Референтные связи и сети социальных контактов благополучных и социально дезадаптированных подростков
Досуговая деятельность оказывает формирующее воздействие на личность, влияет на построение позитивных социальных связей и отношений подростков, а также является значимой сферой в их жизнедеятельности. Из социологического исследования выяснилось, что проблема занятости подростков во внеурочное время, вовлечение их в школьные культурно-досуговые мероприятия, в кружки и спортивные секции до сих пор… Читать ещё >
Референтные связи и сети социальных контактов благополучных и социально дезадаптированных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Референтные связи и сети социальных контактов благополучных и социально дезадаптированных подростков
Для нормального общественного функционирования личности как социальной единицы необходимо общение в определенных сферах, соответствующих ее возрастным особенностям, естественным потребностям, общепринятым нормам, правилам и общественным стереотипам поведения. Система межличностных отношений обеспечивает социализацию личности в различных сферах ее общения. В период взросления подросток сталкивается с проблемой выбора идеалов, интересов, увлечений и во многом его выбор зависит от семьи, сверстников, близкого окружения.
С целью изучения референтных связей и сетей социальных контактов благополучных и социально дезадаптированных подростков в одной из школ г. Сыктывкара в декабре 2009 года было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 30 испытуемых: 15 благополучных несовершеннолетних и 15 учащихся, состоящих на внутри школьном учете.
Досуговая деятельность оказывает формирующее воздействие на личность, влияет на построение позитивных социальных связей и отношений подростков, а также является значимой сферой в их жизнедеятельности. Из социологического исследования выяснилось, что проблема занятости подростков во внеурочное время, вовлечение их в школьные культурно-досуговые мероприятия, в кружки и спортивные секции до сих пор остается не решена. 40% подростков не принимают участие в школьных культурно-досуговых мероприятиях, из них 13% - благополучные, 27% - дезадаптированные подростки. Среди причин нежелания участвовать в школьных мероприятиях были указаны: отсутствие времени, желания, боязнь позора за неудачу, стыд. подросток школьный досуговый В настоящее время в большинстве случаев, общаясь с людьми из своего окружения, несовершеннолетние подвергаются оскорблениям и унижениям (70%). Чаще всего это дезадаптированные дети (47%, из них 27% - регулярно, 20% - редко). Благополучные подростки менее подвержены оскорблениям и унижениям со стороны их социального окружения (23%, из них 7% - регулярно, 16% - редко).
При решении своих проблем несовершеннолетние чаще всего обращаются за помощью к своим друзьям (47%). В помощи и поддержке друзей больше всего нуждаются дезадаптированные дети (34%), в меньшей степени — благополучные подростки (13%). Следующими по степени значимости в оказании помощи при решении проблем несовершеннолетних являются родители (34%). Причем благополучные подростки обращаются к своим родителям гораздо чаще, чем трудновоспитуемые (24% и 10% соответственно). Меньше всего учащиеся обращаются к классному руководителю (17%). Остальные респонденты, а именно 2% трудновоспитуемых, ответили, что все проблемы решают самостоятельно.
Как известно, процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. Общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков и приводят к формированию у них идеала — некоторого обобщенного представления об облике «настоящего человека». Благополучные и дезадаптированные подростки в равной степени ответили, что многие действия и поступки они повторяют за теми людьми, которые их окружают (80%). Поэтому от того, с какими референтными группами и в каких социальных сетях находится несовершеннолетний, зависит процесс становления личности.
При выявлении реальной референтной группы в морально-этической, художественной и профессиональной ориентации подростков оказалось, что благополучные и трудновоспитуемые ориентируются на разные референтные группы. Так, в морально-этических ориентациях при оценке своих поступков благополучные в первую очередь считаются с мнением одноклассников (47%), во вторую — с мнением взрослых (40%) и лишь в третью очередь — с друзьями вне школы (13%). Большинство трудновоспитуемых (60%) ориентируются на мнение друзей вне школы, неформальные уличные компании, асоциальные группы. Остальные трудновоспитуемые — на взрослых и одноклассников (27% и 13%).
Анализ профессиональных ориентаций подростков показал, что на их взгляды наибольшее влияние оказывают родители (84%). Данная тенденция характерна для благополучных подростков (60%). Неоднократное отсутствие ответов на этот вопрос социально-дезадаптированных подростков может свидетельствовать либо о весьма поверхностных неглубоких контактах со своим окружением (взрослыми и сверстниками), либо об отсутствии стремления к самоанализу, а может быть, и о том и о другом вместе.
Таким образом, сопоставление, сравнение реальных референтных связей и сетей социальных контактов, на которые ориентируются благополучные и социально-дезадаптированные подростки, позволяет сделать вывод о том, что референтные группы как механизм социализации играют весьма существенную роль в усвоении подростком определенного социального опыта. Содержание групповой деятельности, групповые нормы и ценности референтных групп в значительной степени определяют социальное развитие подростка, его ценностно-нормативные представления и ориентации, содержательную сторону процесса социализации в этом возрасте.