Песня как объект лингвокультурологического анализа
Согласно Кидямкиной А. В., песня — это фундаментальное явление культуры, которое отражает пассивный исторический слой концепта. В песне отражены дух народа, видение человеком окружающего мира в целом, весь спектр человеческого бытия. Песня обладает богатым лингвокультурологическим потенциалом (Кидямкина 2010). В ходе анализа песенного текста выделяются такие уровни лингвокультурологических… Читать ещё >
Песня как объект лингвокультурологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Далее рассмотрим понятие песни и постараемся опредлеить особенности жанра песни, представляющие интерес для лингвокультурологии. Лингвокультурология — комплексная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики и культурологии, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и исследующая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты, отражающие новую систему ценностей (Воробьев 2006: 14).
Предметом исследования этой науки являются единицы языка, которые приобрели символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре и которые обобщают результаты собственно человеческого сознания — архетипического и прототипического, зафиксированные в мифах, легендах, ритуалах, обрядах, фольклорных и религиозных дискурсах, поэтических и прозаических художественных текстах, фразеологизмах и метафорах, символах и паремиях (пословицах и поговорках) и т. д. (Маслова 2007: 12).
Особый интерес вызывают различные явления культуры страны, в их ряду особое место занимают произведения искусства, книги и песни, так как в них отражаются особенности мировидения народа и различные исторические эпохи.
Согласно Кидямкиной А. В., песня — это фундаментальное явление культуры, которое отражает пассивный исторический слой концепта. В песне отражены дух народа, видение человеком окружающего мира в целом, весь спектр человеческого бытия. Песня обладает богатым лингвокультурологическим потенциалом (Кидямкина 2010).
В ходе анализа песенного текста выделяются такие уровни лингвокультурологических знаний, как языковой, текстовый и концептуальный. Для понимания текста песни на уровне языка большое значение имеет лексика, так как лексический состав текстов песен отличается образностью и выразительностью.
На текстовом уровне особое внимание уделяется характеристике отдельных явлений и предметов, которая дает представление о качествах, характерных для типичных героев песен рассматриваемого исторического периода, оценке этих качеств в соответствии с нормами культуры, а также нахождение в тексте информации страноведческого характера.
Наиболее важным для лингвокультурологического анализа авторских песен является надтекстовый уровень, который предполагает рассмотрение не только присутствующих в песнях прецедентных текстов, переводящих анализ конкретного песенного текста на более высокий (концептуальный) уровень, но и работу непосредственно с культурными концептами, ценностными оппозициями и иерархией ценностей, так как они определяют специфику менталитета и культуры рассматриваемого периода (Максимова 2008: 12). При этом концепт понимается вслед за Ю. С. Степановым как смысловая единица, являющаяся основной ячейкой в ментальном мире человека.
Песни отражают целый ряд важных для той или иной эпохи культурных концептов, и каждая языковая культура имеет как свои специфические черты, так и определенную общность.
Тексты песен каждой эпохи содержат страноведческую, историко-культурную, повседневно-бытовую, духовно-ценностную, политическую информацию, где находят отражение лексико-семантические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности развития языка.
Песня является одновременно произведением и словесного, и музыкального искусства, другими словами, она рассматривается как словесномузыкальный жанр, вербальная сторона которого представляет собой стихотворный текст. Проблема синтеза музыкальной, текстовой и индивидуально-исполнительской стороны песни представляется особенно актуальной.
Песня обладает эмотивной, контактоустанавливающей, побудительной и референтивной функциями. Включаясь в социумную реальность, в мир межличностных связей, она способна оказать определенное воздействие на слушателя. В песне обычно создается некоторый «возможный мир», к которому осуществляет референцию песенный текст. Этот «возможный мир» может быть картинкой подлинного бытия создателя песни, его мироощущения, но самое главное, в нем отражается национально-специфическая концептосфера народа (Муратова 2009: 809).