Общая характеристика образовательной области «Математика»
В 5−6 лет увеличиваются возможности глазомера детей. Дети способны измерять объекты с помощью условной мерки как единицы измерения и обозначать результат измерения числом. В этом возрасте дети понимают назначение измерения. Однако еще не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения. Для детей важно количество мерок, а не их качественная характерстика. Итак, формирование… Читать ещё >
Общая характеристика образовательной области «Математика» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа математического развития направлена на формирование у ребенка представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики.
Приобщая пяти-, шестилетних детей к математике, решают следующие задачи:
- · формирование математических знаний и интереса к математическому осмыслению окружающего мира;
- · развитие мышления (высших форм образного мышления — образно-схематического);
- · развитие предпосылок математических способностей [7].
У дошкольников 5−6 лет возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Дети 5−6 лет усваивают последовательность называния числительных, понимают, что количество не зависит от направления счета, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т. е. осваивают обратный счет.
Способны сравнивать любые числа на основе свойства транзитивности. При измерении понимают число как результат измерения, т. е. как отношений всей величины (целого) к условной мерке (части). Понимают, что число служит лишь показателем количества. происходит абстрагирование числа от конкретных множеств.
Дети имеют эмпирические представления о натуральном ряде; начинают осознавать основной принцип построения натурального ряда (n`=n+1) [8, с. 16−17].
В 5−6 лет увеличиваются возможности глазомера детей. Дети способны измерять объекты с помощью условной мерки как единицы измерения и обозначать результат измерения числом. В этом возрасте дети понимают назначение измерения. Однако еще не отличают измерительные приборы от общепринятых единиц измерения. Для детей важно количество мерок, а не их качественная характерстика [8, с.33].
Итак, к 6 годам у детей формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей.
Обучение ведет за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [9, с.27].
Итак, формирование математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Наука математического развития в свете современных требований стала более ориентированной на развитие личности ребенка-дошкольника, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья.