Потенциал влияния отрасли на другие науки
В педагогике в 1990;е гг. началось движение в этом направлении, выводящее объект и предмет ее исследований за рамки образовательного учреждения и (c)открывающее новые горизонты для формирования отраслей этой науки. Речь идет не только о более известных ее отраслях (педагогике семьи, педагогике социальной работы, педагогике здоровья, педагогике спорта, педагогике трудового коллектива), но и о тех… Читать ещё >
Потенциал влияния отрасли на другие науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Связи социологии образования со смежными научными областями, изучающими образование, необходимы для ее функционирования и развития. Эти связи являются взаимными, но недостаточно учитываются исследователями. Положения, характеризующие предмет и категориальный аппарат социологии образования, выражают ее методологическую роль в отношении ряда других научных дисциплин — педагогики в целом, философии образования, экономики образования, образовательной культурологии и психологии, теории управления образованием и всех ее разделов (экономических, кадровых и других).
Общенаучный характер понятийного аппарата, развиваемого социологией образования, служит базой для уточнения терминологии смежных исследовательских областей, преодолению накопившегося в них понятийного разнобоя и терминологического нигилизма.
Функциональная и структурная модели образования, развиваемые социологией, создают для этих дисциплин и отраслей общие ориентиры, помогающие определить действительные границы изучаемых явлений и принципиальные связи внутри них. Чаще всего эти ориентиры указывают на недопустимую узость прежних границ и обозначают новые горизонты и приоритеты в их проблемных полях. Так, если педагогические теории воспитания сосредотачивались прежде почти исключительно на процессах формирования личности в школьных ситуациях, то с принятием социологической концепции образования становится ясно, что конструирование эффективных моделей воспитания, даже независимо от трактовки понятия «воспитание», в школе и иных социализирующих средах невозможно без анализа комплекса формальных и неформальных процессов, систематически порождаемых семьей, внутригрупповой динамикой образовательного коллектива, национальной культурой, средствами массовой информации, «уличными» взаимодействиями и т. п.
В педагогике в 1990;е гг. началось движение в этом направлении, выводящее объект и предмет ее исследований за рамки образовательного учреждения и (c)открывающее новые горизонты для формирования отраслей этой науки. Речь идет не только о более известных ее отраслях (педагогике семьи, педагогике социальной работы, педагогике здоровья, педагогике спорта, педагогике трудового коллектива), но и о тех новых, которые востребованы обществом и ждут усилий ученых: педагогике религиозной организации, педагогике средств массовой информации и Интернета, педагогике правоохранительных организаций, педагогике соседского и локального сообщества, этнопедагогике, педагогике отдельных профессий.
Важно признать, что без межотраслевой и внутриотраслевой координации, при опоре лишь на спонтанно формирующиеся индивидуальные интересы ученых становление разных отраслей науки будет идти неравномерно и без должной отдачи для теории и практики в целом. Примеры дает и сама социология образования, в которой десятилетиями сохраняется немало «белых пятен», относящихся к изучению образовательной политики государства, социального неблагополучия и выгорания учителей, образования на протяжении жизни. В освещении этих пробелов заинтересована и сама педагогическая наука.
Фактором межотраслевой интеграции, в которой взаимно заинтересованы социология образования и педагогика, может служить опора на социологическую концепцию образования. Такая опора не умаляет самобытность педагогики, но будет способствовать теоретической интеграции педагогики с другими социальными науками.
Философия образования не может сводиться лишь к описанию педагогических учений ради раскрытия образовательного идеала (такого единичного идеала не существует в социальной действительности) или же преемственности и новизны таких учений. Отрыв философии образования от социологии уже приводил к абсурдным, псевдонаучным конструкциям [например, Б. С. Гершунский, 1993]. Ключевая роль философии образования — в систематизации тех сторон процесса педагогической мысли, которые приводят педагогику к очередной утопии или действительному успеху, в выработке целостного профессионального самосознания в сфере образования, и позитивные примеры такого развития в отечественной философии образования есть [А. В. Наливайко, 2005].
Заимствование социологической концепции образования, являющейся, в сущности, общенаучной, придает эвристические возможности в ретроспективном и сравнительном философском анализе педагогических идей и теорий. Философские попытки заглянуть в будущее образования и общества, обосновать образовательную идеологию, образовательную стратегию и политику вряд ли будут продуктивны без взаимодействия с социологией образования. Тем самым оказывается еще более настоятельным согласование философского анализа с реалиями общества и образования как социальной системы.
Социология должна рассматривать развитие системы образования как объект управления и одно из направлений социальной политики. Совмещение социально-организационного и институционального анализа образования создает основу для общей постановки в образовательном менеджменте проблем эффективности, качества образования, теории и практики управления. Социальные последствия управленческих действий, изучаемые социологией образования, должны стать частью исследовательских концепций в теории управления образованием. Сама теория управления образованием, которая в российской классификации научных специальностей по свойственному кому-то недоразумению отнесена к педагогике, не должна игнорировать базовые концепции институциональных функций и структуры образования, разрабатываемые социологией образования. Более того, методологически и концептуально эта теория коренится в предметном и проблемном поле социологии образования, но никак не педагогики.
Обозначенные выше линии взаимодействия социологии образования с другими дисциплинами, изучающими образование, сформулированы в общем виде. Они охватывают далеко не все смежные области исследований образования, в данном случае не имея цели в деталях учесть архитектуру этих областей и их соотношение. С точки зрения постановки проблемы такого взаимодействия, тем более, в условиях начального этапа теоретического становления социологии образования, предвосхитить детали взаимодействия нельзя. Но признать целесообразность такого взаимодействия, определенную методологическую ответственность социологии образования и ее потенциал даже в условиях ее стартового состояния принципиально важно.