Методика бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками
Условия прощения долга При поступлении на склад товарно-материальных ценностей, необходимо проверять соответствие фактического наличия товаров с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика. Может возникнуть ситуация, когда фактическое наличие и данные накладной не совпадают. В этом случае поставщику выставляют претензию и составляют «Акт об установленном расхождении по количеству… Читать ещё >
Методика бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» относятся к VI разделу плана счетов «Расчёты». Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчётов организации с различными юридическими и физическими лицами.
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров поставки, подряда, поручения, энергоснабжения и других. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчётов (условия платежей).
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, одновременно с ними либо авансом. Все платежи со счетов организаций производятся в порядке календарной очерёдности поступления в банк расчётных документов.
В соответствии с Планом счетов суммы выданных авансов и предварительной оплаты товаров (работ, услуг) также подлежат учёту на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
На счете 60 отражают расчёты с поставщиками и подрядчиками:
- — за полученные товары;
- — за товары, расчётные документы на которые не поступили (неотфактурованные поставки);
- — за излишки товаров, выявленные при приёмке поступившего товара;
- — по авансам и предварительным оплатам.
Аналитический учёт по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» ведётся по каждому поставщику, договору, счёту.
Пассив баланса содержит показатели, отражающие в стоимостном выражении состояние расчётов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретённую продукцию, оказанные услуги, счета по которым не оплачены в установленном порядке. Указанные расчёты носят название кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность в бухгалтерском учёте организации отражается как следствие её гражданских обязательств, возникающих в результате определённой сделки. Сделка, оформленная договором, представляет собой определённое действие участвующих в ней юридических или физических лиц, результатом которого является возникновение товарных и денежных обязательств. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка).
Целью учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками является обеспечение контроля состояния кредиторской задолженности.
Основными задачами бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками являются:
- — обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчётов, установленных в договорах, между контрагентами;
- — правильное отражение синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учёте и отчётности;
- — подтверждение суммы задолженности путём сверки расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- — своевременное выставление претензий в случае нарушений поставщиками условий хозяйственных договоров;
- — оценка правильности формирования статей баланса, содержащих сведения о дебиторской и кредиторской задолженности.
Согласно мнению авторов Суглобовой А. Е., Жарылгасовой Б. Т., для целей бухгалтерского учёта используются следующая классификация кредиторской задолженности:
- — по характеру обязательства, из которого возникла задолженность;
- — по статусу кредитора, перед которым возникла задолженность;
- — по валюте осуществления расчётов;
- — по сроку погашения задолженности.
Отражая в учёте операции по поступлению товара, следует обратить внимание на условия договора, определяющие момент перехода права собственности на товар.
Признание обязательства по договору гражданско-правового характера происходит в момент подписания договора уполномоченными представителями сторон.
Существуют различные способы поступления товара (материалов): поступление товара с предварительной оплатой, поступление товара без предварительной оплаты, поступление товара (материала) с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Чтобы учесть выданные авансы, к счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» открывают отдельный субсчет «Расчёты по авансам выданным». Выданные авансы, не погашенные на конец отчётного периода, отражают по строке «Дебиторская задолженность» Бухгалтерского баланса.
Покупатель, который перечислил аванс, может принять к вычету НДС, не дожидаясь момента, когда поставщик отгрузит товар [2]. Это дает возможность быстрее принять налог к вычету, если перечисление аванса и отгрузка товара произошли в разных кварталах.
Учёт товара, поступившего без предварительной оплаты, осуществляется в следующей последовательности: товар поступает на склад организации по товарной накладной; на основании счёта-фактуры делается запись в книгу покупок; бухгалтер перечисляет кредиторскую задолженность используя платёжное поручение; банк списывает денежные средства со счёта клиента.
Учёт приобретения товаров (материалов) можно вести с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Использование этих счетов должно быть предусмотрено учётной политикой организации. В этом случае товары (материалы) учитываются не по фактической себестоимости, а по учётным ценам. [21].
Учётные цены организация может определять по-разному:
- — исходя из цены, указанной в договоре;
- — по планово-расчётным ценам;
- — по ценам предыдущего месяца и т. п.
Плановую стоимость организация разрабатывает самостоятельно на основе сложившихся цен поставщиков. Величину отклонения распределяют между проданными товарами (списанными материалами) и остатком товаров (материалов) на складе.
Коэффициент отклонений рассчитывается по формуле 1:
(1).
Сумма отклонений, подлежащая списанию на счёта бухгалтерского учёта, определяется по формуле 2:
(2).
где сальдо начальное по счёту 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
— оборот по дебету (кредиту) счёта 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
- — сальдо начальное по счёту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
- — оборот по дебету (кредиту) счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Порядок отражения в бухгалтерском учёте поступления товарно-материальных ценностей с использованием счёта 15 представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Поступление товара с использованием счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
№ п/п. | Содержание операции. | Корреспонденция счетов. | Первичный документ. | |
Дебет. | Кредит. | |||
Отражена покупная стоимость товара. | 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». | «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Накладная. | |
Отражена сумма НДС. | 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям». | «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Счёт-фактура. | |
Принята к вычету сумма НДС. | «Расчёты по налогам и сборам». | 19 «НДС по приобретённым ценностям». | Книга покупок. | |
Оприходованы материалы (товар) по учётной цене. | 10 (41). «Материалы» («Товары»). | 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». | Приходный ордер ф. М-4. | |
Выявлены отклонения: Экономия перерасход. |
|
| Справка бухгалтера. |
При составлении баланса сальдо по счёту 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» присоединяется к сальдо по счёту 41 «Товары», т. е. товары отражаются в балансе по фактической себестоимости.
Порядок отражения в бухгалтерском учёте поступления товарно-материальных ценностей без использования счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Поступление товара без использования счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Дебет. | Кредит. | Содержание хозяйственных операций. | Первичные документы. |
Приняты к оплате счета поставщиков за приобретённые материально-производственные запасы. | Договор купли-продажи, Отгрузочные документы поставщика. | ||
60, 76. | На основании счетов-фактур поставщиков отражен НДС по приобретённым материально-производственным запасам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС (в том числе по нулевой ставке), и расходам по их заготовлению и доставке. | Счета-фактуры. | |
79−1. | Получены материально-производственные запасы от структурных подразделений. | № М-4 «Приходный ордер». | |
60, 76. | 51, 52. | Оплачены счета поставщиков за материально-производственные запасы и расходы по их заготовлению и доставке. | Выписки банка по расчетному (рублевому, валютному) счетам. |
Предъявлен к вычету НДС по оплаченным и принятым к учету материально-производственным запасам. | Счёт-фактура. | ||
79−1. | Переданы материально-производственные запасы структурным подразделениям. | № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». |
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов по документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие — качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4). В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6). Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платёжных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов.
Под неотфактурованными поставками понимаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчётные документы.
При неотфактурованных поставках в бухгалтерском учете производятся следующие записи (табл. 4).
Таблица 4.
Отражение неотфактурованных поставок на счетах бухгалтерского учёта.
№ п/п. | Содержание операции. | Корреспонденция счетов. | Первичный документ. | |
Дебет. | Кредит. | |||
Оприходованы материалы, поступившие без документов поставщика. | «Материалы». | 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Акт о приёмке материалов ф. № М-7. | |
Списана в производство часть неотфактурованных материалов. | 20 «Основное производство». | «Материалы». | Требование. | |
Списана стоимость использованных в производстве неотфактурованных материалов. | 90−2 «Продажи» субсчёт «Себестоимость продаж». | «Основное производство. | Справка-расчёт. | |
Сторнированы ранее учтённые суммы по неотфактурованным поставкам при получении документов поставщика. | «Материалы». | 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Бухгалтерская справка. | |
Отражена стоимость материалов в соответствии с поступившими документами поставщика. |
| 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Накладная ТОРГ-12. Счёт-фактура. | |
Принята к вычету сумма НДС. | 68 «Расчёты по налогам и сборам». | «НДС». | Книга покупок. | |
Отражена разница (уценка) в стоимости материалов, списанных на расходы, в соответствии с поступившими документами поставщика. | 91−1 «Прочие доходы и расходы» субсчёт 1 «Прочие расходы». | «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». | Бухгалтерская справка. |
Неотфактурованные поставки …
Прощение долга предполагает наличие чётко выраженного волеизъявления кредитора освободить должника от исполнения обязанности. Молчание кредитора, не предъявление им требований о предоставлении должного не могут считаться прощением долга.
Условия прощения долга представлены на рисунке 4.
Условия прощения долга При поступлении на склад товарно-материальных ценностей, необходимо проверять соответствие фактического наличия товаров с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика. Может возникнуть ситуация, когда фактическое наличие и данные накладной не совпадают. В этом случае поставщику выставляют претензию и составляют «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2), «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров» (форма № ТОРГ-3) либо специализированные акты соответствующих транспортных организаций [9, 14].
Для учёта расчёта по претензиям Планом счетов предусмотрен отдельный субсчёт 76−2, который открывается к счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». На выделенном субсчёте аналитический учёт ведётся по каждому дебитору и отдельным претензиям [13].
Бухгалтерские записи, отражающие расчёты по претензиям, представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Бухгалтерские записи, отражающие расчёты по претензиям.
№. | Содержание операции. | Дебет. | Кредит. | Первичный документ. |
Принят к учёту товар | «Товары». | 60 «Расчёты с поставщ. и подрядч.». | Договор купли-продажи, Отгрузочные документы поставщика, Акт о приёмке товаров. | |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком товара. | «НДС». | 60 «Расчёты с поставщ. и подрядч.». | Счёт-фактура. | |
Отражена оплата товара. | 60 «Расчёты с поставщ. и подрядч.». | «Расчётные счета». | Выписка банка по расчётному счёту. | |
Отражен возврат некачественного товара. | 76.02. «Расчёты по претензиям». | «Товары». | Акт о возврате товаров. | |
Восстановлен НДС по возвращенному товару. | 76.02 «Расчёты по претензиям». | 68 «Расчёты по налогам и сборам». | Счёт-фактура. | |
Возвращены поставщиком денежные средства, уплаченные за бракованный товар | «Расчётные счета». | 76.02. «Расчёты по претензиям». | Выписка банка по расчётному счёту. |
Если товар был оприходован, а сумма НДС принята к вычету, то при предъявлении претензии поставщику, сумму НДС следует восстановить.
При погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением, как суммы задолженности, так и размера имущества организации.