Совершенствование муниципальной политики в сфере образования
Конечным результатом модернизации образования и экономики является повышение качества жизни населения. Как указывается в официальных источниках, в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные… Читать ещё >
Совершенствование муниципальной политики в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совершенствование муниципальной политики в сфере образования Т. Г. Абакумова.
Образовательный уровень населения — одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах [2. С. 282]:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании.
Одним из основных условий формирования инновационной экономики г. Челябинска является модернизация системы образования, которая является одной из самой объемных в Российской Федерации. Образование — это основа динамичного экономического роста и социального развития общества, фактор благополучия и безопасности граждан.
Главной фигурой инновационного процесса становится человек с его потребностями, ценностями и интересами, и принципиально важным является то, насколько мы сможем предоставить гражданам возможности для самосовершенствования, образования и профессионального роста в любом возрасте.
Такой подход требует системных изменений в образовательном законодательстве. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» должен решить не только проблемы в сфере образования, но и стать основой развития человеческого потенциала нашей страны. Многое нужно закрепить с помощью новых законодательных моделей, опирающихся на реальную практику. Основным механизмом достижения ориентиров, обозначенных в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», является реализация приоритетного национального проекта «Образование».
Ключевая задача проекта — обеспечение высокого социально-профессионального статуса педагога. С одной стороны, это повышение заработной платы, обеспечение социальных гарантий педагогическим работникам, дополнительных льгот для учителей, работающих в сельской местности. С другой стороны, мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций, к которым, в первую очередь, можно отнести повышение квалификации и переподготовку учителей, руководящих работников образования, а также аттестацию на соответствие педагога занимаемой должности и квалификационную категорию. Для этого Министерством образования и науки Челябинской области разработан регламент аттестации педагогических и руководящих работников, который начал действовать с сентября 2011 г.
Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.
Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др.
Сегодня становится совершенно очевидно, что никакие реформы, распоряжения, концепции и долгосрочные проекты не будут претворены в жизнь, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме «человеческого фактора» или управленческим кадрам.
Кадровый вопрос остается одним из актуальных в сфере образования. В последние годы средний уровень заработной платы педагогов возрос, однако проблема недостатка квалифицированных кадров на сегодняшний день очевидна.
В чем причина — в возросших потребностях молодых специалистов, или в том, что предложения работодателя недостаточно хороши?
В настоящее время система профессиональной подготовки кадров не обеспечивает основные потребности города.
Уже давно наметилась необходимость более тщательного отбора абитуриентов на педагогические специальности. Здесь нужны специальные исследования и тесты, которые помогут молодым людям определиться с выбором профессии. Необходимо создать программу, которая предусматривает возможность для вуза в течение первого года отслеживать деятельность выпускника и доводить его до профессионального совершенства, проводя регулярно необходимые консультации.
Таким образом, выпускник ощущает опеку со стороны вуза и имеет возможность оперативно получать консультации.
Государство выступает гарантом качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями. Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, экономики, образования, здравоохранения и культуры [1. С. 47].
В рамках высшего образования необходимо заложить основы для достижения выпускниками профессионализма в своей области, развить навыки построения перспективы своего профессионального роста, сформировать ценностно-смысловое отношение к будущей трудовой деятельности.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных и финансовых. Хотя основной проблемой остается ненадлежащее финансирование образования со стороны государства. Образовательное учреждение серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами [3. С. 381].
Конечным результатом модернизации образования и экономики является повышение качества жизни населения. Как указывается в официальных источниках, в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, продуктов инновационной деятельности. Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках лучших возможностей для успеха и самореализации.
Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам [4. С. 1]. Назрела настоятельная необходимость разработки механизма муниципального управления образования с учетом специфики производительных сил Южного Урала. Для решения этой проблемы начата работа по совершенствованию системы муниципального управления образования с учетом маркетинговых технологий.
совершенствование муниципальное управление образование.
Днепров, Э. Д. Модернизация российского образования: документы и материалы. М.: Проспект, 2009. 113 с.
Лупанов, В. Н. Инновационные технологии в модернизации системы российского образования // Сб. Мин-ва образования и науки РФ «О рекомендациях по проведению августовских педагогических совещаний». 2007. № 2. С.381−386.
Система муниципального управления: учебник / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. 552 с.
Торгай, Н. З. Тенденции современного развития российского образования / Н. З. Торгай, Л. А. Ястребкова. Челябинск, 2009. 24 с.