Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Порядок учета издержек обращения по номенклатуре калькуляционных статей затрат

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В организациях, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, учет издержек обращения рекомендуется вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле… Читать ещё >

Порядок учета издержек обращения по номенклатуре калькуляционных статей затрат (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В организациях, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, учет издержек обращения рекомендуется вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1−550/32−2, с учетом норм, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций. При этом издержки обращения учитываются по следующей номенклатуре статей затрат:

  • 1) транспортные расходы;
  • 2) расходы на оплату труда;
  • 3) отчисления на социальные нужды;
  • 4) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
  • 5) амортизация основных средств;
  • 6) расходы на ремонт основных средств;
  • 7) расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
  • 8) расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
  • 9) расходы на рекламу;
  • 10) потери товаров и технологические расходы;
  • 11) расходы на тару;
  • 12) прочие расходы.

Торговые организации, с учетом специфики своего производства, могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения [8, C.113].

Например, разделить статью «Транспортные расходы» на две самостоятельные статьи: «Транспортные расходы по приобретению товаров» и «Транспортные расходы по отгрузке товаров». Последняя статья особенно необходима для крупных оптовых торговых организаций.

Организация в соответствии с учетной политикой может списывать издержки обращения на себестоимость проданных товаров в полном размере либо частично. При полном списании издержек обращения их сумма ежемесячно списывается с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном списании издержек обращения в торговых и иных посреднических организациях их сумма распределяется:

  • — в части расходов на транспортировку — между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца;
  • — в остальной части — ежемесячно списывается организацией на себестоимость проданных товаров в дебет счета 90 «Продажи».

Организация ежемесячно определяет сумму издержек обращения, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров. Значение расходов торгового предприятия определяется их ролью в формировании и распределении прибыли: различные виды расходов предприятия прямо влияют на виды прибыли. Так, величина издержек обращения торгового предприятия (коммерческие расходы) определяет сумму прибыли от продаж; операционные и внереализационные расходы, а также проценты к уплате оказывают прямое влияние на прибыль до налогообложения; а налог на прибыль и аналогичные ему платежи непосредственно определяют размер прибыли от обычной деятельности.

Экономия издержек — существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.

Таким образом, от размера затрат предприятия торговли непосредственно зависит и величина финансовых результатов его деятельности.

В экономике любого производства реализация продукции, товаров, работ, и услуг связана с определёнными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В связи с этим издержки подразделяются на два вида:

  • — Издержки производства (себестоимость), формируемые в сфере производства;
  • — Издержки обращения, формируемые в сфере обращения.

Кроме того, в сфере потребления выделяют такой вид издержек, как издержки потребления, представляющие собой затраты на поиск товаров, их покупку, доставку домой, подготовку к потреблению (эксплуатации).

В экономической литературе выделяют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический.

При первом подходе в отчётах предприятия торговли отражаются только явные (бухгалтерские) издержки обращения. При втором подходе учитываются как явные, так и неявные (экономические) издержки обращения, которые часто называют «затратами упущенных возможностей».

Неявные издержки — альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей).

Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки:

ЭИ = БИ + ЯИn + НИ, (1).

где ЭИ — экономические издержки, тыс. руб.;

БИ — бухгалтерские издержки (явные), отнесённые на соответствующие статьи издержек обращения, тыс. руб.;

ЯИn — явные издержки, оплачиваемые за счет прибыли предприятия, тыс. руб.;

НИ — неявные издержки тыс. руб.

В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными, т. е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного направления использования ресурсов. В связи с этим издержки рассматриваются как издержки утраченных возможностей. Согласно действующему законодательству в отчётности предприятий торговли учитываются только явные (бухгалтерские) издержки обращения.

Издержки обращения характеризуются абсолютным показателем — суммой и относительными величинами — уровнем и структурой.

Абсолютная сумма издержек характеризует сумму затрат торговых предприятий в денежном исчислении, а стоимостная оценка сама по себе не дает полного представления о размере издержек. Поэтому торговые организации абсолютную величину своих издержек сопоставляют с объемом товарооборота, то есть исчисляют уровень издержек обращения в процентах. Уровень издержек обращения является их обобщающим показателем и основным ориентиром для предприятий торговли при установлении величины торговой надбавки в составе продажной цены товара. Иными словами, издержки обращения являются ценообразующим показателем, поэтому их снижение служит экономической предпосылкой снижения цен на товары.

Таким образом, уровень издержек обращения является одним из важнейших качественных показателей деятельности торговли. Он может быть отнесен и к показателю экономической эффективности предприятий торговли. Уровень издержек обращения используется для учета и планирования расходов в целом и по их видам для качественной оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, для изучения динамики затрат торгового предприятия.

Абсолютная сумма издержек обращения отражает объём текущих расходов по реализации товаров за определённый период и показывает необходимый размер финансовых ресурсов для покрытия затрат на воспроизводство. Рост реализации товаров, изменение материально-технической базы вызывают прямо пропорциональное изменение этой суммы. Однако абсолютная сумма издержек обращения не отражает эффективности производимых затрат.

Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте объема товарооборота. Это не исключает того, что в отдельные периоды наблюдается рост издержек обращения, который вызван определёнными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы и т. д.).

Уровень издержек обращения колеблется в различных регионах страны и типах торговых предприятий, что объясняется особенностями покупательной способности населения и транспортных коммуникаций, размером, объёмом и структурой товарооборота. Различен уровень издержек обращения и по подотраслям торговли: более высок он в общественном питании и в розничной торговле (15−25%), в оптовой торговле он существенно ниже. В зависимости от групп реализуемых товаров уровень издержек обращения значительно выше в торговле продовольственными товарами (16−18%). Это объясняется большими расходами по хранению товаров, транспортировке, расходами по таре.

В зависимости от видов реализуемых товаров уровень издержек обращения более высок при реализации товаров, требующих больших затрат по хранению, фасовке и т. д. — мяса, овощей, фруктов.

Различается уровень издержек обращения и по отдельным статьям затрат. Наибольший уровень расходов в предприятиях торговли наблюдаются по таким статьям, как расходы на оплату труда, расходы по содержанию зданий и т. д. Также, относительным показателем, характеризующим издержки обращения, являются их структура. Она показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используется для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня затрат. Все факторы, влияющие на издержки обращения, также подразделяются на факторы, способствующие росту издержек (замедление товарооборачиваемости, увеличение количества услуг, оказываемых предприятием торговли, снижение доли собственных оборотных средств и т. д.) и факторы, снижающие уровень и сумму издержек обращения (ускорение товарооборачиваемости, сокращение звенности товародвижения, увеличение производительности труда и т. д.). Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения, подразделяются по ряду признаков, основные из которых представлены в таблице (приложение 1).

Для управленческого учета затрат, учитываемых на счете «Расходы на продажу», устанавливается номенклатура калькуляционных статей затрат, формирующих издержки обращения на предприятиях торговли и общественного питания.

В качестве базовой используется следующая номенклатура калькуляционных статей затрат [4]:

Транспортные расходы.

Затраты на оплату труда.

Отчисления на социальные нужды.

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

Амортизация основных средств.

Расходы на ремонт основных средств.

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

Расходы на рекламу.

Оплата процентов за пользование кредитом банка.

Потери товаров и технологические отходы.

Расходы на тару.

Прочие расходы.

К издержкам обращения относят транспортные расходы по доставке и продаже товаров, материальные затраты (электроэнергия, топливо и т. д.), оплату труда работников, расходы по управлению (командировочные расходы, услуги связи, банков и т. д.), недостачи и потери товаров и другие. Вышеперечисленный калькуляционный состав затрат распространяется на торговые, посреднические и другие организации, хотя в них и не организуется учет издержек обращения в разрезе экономических элементов и не исчисляется себестоимость проданных товаров.

Торговые организации самостоятельно устанавливают перечень калькуляционных статей затрат (п. 8 ПБУ 10/99) [3].

По каждой калькуляционной статье затрат внутри синтетического счета 44 «Расходы на продажу» ведется бухгалтерский управленческий учет по видам затрат. Информация о видах затрат, включаемых в каждую из статей калькуляции, была обобщена нами в таблице, приведенной ниже.

Торговые организации самостоятельно организуют управленческий учет издержек обращения с помощью многографных карт или ведомостей, в которых для каждой статьи расходов имеется самостоятельная графа. За отчетный период по каждой графе подсчитывается сумма расходов, а затем в итоговой графе показывается общая величина издержек обращения. Управленческий учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри них — по калькуляционным статьям затрат. Итоги по указанным первичным документам используются для учета издержек обращения торговой организации по счету 44 «Расходы на продажу».

Предприятие в условиях рыночных отношений становится юридически и экономически обособленным и независимым. Это объективно обуславливает усложнения их ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастания значительности функций управления предприятием.

В зарубежной литературе по учету часто рекомендуется обособлять центры затрат не только исходя из места производства и управления, но и принимая во внимание целевое назначение тех или иных расходов в более широком смысле [17, c.42].

Группировка затрат по местам потребления материальных, трудовых и денежных ресурсов предназначена для решения двух основных задач:

  • — обеспечения контроля за экономичностью работы отдельных подразделений предприятия, для сопоставления полученных результатов и издержек производства по каждому из них;
  • — повышения точности и степени детализации калькулирования себестоимости продукции, особенно в сложных, неоднородных производствах, выпускающих большой ассортимент изделий [11, с.163].

Предприятие в целом должно работать рентабельно. Это зависит от уровня затрат. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т. е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т. е. осуществляют воспроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:

  • — маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия с наименьшими затратами;
  • — определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • — ценообразования;
  • — правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложение и прибыли.

Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации [20, с.184].

Признаки классификации затрат и их характеристика представлены в приложении 1 [10, с. 166].

В отечественной практике управления затратами существует следующая классификация:

по экономическим элементам;

по виду производства — основные и вспомогательные;

по виду продукции — отдельные изделия, группы однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

по виду расходов — статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета, и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и учета затрат на производство);

по месту возникновения затрат — участок, цех, производство, хозрасчетная бригада) [13, c.10].

Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что расходы на продажу (издержки обращения) как раз являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. Деление издержек обращения по основным признакам (их классификация) позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль за их состоянием.

Более детальное изучение, анализ затрат предприятия торговли и возможности управления ими издержки обращения группируются по признакам, которые приведены в таблице приложения 2. Градация затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществлённого труда и поэтому важна при оценке результатов деятельности предприятий торговли.

По способу отнесения на затраты издержки делят на: прямые, косвенные.

  • 1) Прямые издержки — затраты которые находятся в прямой зависимости от объёма производства (реализации) или объёма времени затраченного на реализацию. Прямые затраты включают в себя:
    • — прямые затраты сырья и материалов — это затраты тех материалов которые включает в себя реализуемая продукция;
    • — прямые затраты труда — это заработная плата штатных работников за фактически выполненную работу по реализации товаров;
    • — прямые накладные расходы — это расходы, величина которых находится в прямой зависимости от объёма реализации, но являющихся дополнительными для процесса реализации товаров.
  • 2) Косвенные издержки включают в себя:
    • — косвенные затраты материалов — это затраты побочных, но необходимых для реализации материалов;
    • — косвенные затраты труда — заработную плату подсобных работников, заработную плату работников занятых обслуживанием оборудования, время вынужденного простоя и стоимость сверх урочных работ;
    • — косвенные накладные расходы — это побочные для процесса реализации не находящиеся в прямой зависимости от объёма реализации и прямых затрат рабочего времени.

Таким образом, классификация видов затрат имеет важное значение для анализа и учёта издержек обращения. Все многообразие видов издержек обращения можно классифицировать по ряду основных признаков: по отношению к объёму товарооборота, по способу отнесения затрат на себестоимость, по составу, по периодичности возникновения, по месту формирования, по степени управляемости, по экономической природе и т. д. Торговые организации самостоятельно организуют управленческий учет издержек обращения. Управленческий учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри них — по калькуляционным статьям затрат.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой