Теоретические основы состава и содержания бухгалтерской отчетности
Баланс российских организаций традиционно представлен как двусторонняя таблица. Левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая сторона (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Поскольку в балансе (активе и пассиве) отражается одно и то же — хозяйственные средства, то итог актива должен быть равен итогу пассива… Читать ещё >
Теоретические основы состава и содержания бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие, состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Основная цель бухгалтерского учета в системе управления предприятием — формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность представляет интерес для двух групп внешних пользователей:
непосредственно заинтересованные в деятельности организации (существующие и потенциальные собственники организации; кредиторы; поставщики и покупатели; государство (в лице налоговых органов); работники организации);
непосредственно не заинтересованные в деятельности организации (аудиторские службы; консультанты по финансовым вопросам; биржи ценных бумаг; законодательные органы; юристы; пресса и информационные агентства; торгово-производственные ассоциации; профсоюзы).
К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, а также менеджеры различных уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, составляют прогнозные формы отчетности, оценивают возможности структурной реорганизации.
Представление годовой бухгалтерской отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, а также остальных положений по бухгалтерскому учету;
приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н были утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, по которым организации будут обязаны отчитываться, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.
Состав новой отчетности следующий:
бухгалтерский баланс (Приложение № 1 к приказу);
отчет о прибылях и убытках (Приложение № 1 к приказу);
отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);
отчет о движении денежных средств (Приложение № 2 к приказу);
отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).
Начиная с отчетности за 2011 год организации самостоятельно будут определять детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будет изложено в соответствующих пояснениях.
Пояснения (ранее — пояснительная записка) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме. В случае выбора организацией табличной формы пояснений, за основу берется Приложение № 3 к приказу, которое напоминает ныне действующую «пятую» форму.
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности:
в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей);
в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только та информация, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в общем порядке, без каких-либо сокращений.
Некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках рекомендовано применять приведенную в приказе форму отчета о целевом использовании полученных средств (приложение № 2 к приказу).
Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.
Так как кардинальных изменений в формы бухгалтерской отчетности не внесено, остановимся на тех из них, которые заслуживают особого внимания бухгалтеров.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации каких-либо активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. В бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за аналогичный период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных актов.
Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, важным этапом которой является закрытие в конце отчетного периода всех операционных всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена их правильность.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Изменения в бухгалтерской отчетности При сдаче бухгалтерской отчетности за 2011 год надо учесть небольшие изменения, которые внесены в отчетные бухгалтерские формы приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н, утвержденным Минюстом незадолго до начала 2012 года. Эти формы приведены в приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Организации стали применять новые формы бухотчетности. Обновленные бланки утратили сокращенные названия «Форма № 1», «Форма № 2» и т. д.
Изменения в бухгалтерской отчетности коснулись и состава отчетности, и каждого бланка в отдельности. Мы рассмотрим все основные новшества и подробно остановимся на самых значимых поправках.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Когда применять свежие бланки В обязательном порядке заполнить измененные бланки нужно по окончании 2011 года. Промежуточную отчетность за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года можно сдавать как на старых, так и на новых бланках по желанию бухгалтера. Отчитываться за 2010 год следует по старой форме.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Новые требования к отчетам Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные комментируемым приказом № 66н, не являются «рекомендуемыми». Это значит, что они предназначены для всех без исключения компаний. Правда, степень детализации показателей бухгалтер может выбрать по своему усмотрению. К примеру, он вправе расшифровать, из чего складываются управленческие расходы, введя в отчете о прибылях и убытках дополнительные строки «в том числе».
Изменения в бухгалтерской отчетности затрагивают отчеты, предназначенные для налоговиков и органов статистики, нужно ввести дополнительную графу «Код». Она нужна, чтобы присвоить каждому показателю свой код согласно перечню, приведенному в приказе № 66н. Например, строка «денежные средства» в балансе помечается цифрой «1250», а выручка в отчете о прибылях и убытках — цифрой «2110».
Изменения в бухгалтерской отчетности — Состав годовой отчетности Как было Раньше годовая отчетность в общем случае состояла из баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к балансу (форма № 5) и пояснительной записки. Кроме того, предприятия, подлежащие обязательному аудиту, должны были предоставить аудиторское заключение.
Как стало с введением изменений в бухгалтерской отчетности Согласно комментируемому приказу № 66н в состав годовой отчетности входит баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Плюс к этому общественные организации, не ведущие коммерческой деятельности, должны сдавать отчет о целевом использовании полученных средств.
Приложение к балансу по форме № 5 отменено. На основании изменений в бухгалтерской отчетности дополнительные сведения нужно оформлять в виде так называемых пояснений. Специального бланка для них не предусмотрено, компания по собственному выбору может либо сгруппировать пояснения в таблицах, либо представить в текстовой форме.
Заключение
аудиторов в новом приказе не упоминается. Тем не менее компании, подлежащие обязательному аудиту, по-прежнему должны сдавать этот документ. Данное правило закреплено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Пояснительная записка, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, в комментируемом приказе тоже не названа. Однако отказываться от нее не следует, потому что записка фигурирует в законе о бухучете и в некоторых других нормативных правовых актах. В частности, в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Там говорится, что при обнаружении существенных ошибок прошлых периодов в пояснительной записке нужно указать характер неточности и сумму корректировки.
Сдавать итоговую отчетность в ИФНС надо по-прежнему в течение 90 дней по окончании года.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Состав промежуточной отчетности Как и раньше, предприятия будут отчитываться по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев. Объем промежуточной отчетности остался таким же — баланс и отчет о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Не изменились и сроки сдачи в налоговую: квартальные отчеты следует предоставить в течение 30 дней по окончании квартала.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Отчетность малых предприятий Как было Субъекты малого предпринимательства имели право по итогам года не сдавать ничего, кроме баланса и формы № 2. К тому же малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могли заполнять их по группам статей без дополнительных расшифровок.
Как стало с введением изменений в бухгалтерской отчетности Сейчас малые предприятия в общем случае должны заполнять не только баланс и отчет о прибылях и убытках, но и отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств и пояснения. Но в изменениях в бухгалтерской отчетности существует оговорка: в этих отчетах следует приводить только наиболее важную информацию, необходимую для оценки финансового положения и результатов. Отсюда можно сделать вывод: если особо важной информации нет, то субъекты малого предпринимательства вправе ограничиться балансом и отчетом о прибылях и убытках. При этом детализация по отдельным статьям для них по-прежнему не требуется.
Каждую форму бухгалтерской отчетности и изменения в ней рассмотрим далее.
Основные функции и виды бухгалтерской отчетности.
Существует множество классификаций отчетности. Предположим классификацию по основаниям, которые важны для понимания специфики того или иного вида отчетности:
по видам;
по объему сведений, включаемых в отчеты;
по назначению;
по периодам, охватываемым отчетностью;
по степени обобщения данных.
По видам отчетность делится на:
бухгалтерская (финансовая);
статистическая;
оперативная.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности организации. Эта отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и подтверждается первичными документами. Помимо этого, для составления бухгалтерской отчетности используются данные оперативной и статистической отчетности.
Статистическая отчетность составляется на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета и является обобщающей отчетностью деятельности организации.
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их завершения. В этой отчетности содержатся сведения о выполнении планов поставок продукции, соблюдении договоров, финансовом положении организации.
По объему сведений, включаемых в отчеты, различают:
частная;
общая.
Частная отчетность включает информацию о работе организации на одном участке ее деятельности.
Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность организации в целом.
По назначению отчетность подразделяется на:
внутренняя;
внешняя.
Внутренняя отчетность формируется для целей оперативного и общего управления организацией.
Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных юридических и физических лиц — о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации.
По периодам, охватываемым отчетностью, она подразделяется на:
текущая (промежуточная);
годовая.
Текущая (промежуточная) отчетность составляется на внутригодовую дату и составляется, как правило, ежеквартально. Текущие отчеты формируются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев.
Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все стороны хозяйственной деятельности организации за финансовый год.
По степени обобщения данных отчетность подразделяется на:
индивидуальная;
сводная;
консолидированная.
Индивидуальная отчетность составляется по данным текущего учета организации, отдельного юридического лица.
Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями, органами статистики по территориальному принципу и отраслям народного хозяйства путем обработки первичной отчетности организаций, нескольких организаций.
Консолидированная отчетность представляет собой объединенную отчетность двух и более организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, отношениях контроля.
Общей целью составления всех видов отчетности является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности организации.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Баланс Главное изменение в бухгалтерской отчетности — это увеличенное количество столбцов, предназначенных для показателей прошлых периодов. Раньше существовали всего две графы «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода». В них указывали данные по состоянию на 1 января и на 31 марта (30 июня, 30 сентября, 31 декабря) текущего года соответственно.
Теперь предусмотрено три столбца: «На отчетную дату», «На 31 декабря предыдущего года» и «На 31 декабря года, предшествующего предыдущему». Так, при оформлении баланса по итогам первого квартала 2011 года бухгалтеру понадобятся данные по состоянию на 31 марта 2011 года, на 31 декабря 2010 года и на 31 декабря 2009 года соответственно.
В разделе «Внеоборотные активы» появились новые показатели: «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы». Это изменение связано с тем, что подготовлено новое ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», которым установлены эти понятия.
Появился дополнительный столбец «Пояснения». В нем следует указать номер пояснений, которые относятся к той или иной строке баланса. Предположим, сведения о наличии и движении основных средств сгруппированы в таблице 2.1. Тогда в балансе перед строкой «Основные средства» необходимо поставить «2.1».
Некоторые строки баланса, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, переименованы (например, показатель «Займы и кредиты» теперь называется «Заемные средства»). Ликвидирован раздел, посвященный остаткам на забалансовых счетах. Однако, бухгалтер вправе его восстановить, если сочтет необходимым.
Согласно пункту 6 ПБУ 24/2011 поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются материальными поисковыми активами. Иные поисковые активы являются нематериальными поисковыми активами. Под поисковыми понимаются затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр. ПБУ 24/2011 применяют только организации, осуществляющие такие затраты. Данное ПБУ действует с бухгалтерской отчетности 2012 года, поэтому указанные изменения в форме бухгалтерского баланса также вступают в силу с этого периода (пункт 5 приказа Минфина России N 124н).
Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, для этого в нем должна быть отражена информация об активах, обязательствах и капитале организации.
Баланс российских организаций традиционно представлен как двусторонняя таблица. Левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая сторона (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Поскольку в балансе (активе и пассиве) отражается одно и то же — хозяйственные средства, то итог актива должен быть равен итогу пассива. Отсюда и официальный перевод данного термина. Баланс в переводе с латинского bis — дважды и lanx — чаша весов.
В международной практике понятие «пассив» баланса отсутствует. Согласно МСФО-1 «Представление финансовой отчетности» в основе построения баланса лежит формула балансового равенства: активы = обязательства + капитал. Если пассивную часть российского формата баланса разложить на составляющие, то международная интерпретация балансового равенства соблюдается и нашими организациями.
Источником информации для российского баланса являются счета бухгалтерского учета. При этом в активе указывается сальдо активных счетов, а в пассиве — сальдо пассивных счетов. Сальдо активно — пассивных счетов отражается в балансе: дебетовые — в активе, кредитовые — в пассиве. Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги организации исходя из сальдо по соответствующим счетам, перечисленным в строках баланса. Строки бухгалтерского баланса отражают остатки по синтетическим счетам на отчетную дату.
В актив баланса включены два раздела:
разд. I «Внеоборотные активы» ;
разд. II «Оборотные активы» .
В пассиве баланса три раздела:
раздел III «Капитал и резервы» ;
раздел IV «Долгосрочные обязательства» ;
раздел V «Краткосрочные обязательства» .
Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.
При заполнении строк баланса должны соблюдаться определенные правила оценки активов и обязательств организации:
основные средства и нематериальные активы указываются по остаточной стоимости;
активы и обязательства разделяются на долгосрочные и краткосрочные;
не засчитываются (не сворачиваются) активы и пассивы по счетам, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;
данные о расчетах с другими организациями и физическими лицами показываются в развернутом виде. По тем счетам аналитического учета, где имеется дебетовое сальдо, их записывают в активе, а по счетам с кредитовым сальдо — в пассиве;
показатели, имеющие отрицательное значение, записываются в круглых скобках.
Активы и обязательства со сроком обращения не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, следует относить к краткосрочным, все остальные активы и обязательства — к долгосрочным.
Оценка статей бухгалтерского баланса основана на «осторожности» в оценке активов и пассивов (обязательств). Понимание этого термина сводится к тому, что стоимость активов, приведенная в балансе, не должна быть завышена, а пассивов (обязательств) не должна быть занижена.
Отчет о прибылях и убытках.
Изменения в бухгалтерской отчетности — Отчет о прибылях и убытках В новом отчете о прибылях и убытках, как и в хорошо знакомой форме № 2, нужно указывать сведения за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года.
Здесь тоже добавлена графа «Пояснения». Заполнять ее нужно так же, как и в балансе. То есть указывать номер пояснений, соответствующих той или иной строке отчета о прибылях и убытках. Так, если пояснения относительно выручки оформлены в таблице с номером 10.5, то перед строкой «Выручка» надо поставить «10.5».
Новый состав показателей аналогичен тому, что был приведен в форме № 2. Правда, есть и незначительные расхождения. В частности, к строкам, предназначенным для постоянных налоговых обязательств и активов, добавилось «Изменение отложенных налоговых обязательств» и «Изменение отложенных налоговых активов».
С изменениями в бухгалтерской отчетности появился новый показатель «Совокупный финансовый результат периода». Чтобы его найти, нужно сложить чистую прибыль (убыток), результат от переоценки внеоборотных активов и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода.
Упразднена таблица, где расшифровывались отдельные прибыли и убытки (штрафы и пени, убытки прошлых лет, списание задолженности и пр.). Но если подобная детализация представляется бухгалтеру важной, он может ее оставить.
В соответствии с национальными и международными стандартами финансовые результаты деятельности организации за отчетный период отражаются в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
В соответствии с требованиями п. 21 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. При этом доходы и расходы показываются с подразделением на обычные и прочие, исходя из требований данного ПБУ, а также ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
В представленной сравнительной таблице наглядно показаны изменения, внесенные Приказом Минфина России в данный Отчет.
Форма Отчета о прибылях и убытках.
№ п/п. | утвержденная Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н. | утвержденная Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). | Выручка. | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. | Себестоимость продаж. | |
Валовая прибыль. | Валовая прибыль (убыток). | |
Коммерческие расходы. | Коммерческие расходы. | |
Управленческие расходы. | Управленческие расходы. | |
Прибыль (убыток) от продаж. | Прибыль (убыток) от продаж. | |
Прочие доходы и расходы. Проценты к получению. | Проценты к получению. | |
Проценты к уплате. | Проценты к уплате. | |
Доходы от участия в других организациях. | Доходы от участия в других организациях. | |
Прочие доходы. | Прочие доходы. | |
Прочие расходы. | Прочие расходы. | |
Прибыль (убыток) до налогообложения. | Прибыль (убыток) до налогообложения. | |
Отложенные налоговые активы. | Переименованы на «Изменение отложенных налоговых активов», что соответствует экономическому содержанию строки. | |
Отложенные налоговые обязательства. | Переименованы на «Изменение отложенных налоговых обязательств», что соответствует экономическому содержанию строки. | |
Текущий налог на прибыль. | Текущий налог на прибыль. | |
Строка «Постоянные налоговые обязательства (активы)» содержалась в разделе «Справочно». | в т.ч. Постоянные налоговые обязательства (активы). | |
Информация об отложенных налоговых обязательствах и активах содержалась перед показателем текущего налога на прибыль. | Изменение отложенных налоговых обязательств. | |
Изменение отложенных налоговых активов. | ||
Строки «Прочее» данная форма не содержала. | Прочее. | |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. | Чистая прибыль (убыток). | |
Справочно. | ||
Постоянные налоговые обязательства (активы). | Извлечена из этого раздела и включена в расшифровку строки «Текущий налог на прибыль». | |
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода. | ||
Информации о прочих операциях, результат о которых не включается в чистую прибыль в этой форме отчета не было. | Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода. | |
Данных о таком совокупном финансовом результате прежняя форма не содержала. | Совокупный финансовый результат периода. (Согласно примечанию к отчету этот результат равен сумме двух следующих строк). | |
Базовая прибыль (убыток) на акцию. | Базовая прибыль (убыток) на акцию. | |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию. | Разводненная прибыль (убыток) на акцию. | |
Раздел «Расшифровка отдельных прибылей и убытков». | Такой раздел не предусмотрен в новой форме отчета о прибылях и убытках. |
Для заполнения этой формы бухгалтер использует обороты по отдельным счетам.
Основные правила, которые следует выполнять при заполнении отчета:
показатели отражают нарастающим итогом с 1 января по 30 сентября включительно;
суммы приводят в тысячах (миллионах) рублей без десятичных знаков после запятой;
отрицательные показатели записывают в круглых скобках;
несущественные суммы можно объединить, т. е. раскрывать в отдельных строках их необязательно.
Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов.