Введение.
Развитие логического мышления
В данной работе представлен комплекс педагогических приёмов, которые позволят ввести их в учебный процесс, без изменений в учебном плане и увеличения учебной нагрузки на учащихся. Анализ научно-теоретической литературы и педагогического опыта с точки зрения практики обеспечения развития логического мышления, показывает ряд противоречий: Исследовательской базой исследования выступили ученики… Читать ещё >
Введение. Развитие логического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам особое внимание уделяется личностному результату, к которому в равной степени с предметными и метапредметными результатами, переделяются определенные требования. Делается упор на развитие личности учащегося, а не на набор обязательной для изучения информации. Новые стандарты начального общего образования ориентируют на формирование универсальных учебных действий, составляющие основу достижения метапредметных результатов образования. Обучение математике создает благоприятные предпосылки и потенциалы для вырабатывания у младших школьников логических УУД (синтез, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация, и др.), которые играют важнейшую роль в развитии логического мышления учащихся. В психологопедагогической литературе УУД определяются как логические приемы мышления, приемы умственных действий, мыслительные операции и т. д. педагогический математика логический мышление В предоставленной выпускной квалификационной работе описаны возможности уроков математики для развития логического мышления младших школьников.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что целенаправленная работа по развитию логического мышления учащихся должна носить системный характер. Следовательно, эффективность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способов организации специальной развивающей работы.
Анализ научно-теоретической литературы и педагогического опыта с точки зрения практики обеспечения развития логического мышления, показывает ряд противоречий:
- — между благоприятными возрастными предпосылками развития логического мышления младших школьников и недостаточной их реализацией;
- — между необходимостью повышения использования логических заданий и упражнений в учебном процессе и недостаточной разработанностью педагогического инструментария активизации этого процесса в общеобразовательной школе на уроках математики.
Разрешение этих противоречий обусловило выбор темы исследования, и его проблему в такой формулировке: каково влияние использования логических заданий и упражнений на уроках математики на развитие логического мышления младших школьников?
Предметом исследования выступают приемы формирования логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования заключается в разработке, научном обосновании и практическом осуществлении логических заданий и упражнений в учебном процессе в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
- 1. изучить теоретические аспекты формирования логического мышления у младших школьников,
- 2. рассмотреть существующие методы и приемы развития логического мышления на уроке математики,
- 3. разработать предложения о методах и приемах развития логического мышления учащихся на уроках математики,
- 4. провести эмпирическое исследование уровня развития логического мышления у младших школьников.
В основе работы лежат исследования, учебные и научные издания, статьи специальной периодической печати, а также законодательные документы об образовании.
В процессе исследования применялись следующие методы: теоретикопоисковые (анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация; классификация; сравнительный анализ); эмпирические (тестирование; педагогическое наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный виды эксперимента); математические (метод статистической обработки экспериментальных данных).
Исследовательской базой исследования выступили ученики муниципального бюджетного образовательного учреждения. В исследовании участвовали ученики 2 класса.
Несмотря на высокую степень изученности проблемы развития логического мышления на уроках математики, данная работа обладает определенной степенью новизны, которая содержится в подробном рассмотрении формирования логического мышлении в процессе решения логических заданий и упражнений на уроках математики.
В данной работе представлен комплекс педагогических приёмов, которые позволят ввести их в учебный процесс, без изменений в учебном плане и увеличения учебной нагрузки на учащихся.
Введение
в структуру урока этапов, с помощью которых активизируется деятельность учителя по развитию логического мышления. Обширное применение специально подобранных заданий и упражнений с учетом возрастных особенностей мышления, опора на наглядно-действенные и игровые методы обучения.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке критериев результативности логического мышления. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в образовательном процессе начальной школы, а также в системе повышения их квалификации.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.