Древнегреческая философия и мифология.
Особенности и взаимосвязь
Источником мифологического мышления у греков являлся родовой строй, пережитки которого еще очень долго сохранялись в их сознании, даже после того, как породившие их материальные условия исчезли. Мифологический мир богов у греков был построен по образцу родовой организации общества, хотя сами греки пытались выводить свои роды из мифологии. На самом же деле мифологическая картина мира отражала… Читать ещё >
Древнегреческая философия и мифология. Особенности и взаимосвязь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Попробуем понять, какие основные характерные черты были присущи греческой мифологии и какова ее связь с философией той эпохи.
Источником мифологического мышления у греков являлся родовой строй, пережитки которого еще очень долго сохранялись в их сознании, даже после того, как породившие их материальные условия исчезли. Мифологический мир богов у греков был построен по образцу родовой организации общества, хотя сами греки пытались выводить свои роды из мифологии. На самом же деле мифологическая картина мира отражала реальную родовую связь общественно-производственной жизни, которая покоилась на незрелости индивидуального человека, его неспособности оторваться от пуповины естественно-родовых связей с другими людьми. Это заставляло его фетишизировать силы природы. Поэтому миф, тотемизм, культ предков составляли существенную черту религиозных представлений греков.
Однако уже в период дорабовладельческой революции у греков появились новые умственные запросы, развитию которых способствовали колонизация, совершенствование торговых связей, знакомство с культурами других народов, египетской и вавилонской наукой, геометрией и астрономией.
В самом зародышевом состоянии смутные зачатки натурфилософии и разложения мифологического мышления прослеживаются уже в героическом эпосе греков. Одним из свидетельств этого процесса является достаточно широкий кругозор Гомера. Он в своей художественной манере рисует жизнь богов с такой иронией, с которой вряд ли можно увидеть особую преданность старинным традициям.
Несмотря на то что он не ставит вопрос о происхождении мира, неслучайно боги Гомера опускаются на землю, окутанные туманом. Это связано с его рассуждениями о небе. Он пытается представить небо в качестве сочетания двух стихий: воздуха и эфира. Первый способен, по его мнению, к сгущению и разряжению, образованию облаков и тумана, а эфир — это светлое огненное вещество, доказательством существования которого служит молния. Помимо воздуха и огня Гомер говорит еще о двух всеобщих стихиях природы: земле и воде. Первая, по его мнению, является плоской и неподвижной, вода же занимает по сравнению с землей гораздо большее пространство.
Впервые же вопросы, как возник мир и что он есть теперь, в гомеровскую эпоху поставил крестьянский поэт Гесиод[1]. Он выступил в роли собирателя и систематизатора мифов, предпринял попытку вывести богов друг из друга, представить их не как вечных бессмертных, а как возникших, обусловленных всем предшествующим развитием.
Однако, несмотря на имевшиеся предпосылки, материалистическую теорию происхождения мира, простейшие законы математики, астрономии и механики грекам удалось создать только после смены общественного строя. Отметим, что в целом философия Древнего мира носила космоцентрический характер. Ее представители пытались разработать такие категории, как космос, природа, бытие и небытие, логос, душа, благо.
- [1] Боги Гесиода являются продуктом, хотя и фантастического, но своеобразного исторического процесса. В своем труде «Теогония» он дает «родословную богов» как персонифицированных сил природы, устанавливает их единство, связь, преемственность."Теогонию" можно назвать и специфической, фантастической «родословной мира» иликосмогонией донаучного.