Учет и особенности аудита реализации продукции, работ и услуг
Особое внимание обращается на четкое оформление документов: наличие расписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений. Возможно выявление случаев повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году. Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах… Читать ещё >
Учет и особенности аудита реализации продукции, работ и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Готовая продукция представляет собой продукты труда, готовые к продаже, поскольку они являются конечным результатом производственного цикла, приняты на склад, в кладовые, комплектовочные площадки или заказчиком, оформлены первичной документацией, имеют предметный вид, количественно измеряются в натуральном и денежном выражении, а также соответствуют условиям договора поставки, техническим условиям и другим нормативам.
Готовая продукция сдается на склад в подотчет материально-ответственному лицу, кладовщику. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются заказчиком на месте их изготовления.
В ООО «Сатурн» для учета наличия и движения готовой продукции на складе применяется счет 43 «Готовая продукция», по дебету которого отражается остаток продукции на складе на начало и конец отчетного периода и ее приход на производство, а по кредиту — расход продукции, отпуск ее со склада. Оценка готовой продукции производится по фактической производственной себестоимости.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство», на котором собираются затраты по счетам 10,70,69,97,16,25,26.
При оприходовании продукции на складе делается запись: Д 43 — К 20.
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция в дебет счета 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной продукции от стоимости ее по учетным ценам.
На отпуск продукции на сторону в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные поручения для расчетов с покупателями через банк. В платежном поручении указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки и сумму НДС. Данные платежных поручений ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции. В ведомости указывают дату и номер платежного поручения, наименование поставщика. Количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам и отметку об оплате счетов. Оперативный учет отгрузки ведут в специальных карточках и книгах.
В бухгалтерии ООО «Сатурн» на каждое наименование продукции открываются карточки, в которых указывается наименование, номенклатурный номер, сорт, размер и другие признаки продукции, учетная цена, место хранения и норма запаса. Для удобства работы карточки на складе размещаются в специальном ящике-картотеке, где располагаются по группам продукции, а внутри групп — по номенклатурным номерам по их возрастанию. Карточки одной группы отделяются от другой разделителями, на которых указываются номера и наименования групп продукции. Записи в карточках производятся материально-ответственными лицами на основании документов о поступлении на склад и выбытии со склада готовых изделий по мере совершения операций. По окончании рабочего дня в карточках, где отмечено движение продукции выводится конечный остаток. В конце отчетного периода (независимо было ли движение готовой продукции) проставляется конечный остаток.
Периодически заведующий складом или кладовщик по карточкам устанавливает превышение фактических остатков над нормами запаса, а при наличии продукции без движения составляют сигнальную справку, которую передают в отдел сбыта или маркетинга для принятия мер по снижению остатков продукции.
Все первичные документы по приходу и расходу продукции со склада передаются в бухгалтерию. Как правило, такая передача осуществляется непосредственно на складе. Работник бухгалтерии раз в неделю приходит на склад и проверяет правильность оформления первичных документов, записей в карточках готовой продукции. Обнаруженные ошибки сразу же исправляются. Достоверность исчисленных остатков подтверждается в карточках подписью работника бухгалтерии.
Остаток готовой продукции на конец отчетного периода рассчитывается так: остаток на начало периода + поступило из производства — отгружено и отпущено в порядке продажи.
Для вывоза готовой продукции с территории предприятия представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных, на которых делается специальные разрешительные надписи. Если готовая продукция отпускается покупателю со склада поставщика, то получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза.
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. За несколько лет работы ООО «Сатурн» наладило поставку табачных изделий в торговые организации городов Моршанска, Тамбова, Рязань, Мурманска, Волгограда и других, с которыми заключены договора. Среди поставщиков предприятия такие организации как ООО «Лагуна», ООО «ТУК», ООО «Запдеталь», ОАО «Тамбовагропромкомплект», ОАО «Пигмент» и др. В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые по показателям изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму НДС и другие реквизиты.
В ПБУ 9/99 сказано, что организациям разрешается определять выручку от продажи продукции либо по методу оплаты отгруженной продукции, либо по методу отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю.
В ООО «Сатурн» выручка от продажи продукции определяется по моменту отгрузки продукции. Датой продажи считается день отгрузки товара или передача собственности на товар.
При продаже товаров делаются следующие проводки:
Д 62 — К 90 — отгрузка продукции по цене продажи, включая НДС;
Д 90 — К 43 — списана производственная себестоимость отгруженной продукции;
Д 90 — К 44 — списаны расходы по продаже;
Д 90 — К 68 — отражена сумма НДС отгруженной продукции;
Д 50, 51 — К 62 — поступили платежи за реализованную продукцию;
Д 68 — К 51 — перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом;
Д 90 — К 99 — прибыль;
Д 99 — К 90 — убыток.
Оценка готовой продукции на предприятии определяется по фактической производственной себестоимости. По окончании месяца необходимо исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную продукцию и ее остатки на складах. С этой целью составляют специальный расчет с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам. Расчеты составляют по однородным группам продукции, что обеспечивает большую точность в расчетах отклонений.
Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации — контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и ее реализацию, являются: Положение об учетной политике организации, акты сдачи готовой продукции на склад, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № MX-18), приказ-накладная, товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупателей, ведомости учета остатков ТМЦ в местах хранения (ф. № MX-19), ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, журнал-ордер № 11; ведомость № 16; количественно-суммовые карточки, оборотные ведомости, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20,40,43,45,46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга и др.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;
проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;
оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования.
Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и процесса реализации.
№ п/п. | Содержание вопроса или объект исследования. | Содержание ответа (результат проверки). | Симв. | Выводы и решения аудитора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. Внутренний контроль. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснованы ли цены и сроки реализации продукции по договорам? | Составляются плановые калькуляции. | У4. | Контроль удовлетворительный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допускаются ли колебания отпускных цен на продукцию, превышающие 20%? | По отдельным видам продукции. | У2. | Проверить правильность налогообложения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контролируется ли нумерация документов для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных? | Производится предварительная нумерация указанных документов. | У3. | Контроль удовлетворительный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур? | Ежемесячно. | У3. | Контроль удовлетворительный. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, суммы, применения цен, наценок? | Осуществляется выборочный контроль. | У2. | Имеется вероятность ошибок. Следует провести выборочную проверку документов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контролируется ли гл. бухгалтером себестоимость реализованной продукции? | Ежеквартально. | У2. | Выборочно проверить арифметические расчеты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдается ли график документооборота по учету реализации продукции? | Первичные документы сдаются в бу…
Аналитический учет в ООО «Сатурн» ведется в хронологическом порядке по каждому покупателю или заказчику. По мере отгрузки продукции к оплате предъявляются расчетные документы покупателя, в которых отражается величина выручки от их реализации. Д 62 — К 90/1 — отражена выручка от реализации; Д 51 — К 62 — погашена задолженность покупателей. Если организация получает аванс от поставок материальных ценностей, то это отражается проводкой: Д 50,51,52 — К 62/1. При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям счет-фактур делают проводку: Д 62/1 — К 62. Если расчеты производятся при совершении товарно-обменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимозачет, что отражается проводкой: Д 60 — К 62. К поставщикам и подрядчикам ООО «Сатурн» относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа и др.) и выполняющие различные виды работ (капитальный и текущий ремонт основных средств). Среди поставщиков предприятия такие организации как ООО «Лагуна», ООО «ТУК», ООО «Запдеталь», ОАО «Тамбовагропромкомплект», ОАО «Пигмент» и др. . Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг. Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии используют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К нему могут быть открыты следующие субсчета:
В ООО «Сатурн» учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6, в котором синтетический учет сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет, который осуществляется в хронологическом порядке отдельно по каждому поставщику, ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6. Фактические поступления от поставщиков отражаются проводкой: Д 10,25,26,41,08 — К 60. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача или несоответствие цен, то в бухгалтерии делается проводка: Д 76/2 — К 60. Оплата счетов поставщиков, т. е. погашение задолженности перед ними, отражают проводкой: Д 60 — К 50,51,52,55. Если задолженность погашается кредитором банка, то делают проводку: Д 60 — К 66,67. Для учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К нему могут быть открыты следующие субсчета:
Начисленные суммы страховых платежей отражают проводкой: Д 08,23,25 — К 76/1. Д 76/1 — К 51,52,55 — перечислена сумма страховых платежей страхователям. Д 51,52,55 — К 76/1 — от страховых организаций получена сумма страхового возмещения. Счет 76/2 «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленных поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям. По дебету данного счета отражают суммы причиненного ущерба по вине поставщиков, а по кредиту — сумму поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов. Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленных другим организациям, отражают проводкой: Д 76/2 — К 91/1. При получении штрафов делают проводку: Д 51,52,55,50 — К 76/2. Доходы от дивидендов, подлежащие получению предприятием отражают проводкой: Д 76/3 — К 91. Депонированные суммы заработной платы отражают проводкой: Д 70 — К 76/4. Все виды расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т. п. учитываются на счете 75 «Расчеты с учредителями». К нему могут быть открыты следующие субсчета:
При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал делается проводка: Д 75/1 — К 80. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность организации в счет вкладов в уставный капитал, осуществляется по договорной стоимости. На субсчете 2 «Расчеты по выплате доходов» счета 75 учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работниками предприятия. Начисление доходов от участия в организации отражают проводкой: Д 84 — К 75/2. Начисление доходов от участия в организации работникам предприятия: Д 84 — К 70. Аналитический учет по счету 75 ведут по каждому учредителю. Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Нормативные документы, используемые при проверке:
Источниками информации для проверки являются: кассовая книга (ф. № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. КО-5), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3), журнал регистрации депонентов, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (форма № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. N° КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.), чековые денежные книжки, акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15), инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ-16) и др., учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др., Главная книга, Положение об учетной политике, баланс предприятия (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др. Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Аудиторская проверка кассовых операций организуется в такой последовательности: инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств; проверка правильности документального оформления операций; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств; аудиторская проверка правильности списания денег в расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; оформление результатов проверки. При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами.
Прибыв на место проверки, аудитор сразу проводит инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег. В ходе аудита проверяется, применяются ли для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Особое внимание обращается на четкое оформление документов: наличие расписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений. Возможно выявление случаев повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году. Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывает кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы для дальнейшей проверки. Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой выясняется: обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; застрахована ли касса организации; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа); соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам. Следует учитывать, что если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, то его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия. При этом с ним обязательно должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.98 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера — 5 дней). Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита остатка кассы, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», а именно: за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности; на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда. Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков. Аудитор тщательно проверяет полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, если данные хозяйства имеют место на исследуемом предприятии. При этом он сверяет записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг). В ходе проверки аудитор должен выявить случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информировать руководителя о возможных санкциях. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами ограничены — 60 000 руб. по одной сделке. Сумма штрафа, налагаемого на организацию, нарушившую установленный лимит расчетов наличными — двукратный размер произведенного платежа. Аудитор проверяет расходование наличных денег из кассы. Ему необходимо знать, что заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. При этом все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости. При проверке расходования денежных средств подотчетными лицами необходимо руководствоваться порядком ведения кассовых операций, согласно которому лица, получившие наличные деньги подотчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Аудитор выясняет, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы. Если данное требование не выполняется, аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Аудитор проверяет соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин. Необходимо учитывать, что при денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. Организации, использующие ККМ для учета выручки должны вести книгу кассира-операциониста, в которой фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста. Аудитор устанавливает полноту оприходования выручки через ККМ путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно необходимо проверить, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации. Целью аудита операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам. Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие задачи: установить количество открытых расчетных и валютных счетов в банках; проверить законность совершения операций по каждому счету; определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия; проверить правильность отражения в учете расчетных операций; оценить состояние платежно-расчетной дисциплины. Нормативные документы, необходимые для проверки расчетного и других счетов в банке:
Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, договоры банковского счета, выписки банка по валютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования-поручения, объявления на взнос наличными, платежное требование, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.), чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51, 52, 55, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте), Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4). По приказу об учетной политике аудитор должен ознакомиться: с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке; применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке; документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке. Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с знакомства аудитора со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Аудитор устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. Аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ. При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или операции отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др. Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 «Расчетный счет». При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90, 91 и 62. Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2. В процессе аудита осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного счета и других банковских счетов, правильность корреспонденции счетов. Особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). В ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры: проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ; проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции; арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке; проверка соответствия записей, а выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса. Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах и определяется их количественное влияние на показатели отчетности. В соответствии с действующим законодательством юридические лица-резиденты могут иметь следующие валютные счета: транзитный валютный счет — для зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки; специальный транзитный валютный счет — для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке РФ и ее обратной продаже; текущий валютный счет — для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством; валютный счет за рубежом — открывают по специальному разрешению Центрального банка Росси организации, имеющие представительства за границей. При проведении аудита операций по валютным счетам уточняется количество валютных счетов, сверяются остатки по счетам, указанные в выписках банка и учетных регистрах, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Проверяется соблюдение действующего валютного законодательства. Аудитором изучается использование предприятием собственной валютной выручки. Особое внимание уделяется проверке расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц по валютному счету, в ходе которой осуществляется арифметический подсчет курсовых разниц. Пересчет средств на счетах в кредитных организациях в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Проверяя соблюдение действующего законодательства, аудитор контролирует полноту, правильность и своевременность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет, представления им налоговых расчетов и деклараций, правильность определения ими налогооблагаемой базы по таможенным пошлинам, налогу на прибыль, НДС и др. налогам. При проверке денежных средств и банковских операций аудитор также проверяет реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На этот счет иногда относят просроченную дебиторскую задолженность, что ведет к искажению показателей финансовой отчетности. По счету 57 проверяется реальное отражение средств, отправленных разными путями (через отделения связи, путем инкассации, в вечернюю кассу банка и т. д.) для зачисления на расчетный счет, но не зачисленных по назначению. Кроме расчетных и валютных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке. Для контроля за движением денежных средств, требующих обособленного хранения к счету 55 «Специальные счета в банках» открываются следующие субсчета:
Аудитор проверяет построение аналитического учета на данном счете, счете 55 «Специальные счета в банках» и возможность на его основе получить данные о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения. При проверке операций по субсчету 55−1 «Аккредитивы» аудитору необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов: наличие договора, предусматривающего данную форму расчетов; соблюдение сроков действия аккредитивов; правильность документального оформления закрытия аккредитива. |