выраженная эмоция может означать не только похвалу, но и досаду или упрек, если произнести эту фразу с иронической интонацией. Среди кинесических средств выражения эмоций важную роль играют мимика (движения лица) и жесты (движения рук). Как мимические средства выражения, так и жестикуляция — очень сильные выразительные средства. Определенная мимика и точный жест усиливают воздействие слова, помогают выявить эмоциональное состояние говорящего. эмотивный лексика художественный текст Основатель отечественной паралингвистики Г. В. Колшанский считает невербальные средства околоязыковыми. Он рассматривает в качестве паралингвистических средств не только жесты и мимику, но и вопросительные и восклицательные знаки, многоточие, использование различных шрифтов в оформлении текста. Исследователь пишет о том, что кинесическая система вторична по отношению к языковой, что это вторичная система. «По своей функции она лишь примыкает к языку, используется языком и декодируется с помощью языка» (Колшанский 1980: 47). Таким образом, в основе ее использования лежит принцип комплиментарности по отношению к системе языка в целом. Вместе с тем невербальные средства при передаче эмоционального состояния человека являются источником дополнительной информации, помогают интерпретировать его поступки и уточнять смысл сказанного.