Сущность и способы прогнозирования
Принципами прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике. Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается… Читать ещё >
Сущность и способы прогнозирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события.
Выделяют следующие виды прогнозов:
- 1) по функциональному назначению:
- * прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;
- * прогноз путей достижения цели (программный);
- * прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;
- * прогноз возможных последствий принимаемых решений;
- * прогноз состояния среды;
- 2) по содержанию — научно-технические, экономические (финансовый, рыночный и т. п.), военно-политические и проч.;
- 3) по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);
- 4) по степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);
- 5) по форме представления результатов — качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;
- 6) по степени охвата объекта-локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.
Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:
- * во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
- * во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
- * в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.
Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывает пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.
Принципами прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.
Этапами разработки прогноза являются:
- 1) определение потребностей в прогнозе, его цели;
- 2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;
- 3) установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
- 4) формирование информационной базы;
- 5) выбор моделей и методов прогноза;
- 6) формулировка и оценка вариантов:
- 7) разработка рекомендаций по принятию решений.
Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.
С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.
По характеру используемой информации их можно разделить на:
- * фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
- * опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).
По способу обработки и анализа прогнозной информации вьщеляют:
- 1) статистические методы-
- * построение и анализ динамических рядов (последовательного множества показателей во времени);
- * экстраполяция;
- * регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину; они имеют вид y4jc, + 5х, + const, где х, и л^ - неизвестные переменные; Ли В-коэффициенты, показывающие их роль в прогнозируемой системе);
- 2) логические методы:
- * аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе знания поведения одного прогнозировать поведение другого);
- * построение параметрических рядов;
- * морфология (оценка вариантов сочетаний различных факторов);
- * матричные модели (были описаны в главе 23);
- * причинно-следственный анализ (был описан в главе 22).
В настоящее время существует более 150 методов прогнозирования, но в целом они крайне субъективны и ни один не универсален.
Сценарий исходит из гипотетического состояния объекта и четко сформулированных допущений. Он составляется от прошлого к будущему и от будущего к прошлому и показывает, как из существующей ситуации можно шаг за шагом перейти к желаемому состоянию объекта. Поэтому сценарий должен быть логичным и внутреннецелостным.
Этапами составления сценария являются:
- 1) структуризация информации;
- 2) определение критических точек среды бизнеса;
- 3) описание показателей желаемого состояния объекта;
- 4) формулировка вариантов их достижения;
- 5) сопоставление вариантов с намеченными показателями и их корректировка с учетом непредвиденных событий;
- 6) выбор окончательного варианта.
Многовариантность прогнозов предполагает составление двух-трех вариантов сценария:
- * оптимистичного, в надежде на благоприятные условия;
- * реалистичного, исходящего из средних условий;
- * пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо.
Крайние варианты сценария задают рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии. Наличие пакета сценариев служит основой для творческих дискуссий, позволяющих их совершенствовать, а также дает возможность в ходе реализации плана переключаться с одного на другой, что уменьшает риск.