Заключение.
Особенности гармонии П.И. Чайковского на примере шести романсов на слова Ратгауза
Таким образом, в ходе написания курсовой работы была изучена литература, посвящённая вопросам творчества П. И. Чайковского, сделан гармонический анализ цикла романсов ор.73 на слова Д. М. Ратгауза, обобщены основные положения гармонического языка композитора, реализованы цель и задачи работы. Гармонический язык П. И. Чайковского базируется на принципах композиторов-романтиков, в ней есть… Читать ещё >
Заключение. Особенности гармонии П.И. Чайковского на примере шести романсов на слова Ратгауза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество П. И. Чайковского — яркая страница в истории мирового музыкального искусства. Глубокое проникновение в мир сокровенных человеческих чувств и переживаний, детальный психологизм музыки обусловили особенности индивидуального творческого стиля композитора, среди элементов которого важнейшее место занимает гармония. Проведя гармонический анализ цикла романсов ор. 73 на слова Д. М. Ратгауза можно сделать следующие выводы:
Гармонический язык П. И. Чайковского базируется на принципах композиторов-романтиков, в ней есть традиционные черты, но также есть и уникальные, новаторские элементы.
Гармония в творчестве П. И. Чайковского многофункциональна:
- — Формообразующая функция — гармония обеспечивает целостность формы за счёт ясно выраженных каденций в каждом разделе формы (при этом по аккордовому составу каденции очень разнообразны и часто необычны). В романсах композитора отклонения и модуляции образуют функции высшего порядка, преобладают переходы в плагальную сферу, что подчёркивает общее трагическое начало данного цикла романсов. Также целостности способствует применение П. И. Чайковским мелодико-гармонических лейтформул, которые часто создают обрамление романса в целом и перекличку между собой отдельных его разделов;
- — Динамическая функция — за счёт гармонии проявляется динамика или, напротив, статика в музыке романсов. В моменты динамического развития тематизма композитор использует более напряжённые созвучия и последовательности (альтерированные аккорды, септаккорды побочных ступеней, эллиптические обороты, доминантовые цепочки), кратковременные отклонения, частую смену функций. Для передачи более стабильного состояния он применяет принцип гармонического остинато, более продолжительные отклонения, редкую смену функций;
- — Красочно-колористическая функция — композитор в музыке романсов применяет выразительные отклонения и модуляции (например, в романсе «Средь мрачных дней» встречается отклонение в редко применяемую тональность Heses-dur, которая является тональностью второй низкой ступени для основной тональности романса As-dur), красочные аккорды (септаккорды побочных ступеней и их обращения). Также гармония в сочетании с фактурой выполняет изобразительную функцию;
- — Психологическая функция — средствами гармонии композитор передаёт внутреннее состояние героя романсов (с этим связана и трактовка композитором поэтического текста, он сочетает обобщённый и детализированный подход к тексту, отражая в музыке не сами события, а чувства и эмоции героя произведения, вызванные происходящим). Для создания трагичных образов П. И. Чайковский использует напряжённые созвучия, эллиптические обороты, доминантовые цепочки, плагальные последовательности, которые подчёркивают трагическую образную сферу. Драматические настроения он создаёт за счёт активного тонального движения и частой смены функций гармонии. Для создания более светлых образов использует более традиционную гармонию, консонантные созвучия, автентические или полные обороты, редкую смену функций. Важнейшую психологическую роль играет лейтгармония. Композитор применяет мелодико-гармонические лейтформулы, которые появляются на протяжении всего романса и выражают основную его идею, передают состояние героя. Также в романсах появляется аккорд, который принято считать лейтгармонией в творчестве П. И. Чайковского — альтерированная двойная доминанта, выражающая чаще всего трагическое начало.
Таким образом, в ходе написания курсовой работы была изучена литература, посвящённая вопросам творчества П. И. Чайковского, сделан гармонический анализ цикла романсов ор.73 на слова Д. М. Ратгауза, обобщены основные положения гармонического языка композитора, реализованы цель и задачи работы.
- 1. Истомин И. Гармония П. И. Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке, выпуск III. М.: Музыка, 1989.
- 2. Синьковская Н. О гармонии П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1983.
- 3. Туманина Н. В. Чайковский. Великий мастер. М.: Издательство Академии наук СССР, 1968.
- 4. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ: В 3-х ч. Ч. I. М.: Музыка, 1996.
- 5. http://www.meta-music.ru/tests/kompozitorskiy-stil-pichaykovskogo.