Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Комплексный анализ среды. 
SWOT-анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующей характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать вспомогательные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы. Дополнительно следует проанализировать последние действия компании, которые интегрируются в стратегию фирмы и могут обеспечить частные конкурентные… Читать ещё >

Комплексный анализ среды. SWOT-анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

Отраслевой и конкурентный анализ касался внешнего окружения компании. Цель ситуационного анализа — оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы: как хорошо работает используемая ныне стратегия?

что является для компании сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами? может ли компания конкурировать по стоимости? насколько сильны конкурентные позиции компании? какие стратегические действия создают лицо компании?

Ситуационный анализ включает пять этапов:

Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия Проведение SWOT-анализа Оценка стоимостной позиции организации относительно конкурентов Оценка конкурентной позиции организации и ее конкурентной силы Определение стратегических подходов и проблем организации.

1 Этап. Оценка применяемой стратегии Прежде всего следует понять, какой же стратегии придерживается компания: низкоценового лидерства, отличий от соперников, фокусировки на узких группах потребителей или маркетинговых нишах.

Следующей характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать вспомогательные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы. Дополнительно следует проанализировать последние действия компании, которые интегрируются в стратегию фирмы и могут обеспечить частные конкурентные преимущества или улучшить конкурентную позицию. Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения: увеличивается или уменьшается размер рынка, контролируемого фирмой, растет или нет объем прибыли, получаемой фирмой, и насколько она велика в сравнении с соперниками, каковы тенденции чистой прибыли фирмы и скорости возврата ин вестиций, какой рост объема продаж фирмы, быстрее или медленее, чем на рынке в целом. Естественно, лучшей стратегией является та, которая не требует радикальных изменений.

2 Этап. Методология и методика SWOT-анализа Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды [12, 51]. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде [8, 34].

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

Четко проявляемая компетентность. Адекватные финансовые источники Высокое искусство конкурентной борьбы. Хорошее понимание потребителей.

Признанный рыночный лидер. Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество. Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности. Проверенное надежное управление.

Надежная сеть распределения. Высокое искусство НИОКР. Наиболее эффективная в отрасли реклама.

Потенциальные внутренние слабые стороны (W):

Потеря некоторых аспектов компетентности. Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги. Рыночное искусство ниже среднего. Отсутствие анализа информации о потребителях. Слабый участник рынка.

Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами.

Устарелые технология и оборудование. Потеря глубины и гибкости управления. Слабая сеть распределения. Слабые позиции в НИОКР. Слабая политика продвижения.

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей. Расширение диапазона возможных товаров. Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки. Благоприятный сдвиг в курсах валют. Большая доступность ресурсов. Ослабление ограничивающего законодательства. Ослабление нестабильности бизнеса.

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов. Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей. Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости. Неблагоприятный сдвиг в курсах валют. Усиление требований поставщиков. Законодательное регулирование цены. Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 2).

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

Матрица SWOT-анализа.

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 3).

Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Влияние.

Сильное.

Умеренное.

Малое.

Вероятность использования возможности.

Высокая.

Поле ВС.

Поле ВУ.

Поле ВМ.

Средняя.

Поле СС.

Поле СУ.

Поле СМ.

Низкая.

Поле НС.

Поле НУ.

Поле НМ.

Рис. 3. Матрица возможностей

Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).

Возможные последствия.

Разрушение.

Критическое состояние.

Тяжелое состояние.

" Легкие ушибы" .

Вероятность реализации угрозы.

Высокая.

Поле ВР.

Поле ВК.

Поле ВТ.

Поле ВЛ.

Средняя.

Поле СР.

Поле СК.

Поле СТ.

Поле СЛ.

Низкая.

Поле НР.

Поле НК.

Поле НТ.

Поле НЛ.

Рис. 4. Матрица угроз

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.

Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ.

3 Этап. Стратегический стоимостный анализ Один из наиболее четких индикаторов ситуации компании — ее ценовая позиция по отношению к конкурентам. Особенно это относится к отраслям со слабо дифференцированной продукцией, но даже в противном случае компании вынуждены не отставать от соперников, иначе они рискуют потерять конкурентную позицию. Различия в издержках соперников могут вызваться:

разницей цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т. д.

разницей в базовых технологиях, возрасте оборудования,.

разницей во внутренних себестоимостях из-за различных размеров производственных единиц, кумулятивного эффекта выпуска, уровней производительности, различных налоговых условиях, уровней организации производства и т. д.

разницей в чувствительности к инфляции и изменениям курсов валют,.

разницей в транспортных расходах,.

разницей затрат в каналах распределения.

Стратегический стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину стоимости от сырья до цены конечных потребителей. Имеется три главных области в цепи действия/издержки, где возможны наибольшие различия для конкурирующих фирм: область снабжения, передовые части каналов распределения, собственно внутренняя деятельность компании. Если фирма теряет конкурентоспособность в задней или передней частях цепи, она может изменять свои внутренние действия с целью восстановления конкурентоспособности. Когда стоимостные пробелы лежат в основном в задней части цепи, фирма может использовать шесть стратегических действий:

добиваться более благоприятных цен у поставщиков,.

работать с поставщиками с целью снижения их издержек,.

предпринять интеграцию назад для контроля над материальными затратами,.

попытаться использовать более дешевые заменители,.

найти новые источники снабжения с приемлемыми ценами,.

попытаться уменьшить разницу путем экономии в других частях цепи.

В случае если это характерно для передней части цепи, возможны три корректирующие воздействия:

использовать более привлекательные формы для участников каналов распространения,.

изменить экономическую стратегию, включая возможность передней интеграции,.

попытаться скомпенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи.

Когда источник потери конкурентоспособности по стоимости лежит во внутренних областях цепи целесообразно рассмотреть возможность следующих действий:

ревизия внутренних статей бюджета;

попытка поднять производительность труда рабочих и дорогостоящего оборудования;

исследование, не будет ли выгоднее выполнение некоторых технологических процессов на стороне, чем самой фирмой;

инвестирование ресурсосберегающих технологических улучшений;

рассмотрение вызывающих опасения компонентов стоимости как объектов новых инвестиций в производство и оборудование;

модификация продукции с целью снижения ее стоимости;

балансировка больших внутрених издержек экономией в передней и задней частях цепи.

4 Этап. Оценка силы конкурентной позиции фирмы.

В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы компании. Он должен ответить на вопросы: насколько сильна сегодняшняя конкурентная позиция фирмы? какое изменение конкурентной позиции можно ожидать при использовании сегодняшней стратегии (с ее тонкой подстройкой)? каков ранг фирмы относительно ключевых соперников в каждом важном компоненте конкурентной силы и отраслевом ключевом факторе успеха? каков перечень конкурентных преимуществ фирмы? какова возможность фирмы защищать свою позицию в свете отраслевых движущих сил, конкурентного давления и предполагаемых действий соперников?

Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями.

В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее.

Если компания имеет важные конкурентные сильные стороны там, где соперники относительно слабы, то можно предпринять действия по эксплуатации этого обстоятельства.

5 Этап. Определение предпочтительных стратегических действий фирмы Последней ступенью ситуационного анализа является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы: адекватна ли существующая стратегия движущим силам в отрасли? как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевыми факторами успеха? насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конкурентных сил в будущем, а не сейчас и в прошлом? способна ли существующая стратегия адекватно защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей? должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или более конкурентов?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой