Субъект преступления.
Уголовное право.
Общая часть
Такое почтительное отношение уголовного и уголовно-процессуального законодательства к субъекту преступления может навести на мысль о том, что законодатель отдает предпочтение из всех элементов состава преступления признакам субъекта преступного деяния, выводя их, по сути дела, за рамки состава посредством специального акцента. Анализ уголовного законодательства снимает данное «недоразумение… Читать ещё >
Субъект преступления. Уголовное право. Общая часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать понятие «субъект преступления» и его характеристику;
уметь пользоваться знаниями о субъекте преступления для квалификации преступного деяния;
владеть знаниями о субъекте преступления для правильной квалификации преступлений в целях правильного и справедливого назначения наказания или применения мер медицинского характера.
Понятие субъекта преступления
Для решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности необходимо соблюдение требований ст. 8 УК РФ об обязательном наличии всех необходимых признаков состава преступления, а также ст. 19 УК РФ, характеризующей субъект преступлений. Статья 19 УК РФ содержит систему признаков, относящихся к виновному в преступлении лицу. Из формулировки ст. 19 УК РФ можно вывести понятие субъекта преступления, которое будет отправным в характеристике виновного.
Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, достигшее определенного в законе возраста. Необходимо заметить, что законодатель использует термин «лицо» при характеристике субъекта преступного деяния.
Уголовный кодекс РФ в ст. 19 выделяет субъект преступления как некий своеобразный элемент, который только и может быть условием уголовной ответственности. Уголовно-процессуальный кодекс РФ также предусматривает субъект преступления в виде самостоятельного оригинального образования. В ч. 3 ст. 27 УПК РФ в качестве основания прекращения уголовного преследования наряду с отсутствием в деянии состава преступления особо оговорено недостижение лицом, совершившим общественно опасное деяние, возраста уголовной ответственности.
Такое почтительное отношение уголовного и уголовно-процессуального законодательства к субъекту преступления может навести на мысль о том, что законодатель отдает предпочтение из всех элементов состава преступления признакам субъекта преступного деяния, выводя их, по сути дела, за рамки состава посредством специального акцента. Анализ уголовного законодательства снимает данное «недоразумение» посредством систематического и логического толкования закона. Во-первых, статья об условиях уголовной ответственности содержится в главе, посвященной лицам, совершившим общественно опасное деяние. В связи с этим вполне уместно перечисление признаков субъекта, без наличия которых уголовная ответственность исключена и которые служат необходимым условием ее наступления.
Во-вторых, элементы, указанные в ст. 19 УК РФ в качестве условия наступления уголовной ответственности, представляют собой признаки субъекта преступления. При этом в статье употребляется термин «лицо», которое, учитывая, что законодатель наделил его признаками субъекта, стало равноценным понятию субъекта преступления как элемента состава преступного деяния. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение постольку, поскольку в уголовном законодательстве, в Общей части УК РФ, понятие «лицо» находит широкое применение (ст. 18, 24, 28, 32 и т. д.). Таким образом, благодаря специальному акценту, сделанному ст. 19 УК РФ, отождествившей понятия «лицо» и «субъект» преступления, во всех нормах УК РФ, где законодатель употребляет понятие «лицо», его следует интерпретировать как понятие «субъект преступления» .
Статья 19 УК РФ выделяет три признака, характеризующие лицо — субъект преступления и являющиеся условиями наступления уголовной ответственности:
- а) вменяемость;
- б) достижение возраста уголовной ответственности;
- в) характеристика лица как физического лица.
Перечисляя основные признаки лица — субъекта преступления, законодатель не упоминает о дополнительных признаках, характеризующих лицо как специального субъекта преступления (должностное положение, отношение к воинской обязанности и т. п.), которые применительно к конкретным составам Особенной части УК РФ становятся обязательными (нормы гл. 30,33 УК РФ и т. п.). Данное обстоятельство объясняется целесообразностью, исходя из которой законодатель счел необходимым указать лишь общие, родовые, обязательные признаки, характеризующие лицо — субъект преступления.
Согласно формулировке ст. 19 УК РФ субъектом преступления можно признать только вменяемое лицо. В уголовном законодательстве определение вменяемости отсутствует, однако оно легко выводится из логического толкования законодательного понятия невменяемости и психических расстройств, не исключающих вменяемости. Исходя из предложенного толкования уголовно-правовых терминов, вменяемостью является способность лица во время совершения общественно опасного деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.
Лицом — субъектом преступления может быть только физическое, но нс юридическое лицо. Поскольку законодатель специально подчеркнул признак «физическое лицо» посредством акцента в норме ст. 19 УК РФ, постольку возникает необходимость отличать его от гражданско-правового понятия «юридическое лицо» .
Понятие «юридическое лицо» предложено законодателем в ст. 48 ГК РФ посредством перечисления соответствующих признаков: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» .
В гражданском праве, в отличие от уголовного, в качестве субъекта деликта может выступать юридическое лицо. Вместе с тем в рамках уголовного права могут возникнуть трудности в квалификации деяний, когда конкретные решения, влекущие уголовноправовые последствия, принимаются коллективно, т. е. юридическим лицом. В ситуациях такого рода к уголовной ответственности должны привлекаться конкретные лица, фактически совершившие виновное деяние[1].
К физическим лицам, которые могут подлежать уголовной ответственности, согласно нормам российского уголовного законодательства относятся как граждане Российской Федерации, обладающие правоспособностью, а также полной или частичной дееспособностью, так и иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством (бипатриды).
Акцент законодателя на необходимости достижения соответствующего возраста, когда возможна уголовная ответственность, означает, что субъектом преступления может быть только лицо, ступившее на такую ступень интеллектуального развития, которая дает возможность взвешивать поступки, осознавать их общественную значимость и выбирать общественно полезный вариант поведения.
В УК РФ помимо категории «лицо» достаточно широко употребляется и другое понятие — «личность виновного», например, ст. 47, 55, 60. В связи с этим необходимо провести различие между названными правовыми терминами.
Лицо как понятие, приравненное к понятию «субъект преступления», имеет формализованное содержание, установленное в ст. 19 УК РФ. Личность виновного не несет строго фиксированного содержания, определение соответствующего признака опирается на правоприменительную оценку (оценивают судья, прокурор, адвокат, следователь, дознаватель). Оценка личности виновного основывается на дихотомии «плохой — хороший», где больше учитываются его социальные, а также психофизиологические характеристики.
Оценка личности виновного влияет только на назначение наказания и порядок его отбывания, а констатация признаков субъекта преступления — на квалификацию преступного деяния и возможность применения к лицу мер медицинского воздействия.
- [1] Следует заметить, что в литературе, в законодательных и правоприменительных органах поднимается вопрос о признании юридических лиц субъектом преступления. Думается, что этот вопрос нуждается в глобальной проработке.