Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Тактика и правила предъявления доказательств и постановки вопросов в ходе допроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предъявлять доказательства в системе. Лишь в исключительных случаях возможно изолированное предъявление доказательств и то при наличии других доказательств, которые позволяют компенсировать неудачное использование элемента внезапности. Тактика постановки вопросов в ходе допроса зависит от складывающихся тактических ситуаций. С учетом ситуации определяется последовательность задаваемых вопросов… Читать ещё >

Тактика и правила предъявления доказательств и постановки вопросов в ходе допроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имеющиеся доказательства можно предъявлять с точки зрения их объема либо изолированно для достижения внезапности, когда этого достаточно для склонения допрашиваемого к даче показаний либо в совокупности, что целесообразно в случаях, когда этой совокупности достаточно для доказывания вины.

С точки зрения последовательности вещественные доказательства можно предъявлять:

— в логической последовательности, когда видна их система;

по нарастающей силе, что рекомендуется делать при допросе лиц, упорно избегающих дачи правдивых показаний;

— предъявлять в первую очередь самое убедительное доказательство, когда этого достаточно для склонения допрашиваемого к даче показаний:

в разбивку для того, чтобы выявить как можно больше противоречий в показаниях, дать запутаться и показать, что допрашиваемый запутался во лжи. Для усиления внезапности можно неожиданно предъявить доказательство и поставить вопрос, требующий ответа;

предъявлять доказательства со значительными интервалами, т. е. на нескольких допросах, чтобы создать впечатление об их значительном объеме.

Криминалистикой разработаны правила предъявления доказательств, которые необходимо соблюдать допрашивающему. Основными правилами являются:

  • — не предъявлять доказательства без предварительного устранения возможности их опорочивания или приспособления к даваемым показаниям;
  • — предъявлять доказательства в системе. Лишь в исключительных случаях возможно изолированное предъявление доказательств и то при наличии других доказательств, которые позволяют компенсировать неудачное использование элемента внезапности.

Тактика постановки вопросов в ходе допроса зависит от складывающихся тактических ситуаций. С учетом ситуации определяется последовательность задаваемых вопросов и их целевая направленность.

Может быть выбрана последовательность:

  • — хронологическая, чтобы помочь вспомнить, воспроизвести информацию, а следователю — показать свою осведомленность в материалах дела;
  • — обратная хронологической, когда ставится задача пресечения лжи;
  • — логическая, при которой задается вначале основной вопрос, затем дополняющие и уточняющие вопросы, позволяющие лучше вспомнить и рассказать;
  • — в разбивку с постановкой контролирующих вопросов, позволяющих выявить и накопить противоречия;
  • — психологическая, направленная на оживление ассоциативных связей у допрашиваемого, что помогает ему вспомнить, воспроизвести событие, отдельные факты.

По целевой направленности задаваемые вопросы могут быть:

  • — дополняющими, направленными на выяснение обстоятельств, не освещенных допрашиваемым;
  • — уточняющие;
  • — детализирующие;

контрольные, преследующие цель проверить данные показания;

  • — напоминающие;
  • — сопоставляющие, когда сопоставляются сведения, данные ранее, с вновь полученными с объяснением их противоречия.

Криминалистической наукой и практикой разработаны и правила постановки вопросов допрашиваемому. Основными являются:

  • — вопрос должен быть конкретным, лаконичным и не допускать двусмысленного толкования;
  • — вопрос не должен содержать подсказки на определенный ответ;
  • — вопрос не должен быть направлен на запутывание допрашиваемого;
  • — вопрос не должен содержать утверждения и оценки следователя;
  • — любой вопрос не должен унижать и оскорблять допрашиваемого;
  • — сформулирован вопрос должен быть с учетом умственного и культурного уровня развития допрашиваемого.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой