Методы принятия управленческих решений
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании… Читать ещё >
Методы принятия управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод — в широком смысле — способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний.
Метод — в узком смысле — регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Метод принятия решений — способы, приемы принятия решений Методы принятия решений можно разбить на 3 группы:
- 1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений.
- 2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 3. Количественные методы принятия решений.
Неформальные (эвристические) методы принятия решения
Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.
Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т. е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы j практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.
Собрания и совещания можно проводить двумя способами:
без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участникам.
Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания.
Известен закон Паркинсона о том, что эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей.
Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе и на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также в уменьшении их различий.
Характерные наборы приемов эвристических методов:
Существует множество наборов приемов эвристических методов. Например, Набор 1.
Обобщение задачи;
Конкретизация задачи;
Формулирование обратной задачи;
Включение в другую структуру;
Критика очевидных решений;
Поиск привнесенных условий;
Движение от конца к началу;
Сближение данных и цели;
Перекодирование текста в модель;
Использование сходных задач рассмотрение с различных сторон;
Анализ условий анализ конфликта;
Выдвижение любых идей;
Переструктурирование.
Набор 2.
Включение в другую структуру;
Выдвижение противоположных гипотез;
Перерыв в решении нескольких задач;
Вживание в образ явлений задачи;
Регуляция уровня уверенности в себе;
Движение от общих целей к частным;
Символическая запись условий;
Определение области поиска неизвестного;
Включение в деятельность;
Введение
дополнительных элементов или отношений;
Деление задачи на части;
Выделение доминирующих целей;
Подведение под логические категории;
Подведение под диалектические категории;
Резонанс;
Замена терминов определениями.
Данные приемы составляют три фазы разработки решения: анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.