Правоотношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей
Согласно статистическим данным, представляемым Министерством просвещения РФ (до 2018 г. — Министерством образования и науки РФ), количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно снижается. Так, к концу 2017 г. в государственном банке данных содержалась информация о 50 тыс. таких детей, что на 15% меньше аналогичного показателя за предыдущий отчетный период (к 1 сентября 2018 г. эта… Читать ещё >
Правоотношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно статистическим данным, представляемым Министерством просвещения РФ (до 2018 г. — Министерством образования и науки РФ), количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно снижается. Так, к концу 2017 г. в государственном банке данных содержалась информация о 50 тыс. таких детей, что на 15% меньше аналогичного показателя за предыдущий отчетный период (к 1 сентября 2018 г. эта цифра впервые опустилась ниже отметки 50 тыс.).
Рост детской беспризорности исторически приходится на годы войн, революций и иных социальных потрясений. В новейшей истории России данная проблема наиболее остро стояла в 1920;е гг. и потребовала от советской власти качественного пересмотра подходов к борьбе с детской беспризорностью не только административными методами, но также и путем развития новых законодательных механизмов устройства детей в семью[1].
Сегодня обстоятельства, по которым дети могут лишиться возможности расти и воспитываться в семье, несколько отличаются от тех, что были еще сто лет назад (помимо собственно смерти родителей к этому все чаще ведет лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными и т. д.). Все это требует учета и адекватного реагирования со стороны законодателя и правоприменителя.
Семейное законодательство исходит из необходимости обеспечения каждому ребенку права воспитываться в семье. В этих целях закон возлагает на органы опеки и попечительства функции по выявлению, учету, содействию в устройстве и последующему контролю за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей[2].
Устройство детей может осуществляться в следующих формах:
- — передача ребенка в семью (усыновление (удочерение), опека или попечительство, приемная семья или патронатная семья);
- — передача в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодатель считает первую форму устройства детей постоянной, а вторую — временной, предполагающей нахождение ребенка в социальном учреждении до его устройства в семью. Такое деление весьма условно, хотя и является желательным: вполне возможно, что «новая» семья по различным обстоятельствам откажется от продолжения воспитания ребенка или сам ребенок заявит о своем нежелании оставаться в этой семье; также часто имеют место случаи, когда ребенку, находящемуся в специализированном детском учреждении, не удается подобрать семью, в связи с чем пребывание несовершеннолетнего в этом учреждении длится до исполнения ему 18 лет, становясь таким образом постоянным.
При этом законодатель не должен отказываться от задачи по устройству каждого ребенка в семью, создавая для этого все необходимые социальные и правовые условия. Немаловажно и то, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ). Данное требование следует из Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. — хотя оно в некоторой степени и усложняет процедуру устройства ребенка, но при этом обеспечивает его качественность и результативность.
- [1] ДробнисЯ. Н. Итоги и перспективы борьбы с детской беспризорностью в РСФСР //Советское строительство. 1927. № 2—3. С. 148—170; Кишкин С. С. Детская беспризорность и институт усыновления // Революционная законность. 1926. № 3—4. С. 17—19;Рубинштейн В. И. Понятие и виды детской беспризорности // Право и Жизнь. 1925.Кн. 4—5. С. 95—101; Кн. 6. С. 71—80; Якубсон В. Р. Лишение свободы в системе мерборьбы с детской преступностью // Проблемы преступности: сб. / под ред. Е. Ширвиндта, Ф. Трасковича и М. Гернета. М.; Л., 1927. Вып. 2. С. 265—278.
- [2] См. подробнее о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и о порядке его ведения: приказ Минобрнауки России от 17.02.2015№ 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».