Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Структура личности. 
Обществознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделенные уровни и слои различаются по своей устойчивости и подвижности. Наиболее устойчивы глубинные пласты личности, наиболее подвижны, изменчивы — наружные, ролевые. Различаются они и по времени формирования. Раньше других закладываются наиболее глубокие пласты, определяемые, как уже говорилось, отношением к ребенку окружающих его людей. Именно они обеспечивают единство внутренней жизни… Читать ещё >

Структура личности. Обществознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На первом этапе формирования личности осваиваются программы поведения, связанного с удовлетворением биологических (физиологических) потребностей, таких как сон, удовлетворение голода, жажды. Родители, воспитатели буквально «дрессируют» нас: где надо спать, как готовиться ко сну, что надо делать, проснувшись, где и как надо есть.

Эти первичные установки создают основу для реализации уже собственно человеческого поведения, с которым и связан следующий этап формирования личности. Освоения того минимального «ролевого репертуара», который необходим для поддержания жизни человека в той культурной среде, в которой он имел счастье (или несчастье) появиться на свет. Так мы постепенно приобретаем жизненный опыт, осваивая различные социальные «роли»: пассажиров в транспорте, покупателей в магазине, учеников в школе, пользователей бытовыми приборами и техникой… Завершает процесс социализации профессиональное образование и подготовка, дающие нам возможность не только вести самостоятельный образ жизни, но и делать свой вклад в развитие социального опыта, заниматься творчеством.

Освоение программ социального опыта на каждом из этапов всегда сопровождается какими-то переживаниями: что-то нам нравится, что-то не получается, что-то мы делаем с охотой, а чего-то начинаем избегать, что-то становится важным и ценным. Иначе говоря, социализация сопровождается выработкой у личности оценочного отношения, предпочтений, ценностных ориентаций. Эти ценностные установки и ориентации образуют несколько слоев, образующих своеобразную структуру личности:

бессознательные ценностные ориентации;

  • — сознательно принимаемые предпочтения;
  • — сознательно культивируемые отношения и предпочтения;
  • — ценностные установки, выражающие мировоззренческое отношение личности к миру в целом, к другим людям, к самому себе.

Выделенные уровни и слои различаются по своей устойчивости и подвижности. Наиболее устойчивы глубинные пласты личности, наиболее подвижны, изменчивы — наружные, ролевые. Различаются они и по времени формирования. Раньше других закладываются наиболее глубокие пласты, определяемые, как уже говорилось, отношением к ребенку окружающих его людей. Именно они обеспечивают единство внутренней жизни, интеграцию и целостность личности, выступая как ее ядро или «стержень». Затем в детстве и в молодости формируется собственно характер, конкретизирующий избирательность ориентаций личности. Со зрелостью приходит дифференциация и усиление ролевых ориентаций. Распад и угасание личности происходят в обратном порядке. Таким образом, наиболее устойчивой является наиболее глубокий уровень ориентаций личности, практически не изменяющийся с момента его формирования. Человек может сменить род занятий, профессию, место жительства, семью, уехать на другой конец земли, но от самого себя ему не уйти, и везде, в любой ситуации он будет воспроизводить свое отношение к миру, себе и другим людям. Изменить чтото в этих представлениях может только какая-нибудь очень сильная жизненная встряска, заставляющая человека радикально пересмотреть свое отношение к жизни.

При всех отличиях выделенных слоев и уровней структуры личности, их природа едина — они выступают как результат освоения определенных видов деятельности и формирования отношения к ним. Динамика неповторимой целостности установок и ориентаций личности определяет поведение человека тем, что исключает одни возможные мотивы, выводя на первый план другие. Сначала человек действует для того, чтобы просто поддерживать свое существование, а затем он начинает поддерживать существование, чтобы действовать, осуществляя свое назначение и призвание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой