Фирма.
Микроэкономика
Принципиальное отличие фирмы от производителя (гл. 4) состоит в том, что она действует в условиях изменчивых цен на производимый продукт и используемые ресурсы. Наибольший интерес для исследования представляет случай, когда изменение рыночных цен происходит вследствие изменения объема выпуска данной фирмы. При увеличении выпуска фирмы на рынке рано или поздно возникает относительный избыток… Читать ещё >
Фирма. Микроэкономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рыночная власть и классификация фирм
Фирма есть экономический субъект, который производит и продает на рынке один продукт, приобретая ресурсы на соответствующих рынках.
Принципиальное отличие фирмы от производителя (гл. 4) состоит в том, что она действует в условиях изменчивых цен на производимый продукт и используемые ресурсы. Наибольший интерес для исследования представляет случай, когда изменение рыночных цен происходит вследствие изменения объема выпуска данной фирмы. При увеличении выпуска фирмы на рынке рано или поздно возникает относительный избыток продукта, и, чтобы продать каждую дополнительную единицу продукта, необходимо снижать цену. На рынке ресурса, наоборот, увеличение выпуска продукта данной фирмы рано или поздно приводит к возникновению относительного дефицита ресурса, и тогда его цена начинает возрастать с ростом выпуска.
Способность фирмы влиять на цену производимого продукта посредством изменения объема выпуска называется рыночной (монопольной) властью фирмы. Обычно фирмы классифицируют в соответствии со степенью рыночной власти на рынке продукта и на рынке ресурса.
На рынке продукта выделяют три основных типа фирм: конкурентную фирму, олигополию и монополию.
Конкурентная фирма-продавец — это фирма, не способная влиять на рыночную цену продукта. Объем ее выпуска составляет ничтожную часть суммарного объема выпуска всех фирм на рынке. Когда говорят о конкурентной фирме, обычно подразумевают, что все фирмы на рассматриваемом рынке являются конкурентными, т. е. имеет место совершенная конкуренция продавцов. Степень рыночной власти конкурентной фирмы равна нулю.
Олигополия — это фирма, способная влиять на рыночную цену производимого продукта, но не в максимально возможной степени. Объем ее выпуска составляет значительную часть суммарного объема выпуска всех фирм на рынке. Когда говорят об олигополии, обычно подразумевают, что все фирмы на рынке являются олигополиями, т. е. на рынке действует небольшое число фирм. Степень рыночной власти олигополии больше нуля, но меньше максимального значения, отвечающего монополии.
Монополия — это фирма, которая является единственным продавцом на рынке, она может устанавливать произвольную цену на свой продукт. Объем ее выпуска равен рыночному объему выпуска. Под монополией также понимают рынок, на котором имеется единственный продавец. Степень рыночной власти монополии максимальна.
При исследовании рыночной власти фирмы на рынке продукта важную роль играет показатель объема спроса на продукт фирмы — это максимальный объем продаж фирмы поданной цене. В общем случае кривая спроса на продукт фирмы не совпадает с кривой рыночного спроса на продукт. Степень рыночной власти характеризует ценовая эластичность спроса на продукт фирмы. Для конкурентной фирмы ценовая эластичность спроса на ее продукт равна бесконечности, т. е. соответствующая кривая расположена горизонтально. Это значит, что конкурентная фирма вынуждена продавать продукт по установившейся рыночной цене, т. е. она является «ценополучателем». Для монополии кривая спроса на ее продукт совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому степень рыночной власти монополии характеризуется ценовой эластичностью рыночного спроса. Для олигополии ценовая эластичность спроса на ее продукт лежит в пределах от нуля до значения ценовой эластичности рыночного спроса.
На рынке ресурса выделяют три основных типа фирм: конкурентную фирму, олигопсонию и монопсонию.
Конкурентная фирма-покупатель — это фирма, не способная влиять на рыночную цену ресурса. Ее затраты ресурса составляют ничтожную часть суммарного объема продаж данного ресурса на рынке. Когда говорят о конкурентной фирме, подразумевают, что все фирмы на рассматриваемом рынке являются конкурентными, т. е. имеет место совершенная конкуренция покупателей.
Олигопсония — это фирма, способная влиять на рыночную цену приобретаемого ресурса, но не в максимально возможной степени. Ее затраты ресурса составляют значительную часть суммарного объема продаж данного ресурса на рынке. Когда говорят об олигопсонии, подразумевают, что все фирмы на рассматриваемом рынке являются олигопсониями, т. е. на рынке действует небольшое число покупателей ресурса.
Монопсония — это фирма, которая является единственным покупателем на рынке, она может устанавливать произвольную цену на используемый ресурс. Ее затраты ресурса равны рыночному объему продаж данного ресурса на рынке. Под монопсонией также понимают тип структуры рынка, на котором имеется единственный покупатель.
Рынок, на котором действует монополия и монопсония, называют двойной (двухсторонней) монополией.