Виды и формы основного исследования
Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выборочную совокупность респонденты, могут быть как письменными, так и устными. В первом случае выборочное исследование называется анкетированием, во втором — интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и традиционного интервью (на современный манер оно называется интервью face-to-face, или личное интервью) сегодня используются новые… Читать ещё >
Виды и формы основного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После того как прошла репетиция основного исследования в виде пробного и пилотажного исследований, наступает время дать слово главному герою. В зависимости от целей и задач исследования главный герой может принимать обличие описательного, аналитического, монографического, точечного, лонгитюдного, повторного и других исследований.
Более сложным, чем разведывательное, выступает описательное исследование. Цели у него посерьезнее, проводится дольше, программа обстоятельнее, инструментарий соответствует всем научным параметрам. Описательным оно именуется не потому, что дает поверхностный срез явления, а только потому, что не выявляет причинных связей. Но в социологии установление каузальных связей — вещь очень редкая, почти эксклюзивная. Большинство проводимых академическими учеными исследований проходит по этому разряду, некоторые из них, например исследование классовой структуры американского общества 1940;х гг. Л. Уорнера, считаются классикой. Знаменитые хоторнские эксперименты включали как этан массовый опрос, позволивший переломить ход дела, добиться впечатляющих результатов относительно человеческого фактора в производстве, а затем уже на основе полученной информации провести заключительный эксперимент. Описательное исследование дает целостную картину явления. Более того, описывает структуру и динамику явления. Оно основано на репрезентативных сведениях, надежных данных и соответствует всем требованиям научного метода.
Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа. К нему относятся все признаки доброкачественного научного изучения, свойственные описательному исследованию — репрезентативность, надежность, достоверность. Но плюс к тому оно выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления. Это уже высший пилотаж профессионализма. Но достигают его немногие, и случается оно нечасто.
Обобщив все то, что мы сказали о рассмотренных выше видах социологического исследования, обнаруживаем следующие закономерности:
- • степень сложности исследования нарастает от одного типа к другому;
- • чем сложнее тип исследования, тем менее он распространен, и наоборот.
Выявленные тенденции можно выразить графически (рис. 7.3).
Рис. 73. Типология социологических исследований по уровню сложности и степени распространенности
И описательное, и аналитическое исследование нередко принимает вид точечного исследования (его еще называют разовым), которое предоставляет информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Правда, моментальная фотография события не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Примером служит монографическое исследование.
Монографическое исследование — это обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Оно напоминает кейс-стади, но в отличие от него проводится не на исключительных и уникальных объектах, требующих углубленного познания при помощи качественных методов, а на типичных объектах (или объекте) с применением методов количественной методологии.
Приставка «моно» определяет чаще всего единичность пространства, времени, субъекта исследования. Объект или несколько объектов исследования отбираются типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что они характерны для всего класса явлений.
Данный вид распространен в социальной антропологии и этнографии, где объектом исследования выступает одна деревня, племя, этнос, которые изучаются с максимальной глубиной. Поскольку селения обычно невелики, ученый со временем хорошо узнает каждого жителя. Такую деревню в период Первой мировой войны изучал британский антрополог А. Малиновский.
Монографические исследования распространены в социологии села, где выступают средством получения «социального портрета» сельского поселения. Они базируются на сборе информации об основных сторонах жизни населения — о структуре семей, занятости, источниках и размерах доходов, особенностях трудовой деятельности, местных обычаях в сфере труда и досуга, традиционных видах общения и др.
Историческая справка. В начале XX в. проводились весьма масштабные опросы. Так, за два года (1900—1902) несколько фабричных инспекторов по личной инициативе собрали и обработали до 90 тыс. анкет о столичном рабочем классе; в августе — октябре 1914 г. по заказу общества русских заводчиков на 171 предприятии с 215 тыс. рабочих изучалось влияние только что введенного «сухого закона» на рост производительности труда и уменьшение числа прогулов[1].
Очень часто применялся монографический метод. Как правило, он использовался при описании и анализе отдельно взятых предприятий или отрасли, которые рассматривались в качестве типичных для региона или всей страны. Таким способом были, в частности, изучены горнорабочие в Томской губернии, рабочие в военных отраслях промышленности и т. д. Подобные исследования позволяли получать значительные результаты. Например, материалами книги II. Шестакова «Рабочие Цивделя» нередко пользовались при сравнении и общей характеристике отдельных отрядов российского пролетариата. М. И. Гильберт изучал уровень жизни рабочих на заводе Гужона до 1914 г. на основе личных дел и опросов. Также он провел первое историческое исследование изменений российского пролетариата в период 1913—1920 гг. (для этого он использовал данные профессиональной переписи 1918 г.). Его коллега М. К. Рожкова на основе архивов Прохоровской мануфактуры проанализировала состав рабочих в 1914 и 1917 гг.[2]
Монографическое исследование чаще всего не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача — детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. Результаты монографического исследования используются при разработке программ крупномасштабных эмпирических исследований.
Если исследованием охвачено одновременно множество объектов, оно является масштабным и трудозатратным, то в таком случае не говорят о монографическом исследовании. Речь идет об обычном социологическом исследовании, которое по глубине изучения предмета может быть описательным либо аналитическим, а по широте охвата объекта — сплошным либо выборочным. Типичный пример сплошного исследования — переписи населения.
Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Такое название оно приобрело благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), точно отражающей основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и теории вероятности. Выборочное исследование — самое массовое в социологии — является наиболее экономичным и наиболее надежным методом. Для него применяются изощренные методики и техники.
Социология — наука о закономерностях поведения людей как представителей больших социальных групп. Она способна дать глобальную картину общества в исторической перспективе и вместе с тем разглядеть отдельного человека с неповторимым внутренним миром. И все это она может изобразить наглядно.
Правовой и нравственный нигилизм возрастает по мере роста материального положения людей.
В сфере опросных исследований в США участвуют более 50 тыс. профессионально подготовленных специалистов, занятых в маркетинговых фирмах, университетских центрах и лабораториях, институтах изучения общественного мнения тина знаменитых служб Гэллапа, Роупера и Харриса, в федеральных и местных органах власти, центрах политологических опросов, крупных коммерческих компаниях, в здравоохранении и сфере правопорядка, на телевидении и т. д., не считая многочисленных опросных «контор», распространившихся ныне на бесконечном пространстве Интернета. В международном масштабе известны крупные фирмы, специализирующиеся на проведении выборочных исследований и занимающиеся продажей полученной информации одновременно нескольким газетам. К ним относятся, в частности, А. С. Nielsen Company, IMS, SAMI.
Вопросы, на которые отвечают случайно попавшие в выборочную совокупность респонденты, могут быть как письменными, так и устными. В первом случае выборочное исследование называется анкетированием, во втором — интервьюированием. Помимо традиционного анкетирования и традиционного интервью (на современный манер оно называется интервью face-to-face, или личное интервью) сегодня используются новые методики, в частности интернет-опрос (онлайн-онрос), телефонное интервью.
Традиционное анкетирование за рубежом именуется письменным опросом (written suweys). Оно включает почтовый опрос, групповое анкетирование, индивидуальное анкетирование.
- [1] См.: Голосенка. Эмпирические исследования рабочего класса в русской немарксистскойсоциологии начала XX в. // Социс. 1984. № 2. С. 163—168.
- [2] См.: Гимпельсон Е. Г. Советский рабочий класс 1918—1920 гг. М., 1974. С. 18, 76—77,80,104, 114, 118; Дробижев В. 3., Соколов А. К., Устинов В. А. Рабочий класс Советской Россиив первый год пролетарской диктатуры. М., 1975. С. 20.