Основные этапы становления философии С. Кьеркегора.
Эстетическая ступень, этический выбор, религиозный этап в системе иррационалистичсского учения
При изучении философии С. Кьеркегора необходимо проследить эволюцию его взглядов, проанализировав основные этапы формирования его философского учения. Исходным этапом в развитии философии С. Кьеркегора выступает так называемая «эстетическая ступень». Это, по мнению мыслителя, специфическая форма объективизма, требующая своего отрицания, ибо она не дает индивиду возможности выбора, свободы… Читать ещё >
Основные этапы становления философии С. Кьеркегора. Эстетическая ступень, этический выбор, религиозный этап в системе иррационалистичсского учения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При изучении философии С. Кьеркегора необходимо проследить эволюцию его взглядов, проанализировав основные этапы формирования его философского учения. Исходным этапом в развитии философии С. Кьеркегора выступает так называемая «эстетическая ступень». Это, по мнению мыслителя, специфическая форма объективизма, требующая своего отрицания, ибо она не дает индивиду возможности выбора, свободы. Следующий этап в развитии личности — эстетическая ступень, единственно возможный путь к абсолюту, с точки зрения философа, — выбор самого себя и становление внутреннего мира. Средством, с помощью которого индивид постигает свое «Я», является отчаяние и раскаяние, лишь они приводят нас к абсолютному выбору, обоснованию общечеловеческих ценностей, свободы.
Таким образом, у С. Кьеркегора различение противоположностей (добра и зла, свободы и необходимости) осуществляется самим индивидом. Его «Я» без отношения к объективной реальности, жажда реализации свободы, без выбора между добром и злом приводит первого человека Адама к грехопадению. Поэтому последняя ступень в развитии личности — религиозная. Само грехопадение — продукт человеческой свободы, которой распоряжаются себе во зло. Грехопадение человечества С. Кьеркегор понимает как отрыв человека от бога и появление между богом и людьми непреодолимой пропасти, поскольку индивид осуществляет реализацию свободы в неугодном богу направлении, против его деяний. И только с помощью веры человек становится личностью, возвышается над общечеловеческим, выходит за пределы этического и устанавливает непосредственную персональную связь с богом. Вера для мыслителя рационально непостижима, необъяснима, парадоксальна и абсурдна.
«Авраам верил в силу абсурда, — пишет в работе „Страх и трепет“ С. Кьеркегор, — потому что всяким человеческим соображениям давно настал конец»[1]. И далее продолжает: «Авраам был велик тою силой, суть которой бессилие, велик тою мудростью, тайна которой несообразность, велик тою надеждой, форма которой безумие, велик тою любовью, которая есть ненависть к самому себе»[2]. Итак, если отвергнута богом полная обусловленность деяний человека и ему предоставлена свобода, то он становится на путь собственного выбора, окончательной изоляции от бога, грехопадения. Личности Кьеркегора присуждена свобода, она является для нее определенным наказанием. Вследствие этой свободы личность возлагает на себя ответственность за все свои деяния, за каждый свой шаг. Но эта свобода ведет его по жизни не столь же правильным путем, не столь уж твердым шагом. Кьеркегор желает, чтобы свою свободу человек использовал для поиска бога, для обретения связи с ним, возвращения в божественное лоно, возвышения до позитивной веры. Но этот путь недостижим в принципе; спасение человека — в полном отрицании человеческой природы, в преодолении ее сущности. Поскольку это невозможно, спасения для индивида нет.
Отчаяние не возвышает и приближает личность к богу, а приковывает ее к ненавистной, оторванной от бога, потонувшей в абсолютном грехе самости. Смертельной болезнью, отчаянием одержим человек, смертельной болезнью в то же время болен и бог. Это в философии Ф. Ницше кончается смертью бога, окончательным разрушением традиционных ценностей и полным нигилизмом.