Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ораторское искусство Древнего Рима

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной научной системе знаний особое место занимает когнитивная лингвистика. Краткий словарь когнитивных терминов определяет когнитивную лингвистику как лингвистическое направление, в центре внимания которого — язык как общий когнитивный механизм, инструмент — система знаков, играющая роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации. Расположение — деление речи… Читать ещё >

Ораторское искусство Древнего Рима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древний Рим. Традиции древнегреческого ораторского искусства были плодотворно развиты в Древнем Риме. Ораторское искусство приравнивалось к искусству полководца. Риторика и эстетика рассматривались как единое целое. В Древнем Риме выросла целая плеяда известнейших ораторов и среди них Катон Старший, Тиберий Гракх, Гай Тацит. Блестящим теоретиком ораторского искусства и великим оратором был Марк Тулий Цицерон, который провел на форуме почти 40 лет. Это был подлинный идейный вождь римского сената. Он выработал стиль, который позволял ему быть простым и блистательным, безыскусным и страстным. Замечательным свойством речи Цицерона были музыкальность и ритмичность. Прославился он своими замечательными патетическими выступлениями и заключениями. В Цицероне сочетались теория и практика красноречия. Свои теоретические идеи он блестяще воплощал в практической деятельности. Идеалом оратора он считал человека высокой культуры, постоянно духовно обогащающегося, знающего литературу, историю, философию, право, одинаково хорошо владеющего и простым, и высоким стилем. Взгляды Цицерона на ораторское искусство, его советы имеют важное, непреходящее значение для каждого, кто пожелает научиться «глаголом жечь сердца людей».

Для речей Цицерона характерны восклицания, повторения, градация, ирония, употребление риторического приема бессоюзия, что придавало речи чеканность. Теория ораторского искусства в Древнем Риме находилась на высоком уровне. Известна деятельность ритора Марка Фабия Квинтилиана, который был не только оратором, но и преподавателем риторики. Он считал, что риторика — нравственно совершенное искусство. Главным для оратора Квинтилиан считал этику, приобретение точных и твердых понятий о честности и справедливости. Квинтилиан идеализировал Цицерона, но не все их позиции совпадали. Если Цицерон главным для оратора считал умение мыслить, а основу риторики, по его мнению, составляет философия, то Квинтилиан главным для оратора считал стилистику. Если Цицерон ориентировался на выступление перед народом, собравшимся на форум, то Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей ораторского искусства. Нам следует, вероятно, взять на вооружение искусство того и другого. Итак, классическая риторика делилась на 5 частей:

  • 1. Нахождение — систематизация содержания речи и используемых в ней доказательств.
  • 2. Расположение — деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение (доказательство своего взгляда и опровержение противного).

В современной научной системе знаний особое место занимает когнитивная лингвистика. Краткий словарь когнитивных терминов определяет когнитивную лингвистику как лингвистическое направление, в центре внимания которого — язык как общий когнитивный механизм, инструмент — система знаков, играющая роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации.

Эта система — объект одновременно и внешний и внутренний для субъекта (КСКТ, 1996: 53). Уже в 19-м в. учёных особенно волновала проблема соотношения языка и действительности, языка и мышления в контексте рассуждений о связи языка и общества, о влиянии языка на культуру. Появилась идея об обусловленности человеческого поведения языком, выраженная В. фон Гумбольдтом, утверждавшим, что человек не может мыслить и развиваться без языка, который заложен в человеческой природе, язык — необходимый атрибут человека: «люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе… Реальный мир в значительной степени неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы» (Гумбольдт 1984: 104). Сравнивая языки, Гумбольдт отмечал, что в них не может быть полного сходства и их нельзя считать средством выражения одной и той же социальной действительности.

Миры, в которых живут различные общества, представляют собой разные миры, это «вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками» (Там же). Выбор средства выражения говорящего при интерпретации окружающего мира предопределяется языковыми привычками общества, в котором он живет. Гумбольдт подчеркивал, что родной язык влияет на категоризацию мира, которая обусловливает возможности его познания. В высказываниях ученого выражена предпосылка идеи, развиваемой в современной лингвистике, что наивная картина мира присуща любому языку. Э. Сепир отмечал, что наивысшее скрытое или потенциальное содержание речи позволяет проникнуть в тайны мышления: «это содержание, которого можно достичь, толкуя каждый элемент речевого потока как в максимальной степени наделенный концептуальной значимостью» (Сепир 1993: 36). А. Мартине считал, что язык сам членит действительность, причем разные языки это делают по-разному, а точка зрения, что язык — средство обозначения заранее расчлененной действительности, просто неверна: «овладеть языком — значит научиться по-новому анализировать то, что составляет предмет языковой коммуникации» (Мартине 1963: 375).

Так в лингвистике ХIХ-начала XX в.в. признавалась первостепенная роль языка в когнитивной деятельности человека, и шире — выстраивалась триада проблемных вопросов мир-человек-язык, в которой центральным оказывается человек как активный субъект познания. В связи с этим активизируется такое фундаментальное понятие, как «картина мира». Картина мира формируется языковым сознанием и как уже сложившаяся структура раскрывается в языке. Отсюда комплекс вопросов и понятий, разрабатываемых семантикой, семиотикой, философией, мифологией, психологией, предстающих в несколько ином ракурсе перед лингвистом, исследователем картины мира. Общая картина мира приобретает свои разновидности — научную, философскую, художественную и.т.п., но предстает она через язык и в языке. Вопрос о картине мира связан с вопросом о степени универсальности привычных для носителя языка грамматических и семантических категорий. Так, например, А. Марти понимает картину мира как сумму всего языкового содержания, сумму значений и репрезентацию этих значений посредством внутренних форм. Иначе говоря, картина мира — это совокупность используемых в языке сравнений и образов (Marty 1965: 100−101). В XX в. в связи с бурным развитием физики в работах Г. Герца, М. Планка, А. Эйнштейна появляется понятие «модель мира», применяемое к научной картине мира и трактуемое как модель реального мира, или как картина реальности (Постовалова 1988: 12−15). При этом модель мира формируется на основе результатов научных исследований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой