Человек как «удивительное интегральное существо»
Новая интегральная теория человеческой личности, — поясняет II. А. Сорокин, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным «бессознательным», рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом". Здесь дело не столько в увеличении численности… Читать ещё >
Человек как «удивительное интегральное существо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Доминирование социокультурного начала
Инновационное мышление позволило П. А. Сорокину интегрально подойти к сущности человека, создав, по его словам, «новую интегральную теорию человеческой личности».
По его мнению, человеческая личность формируется под воздействием ряда факторов — космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего — социокультурных.
Здесь дело не столько в увеличении численности факторов, сколько в их интегральном взаимодействии, что П. А. Сорокин определяет следующим образом: «Человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи[1]
он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Зовут ли его Смит или Джонс, протестант ли он или буддист, говорит ли он по-английски или по-турецки, республиканец он или демократ, лифтер или король, является ли он гражданином России или Сиама, состоит в моногамном или полигамном браке, носит восточную или американскую одежду — эти и другие социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование"[2].
Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов.
На характер взаимодействия людей оказывает влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы — чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности.
«Новая интегральная теория человеческой личности, — поясняет II. А. Сорокин, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным „бессознательным“, рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом» [3].