Цель и задачи нормативно-правового обеспечения учета расчетов с покупателями и заказчиками
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств содержат информацию о порядке проведения инвентаризации расчетов и оформления ее результатов. Из положения следует, что инвентаризация расчетов с покупателями заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом… Читать ещё >
Цель и задачи нормативно-правового обеспечения учета расчетов с покупателями и заказчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью нормативных документов (кодексы, законы, приказы и т. д.) является законодательно закрепить те или иные аспекты деятельности физических и юридических лиц. А также в них входят некие правила, указания, стандарты, которые позволяют лицам правильно организовать свою деятельность, предостеречь от неверных шагов. Нормативные документы также имеются и в отношении расчетов с покупателями и заказчиками и отражения данных операций в бухгалтерском учете.
Система законодательно — нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации осуществляется на четырех уровнях представленная в таблице 2.
Таблица 2 — Законодательно-нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
Законодательный. |
| |
Нормативный. |
| |
Методический. |
| |
Организационный. |
| |
Рассмотрим подробнее, какие аспекты бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками регулируются данными нормативно-правовыми актами.
Первый уровень — Законодательный.
- 1) В Гражданском кодексе Российской Федерации даются основные положения [4]:
- — о видах сделок (глава 9);
- — об обязательствах (глава 21);
- — о формах расчетов (глава 46);
- — о договорах (порядок заключения, изменения и расторжения договоров (главы 27, 28, 29);
- — подробно описываются договоры: — купли-продажи (глава 30) — подряда (глава 37);
- — возмездного оказания услуг (глава 39) и др.
- 2) В федеральном законе «О переводном и простом векселе» даются [4]: — основные положения о лицах, которые имеют право обязываться по простому и переводному векселю;
- — порядок оплаты простого и переводного векселя;
- — порядок исполнения требований, основанных на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
- 3) Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»:
- — устанавливает порядок осуществления расчетов между резидентами; между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами;
- — определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, правила оформления паспорта сделки и т. д.
- 4) Федеральный Закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт»:
- — раскрывает основные положения о применении контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями и заказчиками;
- — случаи, осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Далее перечислим нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет объекта.
- 5) В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» даны наиболее общие положения, касающиеся учета обязательств, а именно [1]:
- — организация бухгалтерского учета (статья 7);
- — оформление первичных учетных документов (статья 9), регистров бухгалтерского учета (статья 10);
- — правила проведения инвентаризации обязательств и их отражения в бухгалтерской отчетности (статья 11, 13);
- — хранение документов (статья 29).
- 6) Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует налогообложение организаций, занимающихся продажей товаров, в части [5]: — описания действий по уплате налога (глава 8);
- — сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов (глава 9); - требования по уплате налогов и сборов (глава 10).
В НК РФ рассматриваются условия обложения налогом на добавленную стоимость (глава 1), акцизами (глава 22), налогом на прибыль (глава 25).
Второй уровень — Нормативный.
- 7) Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» утверждает формы и способы исправления документов, применяемых при расчетах по НДС.
- 8) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации — устанавливает общий порядок ведения и организации бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками. Положение включает в себя информацию о документировании хозяйственных операций, инвентаризации имущества и обязательств, правилах оценки статей бухгалтерской отчетности в части дебиторской и кредиторской задолженности [8].
- 9) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) устанавливает методологические основы формирования и раскрытия учетной политики, отражения в ней всех форм и способов ведения бухгалтерского учета, в том числе в части расчетов с покупателями и заказчиками [9].
- 10) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) раскрывает содержание информации о [10]:
- — суммах дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе;
- — выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей в отчете о финансовых результатах и раскрытие информации о расчетах с покупателями и заказчиками в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
- 11) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. раскрывают информацию [11,12]:
- — виды доходов и расходов, финансовых результатов организации;
- — структуру и порядок формирования финансовых результатов;
- — учет доходов и расходов от обычных видов деятельности;
- — прочие доходы и расходы;
- — порядок определения прочих финансовых результатов.
- 12) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) регулирует корректировку стоимости обязательства, которая производится в связи с появлением новой информации и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. В положении сказано, что «оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, с помощью которого покрываются убытки от непогашенной дебиторской задолженности» .
Третий уровень — Методический.
13) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению.
Согласно данному документу для учета расчетов с покупателями и заказчиками в плане счетов предусмотрен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы предъявленных расчетных документов и кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов на суммы поступивших платежей [15].
14) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств содержат информацию о порядке проведения инвентаризации расчетов и оформления ее результатов. Из положения следует, что инвентаризация расчетов с покупателями заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень — Организационный.
- 15) Учетная политика организации. Утверждается приказом руководителя организации, разрабатывается главным бухгалтером, или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. В ней прописывается [9]:
- — порядок признания доходов и расходов от реализуемых работ (услуг);
- — сроки проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, порядок списания неистребованных задолженностей.
- 16) Рабочий план счетов является приложением к учетной политике. Разрабатывается на основании типового плана счетов, в соответствии с которым учет расчетов с покупателями и заказчиками в рабочем плане счетов ведется на счете 62.
При этом субсчета к счету 62 организация разрабатывает самостоятельно [35].
- 17) В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, а также указывается порядок, место и время прохождения документа с момента его составления или прибытия в организацию до сдачи в архив или отправку в другую организацию [34].
- 18) Первичные учетные документы. Они содержат в себе информацию о фактах хозяйственной жизни, осуществляемых с покупателями и заказчиками [35].
- 19) В положении о подразделении регламентируется деятельность структурного подразделения организации, отражены его задачи, функции, права, степень и сфера ответственности [35].
- 20) В должностных инструкциях бухгалтера регламентируется деятельность каждой должности, и содержатся требования к работнику, занимающему эту должность, определяются назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения [34].
Если компания осуществляет внешнеторговые операций список нормативных актов расширяется. В Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» в главе 3 ст. 21 говорится, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся [3]:
- — федеральные стандарты;
- — отраслевые стандарты;
- — рекомендации в области бухгалтерского учета;
- — стандарты экономического субъекта.
Российские стандарты бухгалтерского учета пытаются приблизить к международным стандартам, как основу разработки федеральных и отраслевых стандартов, но что касается МСФО, то отдельного документа по учету расчетов нет.
Информация об учете обязательств встречается в МСФО 1 «Представление финансовой отчётности», в котором говорится о том, что одной из статей в отчете о финансовом положении является статья «торговая и прочая дебиторская задолженность» .
Таким образом, порядок осуществления расчетов с покупателями и заказчиками представлен множеством различных нормативно-правовых актов, однако раскрытие порядка ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками недостаточно разработано, нет отдельного положения по ведению бухгалтерского учета или методических указаний.