Психолого-педагогические основы постановки математических курсов по выбору
Новый этап введения факультативных занятий в школу начался в 2002 году, когда была принята Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. В ней, наряду с базовыми и профильными курсами, были выделены специальные элективные курсы — курсы по выбору. Они считаются преемником факультативных курсов, так, как и те, и другие направлены на удовлетворение индивидуальных склонностей… Читать ещё >
Психолого-педагогические основы постановки математических курсов по выбору (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исторические аспекты факультативной формы обучения
Курсы по выбору берут свое начало от факультативных курсов. Их история начинается с 1966 года, когда было опубликовано постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В нем отмечалось отставание уровня учебно-воспитательной работы школы от потребностей общества и была намечена система мер по ликвидации этого отставания, среди которых нашли отражение новые, важные для школы формы обучения. Одной из них были факультативы. Они были созданы для углубления знаний учащихся по школьным предметам, а также для развития разносторонних интересов и способностей школьников [41, с. 4]. Таким образом, факультативные занятия стали формой дифференциации обучения, учитывающей индивидуальные способности и склонности и учащихся.
В практику работы школы факультативные занятия вошли, начиная с 1967/1968 учебного года.
Первые факультативные курсы назывались так: 1) «Дополнительные главы и вопросы математики»; 2) «Специальные курсы».
Заметим, что в этот период факультативные курсы были ориентированы на новую программу. С конца 60-х годов прошлого века в нашей стране началась реформа математического образования, реформа, которая теперь носит имя своего вдохновителя и организатора, выдающегося ученого А. Н. Колмогорова. Факультативы по математике и явились хорошим местом апробации новых тем. После экспериментальной проверки на факультативных занятиях некоторые темы были включены в основной курс математики. Например, «Метод координат» (7 класс), «Множества и операции с ними», «Бесконечные множества», «Геометрические преобразования» (8 класс), «Производная» (9 класс). Нумерация классов приведена на тот исторический период.
К 1980 году был завершен переход школы на новую программу по математике. Факультатив «Дополнительные главы и вопросы математики» с выполнил свою задачу и был преобразован в новый факультативный курс. Новый факультативный курс включил в себя три следующие раздела.
Избранные вопросы математики. 7−10 (современная нумерация: 8−11) классы.
Математика в приложениях 9, 10 (10−11) классы.
Алгоритмы и программирование. 8−10 (9−11) классы.
В 1990 году была опубликована новая программа факультативных курсов [27]. В ней сказано, что на факультативных занятиях учащиеся углубляют знания по основному курсу, получаемые на уроках, приобретают умения решать более трудные и разнообразные задачи. Факультативные занятия предусматривались с 7 класса. В старших (10−11) классах углубление основного курса носило систематический характер и выполняло функции подготовки к продолжению образования и к сдаче вступительных экзаменов в вузы.
Наряду с углублением основного курса математики, на факультативе предполагалось и расширение содержание учебного материала, за счет современных приложений математики. Характер прикладных факультативов на разных ступенях обучения также предполагался различным. Если в 7−9 классах это носило характер преимущественно «чистого» практикума, то в старших классах учащиеся должны были познакомиться и с теоретическими основами приложений. В выпускных старших классах предполагались также факультативные курсы обзорного характера, освещающие роль и место математики в современном мире.
В предложенном факультативе даются следующие курсы.
За страницами учебников математики (не следует путать с известной серией книг по математике с одноименным названием).
Математическая мозаика.
Подготовительный факультатив.
Новый этап введения факультативных занятий в школу начался в 2002 году, когда была принята Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. В ней, наряду с базовыми и профильными курсами, были выделены специальные элективные курсы — курсы по выбору. Они считаются преемником факультативных курсов, так, как и те, и другие направлены на удовлетворение индивидуальных склонностей, потребностей обучающихся, развитие их способностей. Однако между факультативами и элективными курсами есть большая разница. К примеру, факультативные курсы не были обязательными для всех учащихся. Существовала специальная программа факультативов по математике, которой должен был руководствоваться каждый учитель, ведущий факультативные занятия, были изданы учебные пособия. Элективные же курсы стали обязательными для всех учащихся.
В 2012 году был принят Федеральный государственный образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [40]. В нем элективные курсы получили новое название, а именно, курсы по выбору (такое же название, как и в предпрофильной подготовки учащихся 9 класса). Заметим, что профильный курс, в частности математики, тоже получил новое название — углубленный курс математики. В свою очередь Курсы по выбору делятся на предметные (расширение знаний по основным предметам), ориентационные, информационные в 9 классе и предметные, межпредметные, подготовительные к ЕГЭ, ориентационные, внепредметные в 10−11 классах (см. пункт 1.3).