Формы предварительного расследования
Производство дознания заканчивается составлением обвинительного акта, а дознания в сокращенной форме — обвинительного постановления, где отражаются формулировка обвинения, перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания. Федеральным законом от 04.03.2013… Читать ещё >
Формы предварительного расследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Расследование уголовных дел осуществляется в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).
При этом в форме предварительного следствия расследуется 60% уголовных дел.
В последние годы наметилась тенденция сближения процессуальных условий ведения следствия и дознания. Обе эти формы расследования направлены на выполнение задач уголовного судопроизводства, основаны на единых его принципах, общие правила производства предварительного следствия действуют, за некоторыми изъятиями, и при проведении дознания в общей форме (ст. 32 УПК).
Различия между дознанием и следствием касаются круга и характера уголовных дел, отнесенных к компетенции органов дознания и предварительного следствия, сроков, процессуального порядка расследования преступлений, его окончания.
Существенные изменения в организацию предварительного расследования внесены Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“», в соответствии с которым следственный аппарат был выведен из состава органов прокуратуры и в последующем создан Следственный комитет РФ. По-иному была регламентирована и организация следственной работы: полномочия по процессуальному руководству следствием были изъяты у прокурора и переданы руководителю следственного органа, заменившему начальника следственного отдела.
Существенные изменения произошли и в дознании. Федеральным законом от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» была существенно расширена их подследственность за счет поручения дознавателям расследования всех уголовных дел, отнесенных к подследственности органов дознания вне зависимости от того, установлено ли лицо, совершившее противоправное деяние и в УПК введена новая процессуальная фигура со стороны обвинения — начальник подразделения дознания с объемом процессуальных полномочий начальника следственного отдела по УПК, а Федеральным законом от 30.12.2015 № 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» — начальник органа дознания (ст. 40.2 УПК). Однако в отличие от предварительного следствия прокурор практически сохранил все свои полномочия по процессуальному руководству дознанием и по надзору за ним.
Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» введено дознание в сокращенной форме, которое логично признать как третий вид предварительного расследования с упрощенными правилами собирания доказательств.
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу о преступлении, но которому предварительное следствие необязательно (и. 8 ст. 5 УПК). Дознанию присущи следующие особенности.
- 1. Оно осуществляется по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК.
- 2. При проведении дознания (в отличие от предварительного следствия) по общему правилу отсутствует привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения.
- 3. Для дознания в сравнении со следствием установлен более короткий срок расследования дела. Дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела с правом продления прокурором этого срока еще до 30 суток. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу.
Срок производства дознания в сокращенной форме установлен 15 суток с возможностью продления прокурором общего срока до 20 суток.
4. Производство дознания заканчивается составлением обвинительного акта, а дознания в сокращенной форме — обвинительного постановления, где отражаются формулировка обвинения, перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания.
К обвинительному акту (обвинительному постановлению) прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.
5. По уровню процессуальной самостоятельности дознаватель более ограничен в принятии процессуальных решений при несогласии с письменными указаниями прокурора или начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Обжалование указаний указанных лиц не приостанавливает их исполнение в отличие от следователя.
По уголовным делам о преступлениях, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно и производство предварительного следствия, например ввиду сложности доказывания обстоятельств дела, когда прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного следствия.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством производство органом дознания неотложных следственных действий на основании ст. 157 УПК не считается самостоятельным видом дознания и регламентируется в главе об общих условиях предварительного расследования.
Уголовно-процессуальное законодательство разрешает наряду с производством следствия и дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий уполномоченными на то органами. Данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, могут быть использованы в доказывании по уголовному делу в соответствии с процессуальными правилами собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 11 Закона об ОРД, ст. 89 УПК).